Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора Благовещенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора Благовещенского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России): признано незаконным бездействие Минобороны России, связанное с непроведением замены труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 221, протяженностью 4 111 погонных метра; на Минобороны России возложена обязанность в срок 1 декабря 2021 года произвести замену труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенных на территории военного городка N 5 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 221, протяженностью 4 111 погонных метра.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2022 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года изменено в части установленного срока его исполнения: судом апелляционной инстанции указано на то, что Минобороны России обязано произвести замену указанных в решении труб теплоснабжения котельной в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
11 апреля 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная 5 апреля 2022 года через Благовещенский городской суд Амурской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 года кассационная жалоба вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 ГПК РФ передана в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для ее рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представители Минобороны России и Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), Филиала ФГБУ "ЦЖКУ" (по Восточному военному округу), которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Признавая бездействие Минобороны России незаконным и возлагая на него обязанность произвести замену труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенных на территории военного городка N 5 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 221, протяжённостью 4 111 погонных метра, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, суды нижестоящих инстанций указали в решении и апелляционном определении, что в нарушение требований действующего законодательства о теплоснабжении и технической безопасности зданий, строений и сооружений данные тепловые сети изношены на 100 %, их капитальный ремонт не проводился, тогда как Минобороны России, являясь собственником соответствующего имущества, в силу закона несёт бремя его содержания, обеспечения его безопасности и работоспособности.
Между тем судами оставлено без внимания то обстоятельство, что в силу пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
В данном случае по делу установлено, что тепловые сети котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 221, на основании передаточного акта от 10 октября 2017 года N 141/6/01/17 закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", которое создано на основании приказа Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "ЦЖКУ").
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" данное бюджетное учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, текущий и капитальный ремонт закреплённых за ним на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование объектов недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которое, в числе прочего, определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Так, пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несёт ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закреплённых на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" (пункт 15 Руководства). Кроме того, жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункт 16 Руководства).
В то же время, суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание содержание названных актов, не учли организационную структуру Минобороны России, а также наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство капитального ремонта труб теплоснабжения котельной с инвентарным номером 717, расположенной на территории военного городка N 5 по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Ленина, 221, в то время как само Минобороны России может организовать выполнение работ по ремонту объектов социальной инфраструктуры, а не произвести такой ремонт.
Кроме того, в силу в силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено иного вида судопроизводства в судах общей юрисдикции для оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, кроме как в порядке, установленном КАС РФ.
Поскольку заявленные военным прокурором Благовещенского гарнизона требования о признании бездействия Минобороны России незаконным и о возложении обязанности вытекают из публичных правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, связаны с реализацией административных и иных публично-властных полномочий, они подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
С учётом изложенного, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой, апелляционной инстанций допустили нарушения норм материального и процессуального права, которое привело к принятию неправильных судебных актов, в связи с чем обжалуемые решение и апелляционное определение с учётом положений пункта 2 части 1 статьи 329 КАС РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда в порядке административного судопроизводства.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 31 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 26 января 2022 года отменить, направить дело на новое рассмотрения в порядке административного судопроизводства в Благовещенский городской суд Амурской области в ином составе суда.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.