Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора" Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия), поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора" Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года, частично удовлетворено исковое заявление прокурора Абыйского района Республики Саха (Якутия), действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к администрации муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора" Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация): на Администрацию возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в закону силу ликвидировать несанкционированные места размещения твёрдых коммунальных отходов на территории п. Белая Гора Абыйского района Республики Саха (Якутия) по адресам: ул. Ефимова, д. 11/3 (между поселковой баней и котельной АО "Абыйское" филиала ГУП ЖКХ PC (Я)), ул. Строителей, д. 25 (напротив гаража Индигирского района водных путей), а также в 50 метрах от начала дороги, ведущей к поселковой свалке по координатам N68.53388* Е146.18057*.
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
11 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 5 апреля 2022 года через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением судами норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13 апреля 2022 года кассационная жалоба Администрации вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для её рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представитель Администрации, извещённой о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя административного ответчика.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не установлено.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в результате проведённой прокуратурой Абыйского района проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории п. Белая Гора Абыйского района Республики Саха (Якутия) выявлены места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов по адресам: ул. Ефимова, д. 11/3 (между поселковой баней и котельной АО "Абыйское" филиала ГУП ЖКХ PC (Я)), ул. Строителей, д. 25 (напротив гаража Индигирского района водных путей), а также в 50 метрах от начала дороги, ведущей к поселковой свалке по координатам N68.53388* Е146.18057*.
Согласно акту обследования территорий на предмет соблюдения природоохранных требований от 9 сентября 2021 года N 13-1/2021-р, составленному Абыйской инспекцией государственного экологического надзора с участием прокурора Абыйского района, по указанным адресам зафиксировано несанкционированное размещение отходов: крупногабаритных, строительных, автомобильных, картонных ящиков, мусора, твёрдых коммунальных отходов.
Все выявленные несанкционированные места размещения твёрдых коммунальных отходов расположены в пределах границ муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора".
13 сентября 2021 года в адрес исполняющего обязанности главы муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора" прокурором Абыйского района вносилось представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого Глава городского поселения Новиков В.В. сообщил прокурору в письме от 6 октября 2021 года о том, что проведение мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок запланировано на март-май 2022 года.
Полагая, что со стороны Администрации допущено незаконное бездействие, нарушающее права неопределённого круга лиц, прокурор Абыйского района обратился в суд с исковым заявлением.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) определено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что под термином "санитарно-эпидемиологическое благополучие населения" понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно пункту 18 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов с региональным оператором.
ГОСТ 30772-2001 в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусмотрено, что участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Разрешая заявленные прокурором требования, Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, установив, что на территории п. Белая Гора надлежащим образом не организована система сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых бытовых отходов, что приводит к образованию несанкционированных свалок и, как следствие, к нарушению прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, указали в решении и апелляционном определении на необходимость возложения на Администрацию обязанности по ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку нижестоящие суды правильно определили имеющие значение для рассмотрения дела фактические обстоятельства, характер спорных правоотношений и верно применили нормы материального права.
Настоящее административное дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Между тем неверный выбор вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
В данном случае, обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов, выявленных на территории муниципального образования, обоснованно возложена на Администрацию, тогда как, вопреки доводам кассационной жалобы, суды не возлагали на административного ответчика обязанность ликвидировать остатки старой промышленной техники, автомашин, тракторов, строительных кранов, цистерн, судов, капитальных построек и металлических труб.
Согласно имеющимся в материалах дела акту обследования территорий от 9 сентября 2021 года, планам-схемам и фототаблицам, на указанных в резолютивной части решения территориях городского поселения "поселок Белая Гора" не санкционированно размещаются, в том числе, твёрдые коммунальные отходы.
Ссылки Администрации на то, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок твёрдых коммунальных отходов должна быть возложена на администрацию муниципального района "Абыйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции.
Действительно, законодателем на муниципальные районы, как и на городские поселения, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, указал, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере, объёме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учётом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объёма полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 года N 13-П).
Исходя из содержания пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
По смыслу приведённой нормы в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся только земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования. В то же время за земельные участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который, в том числе, несёт обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают верных выводов нижестоящих судов, изложенных в решении суда и апелляционном определении, по существу они сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и к неверному толкованию норм материального права, в связи с чем данные доводы не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены судебных постановлений.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городское поселение "Поселок Белая Гора" Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.