Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В, Пластинина И.В, при секретаре - помощнике судьи Шевченко Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-362/2021 по административному исковому заявлению Исмаиловой Ксении Дмитриевны о признании не действующим в части Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015-2044 годах, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы" по апелляционным жалобам Правительства Свердловской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на решение Свердловского областного суда от 7 февраля 2022 г, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя Правительства Свердловской области Тертышного А.Н. и представителя Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Романовой Т.И, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя административного истца Потатушкиной М.А, возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, представителя Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области Попова С.А, который полагал, что решение суда следует отменить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
22 апреля 2014 г. Правительством Свердловской области принято постановление N 306-ПП, которым утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы (далее - Региональная программа).
Приложением к Региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годы (далее - Перечень).
Указанным Перечнем запланировано выполнение работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме "адрес", в плановый период в 2036 - 2038 годах и 2039 - 2041 годах (строка 6021).
В последующем в названный документ неоднократно вносились изменения.
В частности, постановлением Правительством Свердловской области от 10 августа 2021 г. N 508-ПП "О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утверждённую Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП" плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в упомянутом многоквартирном доме изменён на 2042 - 2044 годы (строка 26516 Перечня).
В настоящее время действующая редакция упомянутого постановления Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 г. N 306-ПП устанавливает те же плановые сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме "адрес", то есть в 2042 - 2044 годах (строка 26598).
Исмаилова К.Д, являясь собственником доли в праве общей долевой собственности на квартиру в указанном многоквартирном доме, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующей строку N 26598 Перечня, ссылаясь на её противоречие части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, вопреки требованиям которой перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществлён в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, чем нарушаются её права как собственника квартиры в этом многоквартирном доме.
Решением Свердловского областного суда от 7 февраля 2022 г. административные исковые требования Исмаиловой К.Д. удовлетворены.
В апелляционных жалобах административный ответчик Правительство Свердловской области и заинтересованное лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области просят решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалоб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Российской Федерации, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование вопросов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах отнесено к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" - к компетенции Правительства Свердловской области.
Исходя из приведённых норм, Региональная программа, приложением к которой является оспариваемый Перечень, принята в пределах полномочий Правительства Свердловской области как высшего исполнительного органа государственной власти Свердловской области.
Разрешая административный спор, суд также правильно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очерёдность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 г. N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" очерёдность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется уполномоченным органом в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев: год постройки многоквартирного дома; физический износ общего имущества в многоквартирном доме; год проведения последнего капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; наличие коллективных (общедомовых) приборов учёта потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (тепловой энергии, горячей воды и холодной воды, электрической энергии, газа), которые подлежат установке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; полнота поступления взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Исключения из данного правила определены в приведённой норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решение о переносе периода проведения работ (услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме "адрес", на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия решения о переносе установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах суд пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб отмену судебного решения не влекут, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им в судебном акте дана надлежащая правовая оценка.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского областного суда от 7 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Свердловской области и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.