Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Новожиловой И.А, судей Латушкиной С.Б, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2450/2021 (УИД 17RS0017-01-2020-012363-63) по иску Чудаан-оол Саяны Сояновны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва об обязании выдать копии приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки, заключения служебной проверки, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чудаан-оол Саяна Сояновна (далее по тексту - Чудаан-оол С.С.) обратилась в Кызылский городской суд Республики Тыва с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее по тексту - УФСИН России по Республике Тыва) об обязании выдать надлежащим образом заверенные копии приказа от 6 июля 2020 г. N 337 "О создании комиссии по проведению служебной проверки", заключения служебной проверки от 27 июля 2020 г, в течение трех дней с момента вынесения решения суда, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Чудаан-оол С.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 января 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 г. отменено, по делу принято новое решение следующего содержания: "Исковые требования Чудаан-оол С.С. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва о возложении обязанности выдать копии приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки и заключения служебной проверки, компенсации морального вреда удовлетворить частично. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва выдать Чудаан-оол С.С. надлежащим образом заверенные копию приказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва от 6 июля 2020 г. N 337 "О создании комиссии по проведению служебной проверки" и выписку из заключения служебной проверки, утвержденного начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва ФИО21 Д.И. 27 июля 2020 г, в части, касающейся Чудаан-оол С.С, с учетом имеющихся ограничений (с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом) в трехдневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва в пользу Чудаан-оол С.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Чудаан-оол С.С. отказать".
УФСИН России по Республике Тыва обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 января 2022 г. отменить, решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 г. оставить в силе.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность судебного постановления суда апелляционной инстанции, принятого с нарушением норм материального права. Служебная проверка проводилась не в отношении Чудаан-оол С.С. Сами по себе данные документы не нарушают прав Чудаан-оол С.С, так как по результатам служебной проверки она к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Не является препятствием для защиты трудовых прав отказ в выдаче приказа и заключения. Если Чудаан-оол С.С. считала, что данные документы нарушают ее права, она могла обратится в суд об оспаривании данных документов. Документы были бы запрошены у ответчика судом в любом в случае. Судом не учтено, что во исполнение вышеуказанных норм права ответчиком Чудаан-оол С.С. была предоставлена возможность ознакомления с материалами служебной проверки, она была ознакомлена и с приказом о назначении служебной проверки и с заключением о ее результатах. До настоящего момента Чудаан-оол С.С. в суд не обращалась с иском об оспаривании заключения и приказа УФСИН России по Республике Тыва. Кроме того, приказ УФСИН России по Республике Тыва от 6 июля 2020 г..N 337 также содержит персональные данные сотрудников, назначенными членами комиссии по проведению служебной проверки. В нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2006 г..N 152-ФЗ "О персональных данных" и статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации ответчик вынужден был во исполнение апелляционного определения выдать Чудаан-оол С.С. копию данного приказа, что нарушает права членов комиссии по проведению служебной проверки. Судом не были привлечены в качестве третьих лиц члены комиссии, проводившие проверку.
Чудаан-оол С.С. требовала предоставления надлежащим образом заверенной копии заключения о результатах служебной проверки, суд же самостоятельно изменил исковые требования, возложив обязанность на ответчика предоставить истице выписку заключения служебной проверки и копию приказа о назначении служебной проверки в течении 3 рабочих дней. Обжалуемое судебное постановление в части определения размера подлежащей взысканию с УФСИН России по Республике Тыва в пользу Чудаан-оол С.С. компенсации морального вреда не отвечает нормативным положениям, регулирующим вопросы компенсации морального вреда и определения ее размера, разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чудаан-оол С.С. с 15 августа 2019 г. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных Федерального казенного учреждения Лечебное исправительное учреждение N 2 (далее по тексту - ФКУ ЛИУ-2) УФСИН России по Республике Тыва.
Приказом начальника УФСИН России по Республике Тыва от 6 июля 2020 г. N 337 "О создании комиссии по проведению служебной проверки" в УФСИН России по Республике Тыва создана комиссия по проведению служебной проверки по фактам допущенных сотрудниками ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва нарушений федерального законодательства, указанных в представлении прокуратуры Республики Тыва от 30 июня 2020 г, в составе: помощника начальника управления по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе УФСИН России по Республике Тыва (председатель комиссии) ФИО16 А.Ю, заместителя начальника УФСИН России по Республике Тыва ФИО17 А.С, старшего оперуполномоченного по особо важным делам группы розыска оперативного отдела УФСИН России по Республике Тыва ФИО18 А.В, старшего инспектора группы воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Тыва ФИО19 О.Ю.
По результатам служебной проверки комиссией составлено заключение, утвержденное начальником УФСИН России по Республике Тыва ФИО22 Д.И. 27 июля 2020 г.
С заключением служебной проверки Чудаан-оол С.С. ознакомлена 11 сентября 2020 г, что подтверждается ее подписью.
19 ноября 2020 г. Чудаан-оол С.С. подала рапорт на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва, в котором просила выдать надлежащим образом заверенные копии: заключения о результатах служебной проверки, утвержденного начальником УФСИН России по Республике Тыва 27 июля 2020 г.; приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки от 2 сентября 2020 г. N 423; заключения о результатах служебной проверки, утвержденного начальником УФСИН РФ по Республике Тыва 1 октября 2020 г.
1 декабря 2020 г. Чудаан-оол С.С. подала рапорт на имя начальника УФСИН России по Республике Тыва о выдаче надлежащим образом заверенных копий: приказа УФСИН России по Республике Тыва от 6 июля 2020 г. N 337, заключения служебной проверки, утвержденного начальником УФСИН России по Республике Тыва от 27 июля 2020 г.; приказов УФСИН России по Республике Тыва от 27 августа 2020 г. N 423, от 30 сентября 2020 г. N 492, заключения служебной проверки, утвержденной начальником УФСИН России по Республике Тыва 10 июля 2020 г.
7 декабря 2020 г. Чудаан-оол С.С. дан ответ УФСИН России по Республике Тыва, в котором указано, что в соответствии с пунктом 28 приказа ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198 "Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" приказы о создании комиссии по проведению служебной проверки и заключения по результатам служебной проверки относятся к материалам проверки. В соответствии с пунктом 30 приказа ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198 материалы проверки могут быть предоставлены для ознакомления по запросу органов прокуратуры и суда Российской Федерации, правоохранительных органов, с разрешения должностного лица, указанного в пункте 3 Инструкции, либо лица, его замещающего. Ранее истцу неоднократно разъяснялся порядок предоставления материалов служебных проверок.
Чудаан-оол С.С, указав, что факт невыдачи указанных документов в течении трех рабочих дней является нарушением ее прав, установленных частью 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198, оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что материалы служебной проверки непосредственной связи с работой сотрудника не имеют, самостоятельных правовых последствий не порождают и обжалованию не подлежат. Документом, влекущим для истца правовые последствия, а, следовательно, связанным непосредственно с трудовой деятельностью, является приказ о применении дисциплинарного взыскания. Ответчиком выполнена обязанность ознакомить истца с заключением служебной проверки. Обязанность выдать истцу надлежаще заверенные копии материалов служебной проверки в связи с привлечением работника к дисциплинарной ответственности на работодателя Трудовой кодекс Российской Федерации не возлагает. Отказ ответчика в выдаче указанных документов является обоснованным.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Отменяя решение суда и частично удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что выдача сотруднику органов уголовно-исполнительной системы документов, связанных со службой, и их надлежащим образом заверенных копий, нормами специального законодательства не урегулированы, к таким правоотношениям в силу положений части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "Об службе в уголовно-исполнительной системе и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об утверждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" подлежат применению положения части 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в Инструкции об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198, прямого указания на невозможность получения работником заключения по результатам служебной проверки, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствует об отсутствии у работодателя обязанности по выдаче копии такого заключения, если оно касается трудовой деятельности работника учреждения ФСИН.
Признавая несостоятельными вывода суда первой инстанции о том, что материалы служебной проверки непосредственной связи с работой сотрудника не имеют, суд апелляционной инстанции указал, что поскольку в заключении служебной проверки, утвержденном начальником УФСИН России по Республике Тыва ФИО23 Д.И. 27 июля 2020 г, содержатся выводы о допущенных истцом нарушениях требований части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", выразившихся в несвоевременном рассмотрении обращения ФИО25 В.А. от 18 мая 2020 г. о предоставлении трудовой книжки и справки учета рабочего времени, а также о нарушениях требований статей 98, 99, 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 18 главы 4 приказа Минюста Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 262, выразившихся в непринятии истцом в период с 15 августа 2019 г. по 18 августа 2019 г. мер по направлению обращения в органы пенсионного обеспечения для перевода пенсии по месту отбывания наказания осужденных ФИО27 А.О, ФИО28 С.С, отсутствии контроля за своевременным направлением подчиненным сотрудником - инспектором группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ЛИУ-2 ФИО29 Н.С. уведомления в Пенсионный фонд г. Кызыла на осужденного ФИО30 Ш.О, по результатам проверки комиссией в заключении предложено за нарушение требований части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части не рассмотрения обращения ФИО26 В.А. объявить истцу выговор, заключение служебной проверки содержит выводы о ненадлежащем исполнении истцом своих служебных обязанностей, тем самым оно непосредственно связано с работой истца.
Указывая на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что материалы служебной проверки самостоятельных правовых последствий не порождают и обжалованию не подлежат, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что работник учреждения ФСИН в случае несогласия с выводами заключения служебной проверки вправе обжаловать его в судебном порядке, действующим законодательством запрет на обжалование заключения служебной проверки не установлен, наличие у работника возможности обжаловать приказ о применении дисциплинарного взыскания не лишает его права на обжалование также заключения служебной проверки.
Сославшись на положения пунктов 7, 10, 11 Инструкции, суд апелляционной инстанции указал, что истец вправе требовать предоставления копии приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки, поскольку вправе знать, кто включен в состав данной комиссии, и в случае несогласия с составом комиссии обжаловать приказ о создании комиссии или требовать признания результатов проверки недействительными.
Доводы ответчика, приведенные в суде апелляционной инстанции, о том, что информация, указанная в заключении служебной проверки, является информацией ограниченного доступа, так как в ней содержатся персональные данные других сотрудником и осужденных ФКУ ЛИУ- 2, сведения о допущенных осужденными нарушениях правил внутреннего распорядка, о проводимой оперативными подразделениями работе, суд апелляционной инстанции признал заслуживающими внимания, вместе с тем, не свидетельствующими о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции указал, что заключении служебной проверки, утвержденной начальником УФСИН России по Республике Тыва от 27 июля 2020 г, действительно, содержатся персональные данные других сотрудником и осужденных ФКУ ЛИУ-2 и сведения о допущенных другими сотрудниками ФКУ ЛИУ-2 нарушениях федерального законодательства, которые отношения к истцу не имеют и не связаны с работой истца, вместе с тем, данное обстоятельство, не может служить основанием для отказа в выдаче истцу запрашиваемых документов, поскольку исходя из положений статьи 7, части 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и статьи 88 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель в целях соблюдения трудовых прав истца обязан выдать копию приказа от 6 июля 2020 г. N 337 "О создании комиссии по проведению служебной проверки", поскольку отказ в выдаче копии данного приказа лишает истца права знать, кто включен в состав данной комиссии, и в случае несогласия с составом комиссии обжаловать приказ о создании комиссии или требовать признания результатов проверки недействительными, а также выписку из заключения служебной проверки в части, касающейся Чудаан-оол С.С, с учетом имеющихся ограничений (с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите персональных данных, а также сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом), в том числе посредством обезличивания персональных данных других лиц в соответствии с требованиями статей 3, 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Установив нарушение трудовых прав Чудаан-оол С.С. ответчиком, исходя из объема и характера нравственных и физических страданий, причиненных истцу в связи с нарушением трудовых прав истца, с учетом требований разумности и справедливости, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее по тексту - Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Основания и порядок проведения служебной проверки регламентированы статьей 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ.
Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (часть 5 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 9 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ).
На момент проведения служебной проверки организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации регламентировались Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198 (далее по тексту - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что проверки проводятся по факту нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника (далее - дисциплинарный проступок).
Согласно пункту 5 Инструкции, установив основания для проведения проверки, указанные в пункте 2 Инструкции, должностное лицо, указанное в пункте 3 Инструкции, либо лицо, его замещающее, принимает решение о проведении проверки. Решение о проведении проверки оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, указанных в пункте 2 Инструкции. Резолюция также должна содержать сведения о должностном лице, ответственном за организацию ее проведения (далее - ответственное должностное лицо). Ответственное должностное лицо организует подготовку проекта приказа учреждения, органа УИС о проведении проверки. Приказ о проведении проверки должен содержать: факт (сведения, информация), послуживший основанием для проведения проверки; состав комиссии по проведению проверки (далее - комиссия) с указанием должностей, специальных званий, фамилий, имен и отчеств сотрудников; должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, в отношении которого(ых) проводится проверка;
Пунктом 7 Инструкции установлено, что комиссия состоит из трех и более сотрудников. В состав комиссии включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председателем комиссии назначается сотрудник подразделения учреждения, органа УИС, к компетенции которого относится предмет проверки.
В силу пункта 8 Инструкции председатель комиссии: организует работу комиссии и несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки; определяет задачи для членов комиссии; оказывает членам комиссии методическую помощь по сбору, обобщению и анализу изучаемых в ходе проверки материалов; координирует, организует взаимодействие и осуществляет контроль за работой членов комиссии; направляет в установленном порядке запросы о представлении необходимых документов, материалов и информации с целью установления фактов и обстоятельств, имеющих отношение к проводимой проверке; обеспечивает сохранность документов и материалов проверки; знакомит лицо, в отношении которого проводится проверка, с приказом о ее назначении; не позднее 10 дней со дня утверждения заключения о результатах служебной проверки (далее - заключение) (приложение N 2) знакомит сотрудника(ов), в отношении которого проводилась проверка, с заключением и материалами проверки в части, его касающейся, под роспись. В случае отказа сотрудника(ов), в отношении которого проводилась проверка, от ознакомления с заключением либо от подписи об ознакомлении с заключением председатель комиссии составляет акт (приложение N 3) и приобщает его к материалам проверки.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции сотрудник, в отношении которого проводится проверка, имеет право: знакомиться с приказом о проведении проверки; давать письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих проверку, в установленном порядке; знакомиться по окончании проверки с заключением и другими материалами проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
По окончании проверки комиссией подготавливается заключение (пункт 21 Инструкции).
Согласно пункту 22 Инструкции заключение подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку, и утверждается должностным лицом, указанным в пункте 3 Инструкции, либо лицом, его замещающим.
Заключение составляется на основании имеющихся в материалах проверки данных и должно состоять из двух частей: описательной и распорядительной (пункт 23 Инструкции).
Материалы проверки могут быть предоставлены для ознакомления по запросу органов прокуратуры и суда Российской Федерации, правоохранительных органов, с разрешения должностного лица, указанного в пункте 3 Инструкции, либо лица, его замещающего (пункт 30 Инструкции).
Статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации установлены основания и порядок выдачи работнику документов, связанных с работой.
Согласно части 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Таким образом, часть 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность работодателя по письменному заявлению работника выдать ему копии документов, связанных с работой, носит гарантийный характер и направлена на обеспечение защиты интересов работника. При этом перечень таких документов не является исчерпывающим.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что вопрос организации и проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации регламентирован нормами специального законодательства, заключение служебной проверки является документом, которым оформляются результаты служебной проверки, оно подписывается председателем и всеми членами комиссии, проводившими проверку, Инструкцией об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198, предусмотрена только обязанность председателя комиссии ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась проверка, с заключением и материалами проверки в части, его касающейся, под роспись, перечисленная обязанность, как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком была исполнена, к спорным отношениям, вопреки выводам суда апелляционной инстанции не подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, в частности положения части 1 статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что заключение служебной проверки содержит выводы о ненадлежащим исполнении истцом своих обязанностей, тем самым оно непосредственно связано с работой, не может быть признано обоснованным, поскольку к спорным правоотношениям нормы Трудового кодекса Российской Федерации не применяются, специальным законодательством на ответчика обязанность выдать сотруднику копию заключения служебной проверки не возложена.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что истец вправе требовать предоставления копии приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки, поскольку истец вправе знать кто включен в состав данной комиссией, и в случае несогласия с составом комиссии обжаловать приказ о создании комиссии или требовать признания результатов проверки недействительными, не основаны на приведенных нормах материального права, подлежащих применению к спорным отношениям.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что ни нормы Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ, ни Инструкция об организации и проведении служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 12 апреля 2012 г. N 198, не возлагают на ответчика обязанность по выдаче сотруднику копии приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки, состав комиссии, проводившей проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии, проводивших проверку), в соответствии с пунктом 24 Инструкции указывается в описательной части заключения о результатах служебной проверки, с которым Чудаан-оол С.С. была ознакомлена, и состав комиссии ей был известен.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 января 2022 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены и оставления в силе решения суда первой инстанции, правильно разрешившего спор.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 11 января 2022 г. отменить, оставить в силе решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 7 апреля 2021 г.
Председательствующий И.А. Новожилова
Судьи С.Б. Латушкина
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.