Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Хребтовой Н.Л, Наконечной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании (с использованием системы ВКС) гражданское дело по иску Власенко С.И. к Министерству труда и социальной политики Магаданской области о признании права на получение пенсии, по кассационной жалобе Власенко С.И. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н, выслушав пояснения представителя Министерства труда и социальной политики Магаданской области Егоркина Е.О, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Власенко С.И. обратился в суд с иском к министерству труда и социальной политики Магаданской области (министерство) о признании за ним права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-03 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области".
В обоснование заявленных требований указав, что обращался в министерство с просьбой дать разъяснения относительно наличия у него права на назначение пенсии за выслугу лет.
25 августа 2021 года ответчик проинформировал истца об отсутствии у него права на назначение и получение пенсии за выслугу лет, мотивировав это тем, что на момент увольнения с государственной гражданской службы 11 января 2011 года у истца отсутствовало право на назначение и получение страховой пенсии по старости.
Полагает, что доводы ответчика об отсутствии у истца права на пенсию за выслугу лет являются ошибочными, сделанными при неправильном применении норм областного закона.
Ссылаясь на положения пункта 2 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-03 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области", полагал, что ответчиком не учтено, что истец не был уволен с областной гражданской службы по указанным в данной норме основаниям, но был освобожден от государственной гражданской службы в связи с назначением на государственную должность, что, по мнению истца, свидетельствует об отсутствии основания для применения указанной нормы к спорным отношениям.
Настаивал на том, что приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 1999 году, после того, как отработал в районах Крайнего Севера 15 календарных лет, а отказ от непосредственной реализации этого права правового значения не имеет. На момент освобождения с государственной гражданской службы 4 мая 2010 года он заработал в полном объеме право на досрочную страховую пенсию по старости, но не мог это право реализовать.
Считал, что имеет право на пенсию за выслугу лет на основании положений пункта 1 статьи 1 Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-03 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области", поскольку имеет стаж работы по состоянию на 2021 год более 23 лет; замещал должности областной гражданской службы не менее 12 месяцев; освобожден от гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в РФ", в связи с назначением на государственную должность Магаданской области.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Власенко С.И. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании судебной коллегии кассационной инстанции (с использованием системы ВКС) представитель Министерства труда и социальной политики Магаданской области Егоркин Е.О. против доводов кассационной жалобы возражал, поддержал письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участника процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения и апелляционного определения не имеется.
Материалами дела установлено, что Власенко С.И. 28 июня 2021 года обратился в министерство труда и социальной политики Магаданской области по электронной почте с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
К данному заявлению были приложены: не заверенные копия паспорта истца, копия справки об установлении страховой пенсии по старости, копия трудовой книжки.
В связи с не поступлением оригиналов заявления и приложенных к нему документов, регистрация заявления истца о назначении пенсии аннулирована (абз. 3 пункта 12 административного регламента, утвержденного Приказом министерства труда и социальной политики Магаданской области N 208/009 от 22 июля 2019 года). Решение по заявлению истца о назначении пенсии за выслугу лет уполномоченным органом не принималось.
25 августа 2021 года в адрес Власенко С.И. направлено письмо министра труда и социальной политики Магаданской области исх. N 216/09-11 (В-143/09), содержащего мнение последнего по вопросу необходимости обращения по вопросу назначения пенсии по выслуге лет по последнему месту государственной гражданской службы, а для получения решения по вопросу назначения истцу пенсии за выслугу лет в Магаданской области обращено внимание на необходимость представления документов, заверенных в установленном порядке в соответствии с требованиями статьи 5 закона Магаданской области N 1718-03.
17 сентября 2021 года письмом исх. N 928/01- 41 (В-1077/01) истца Власенко С.И. по вопросу обращения за назначением пенсии по выслуге лет повторно проинформировал губернатор Магаданской области. Последний абзац данного письма содержит разъяснение о том, что для решения вопроса о назначении либо отказе в назначении пенсии за выслугу лет истцу необходимо обратиться в министерство, представив документы, предусмотренные административным регламентом, заверенные надлежащим образом.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.
В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В пункте 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Преамбулой Закона Магаданской области от 14 марта 2014 года N 1718-03 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области", предусмотрено, что данный нормативный правовой акт устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской области, лицам, замещающим должности муниципальной службы в Магаданской области, лицам, замещающим государственные должности Магаданской области на постоянной профессиональной основе, размер, условия, порядок назначения и выплаты указанной пенсии.
Частью 1 статьи 1 указанного областного закона (в ред. Законов Магаданской области от 29.11.2016 N 2111-03, от 26.12.2018 N 2340-03), предусмотрено, что лица, замещающие должности государственной гражданской службы Магаданской области, при наличии у них стажа государственной гражданской службы Магаданской области, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в 2021 году составляла 17 лет и 6 месяцев, при замещении ими должности областной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с областной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статьей 5 указанного областного закона определен заявительный порядок установления пенсии за выслугу лет областному гражданскому служащему (лицу, замещавшему областную должность), осуществляемый решением руководителя уполномоченного органа, а также регламентирован объем и требования к документам, прилагаемым к заявлению о назначении (установлении) пенсии, сроки принятия решения о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначений пенсии за выслугу лет, включая основания но которым в назначении такой пенсии может быть отказано, а также необходимость и сроки извещения заинтересованного лица о принятом решении.
Приказом министерства труда и социальной политики Магаданской области N 208/009 от 22 июля 2019 года утвержден административный регламент предоставления данным министерством государственной услуги по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Магаданской области, и лицам, замещавшим государственные должности Магаданской области, который в соответствии с пунктом 1 (Общие положения) регулирует порядок предоставления указанной государственной услуги.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение по заявленному иску, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку уполномоченный орган в установленном областным законом и административным регламентом порядке решения по вопросу установления (отказе в установлении) пенсии за выслугу лет истцу не принимал. Поступившее заявление истца по данному вопросу было аннулировано.
Судами правильно указано, удовлетворение иска по настоящему делу фактически привело бы к принятию решения о назначении истцу пенсии по выслуге лет с нарушением установленного порядка, в отсутствие соответствующего волеизъявления (в виде подачи заявления и необходимых документов в установленном законом порядке) и в отсутствие решения по этому вопросу уполномоченного органа, несогласие с которым можно оспорить в судебном порядке.
Фактически вопрос о признании права на пенсию по выслуге лет носят в данном случае заявительный характер, с обязательным рассмотрением заявления уполномоченным органом и принятием им соответствующего решения.
В случае несогласия с решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, истец вправе обжаловать его в вышестоящий орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) обратиться в суд с соответствующими требованиями (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Из материалов дела следует, что обстоятельства дела установлены на основе надлежащей оценки всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ. При исследовании и оценке представленных доказательств нарушения норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, судами не допущены.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Власенко С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.