Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Белкина И.В., судей Макарова С.С. и Буданова К.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Немовым А.А., с участием представителей административного истца - Тарасова А.А. и административного ответчика - Варнакова А.В. путем использования систем видео-конференц-связи рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-18/2022 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Варнакова А.В. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2022 г., которым удовлетворен административный иск военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области "данные изъяты" Беззубенкова Вячеслава Владимировича об оспаривании действий начальника названного Управления, связанных с отказом в оформлении документов для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Заслушав доклад судьи Буданова К.М, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - Варнакова А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, а также представителя административного истца - Тарасова А.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Беззубенков через своего представителя обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее - Управление Росгвардии по Ульяновской области), связанные с отказом в оформлении документов для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) по признаку категории "06" с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - ДД.ММ.ГГГГ, обязать начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области организовать оформление списков для включения административного истца в реестр участников НИС и их направление в вышестоящий орган управления.
Ульяновский гарнизонный военный суд 25 февраля 2021 г. удовлетворил административный иск Беззубенкова.
Не согласившись с решением суда, представитель административного ответчика Управления Росгвардии по Ульяновской области Варнаков подал апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Варнаков утверждает, что в основу обжалуемого решения необоснованно положены обстоятельства исключения Беззубенкова из реестра участников НИС в 2010 г, поскольку они не относятся к деятельности Управления Росгвардии по Ульяновской области, созданного в 2016 г. При этом ознакомление административного истца с уведомлением об исключении из реестра участников НИС только ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о нарушении срока ознакомления, поскольку такой срок законодательством не установлен.
По мнению Варнакова судом первой инстанции не установлены причины, по которым в период с марта 2010 г. по ноябрь 2021 г. административный истец не обжаловал решение об аннулировании его регистрационного номера, а также не обращался к командованию с рапортом о повторном включении в реестр участников НИС.
Помимо этого представитель административного ответчика в жалобе отмечает, что при принятии решения об исключении Беззубенкова из реестра участников НИС регистрирующий орган действовал в соответствии с законодательством.
В продолжение жалобы Варнаков выражает несогласие с выводом суда о нахождении Беззубенкова в неравных условиях с другими участниками НИС, своевременно включенными в реестр, поскольку административный истец, заключивший первый контракт о прохождении военной службы ДД.ММ.ГГГГ, не относится к обязательной категории участников НИС и имеет возможность реализовать свое право на жилище в ином порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Обращает внимание в жалобе Варнаков и на то, что Беззубенков не подавал рапорт о включении его в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому вывод суда о необходимости включения административного истца в реестр с ДД.ММ.ГГГГ не основан на законе.
В заключение жалобы Варнаков выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отказе в применении последствий пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку Беззубенкову стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов ДД.ММ.ГГГГ при ознакомлении с уведомлением об исключении из реестра участников НИС.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, в сентябре 2003 г. Беззубенков заключил первый контракт о прохождении военной службы, после чего в марте 2004 г. был досрочно уволен в запас в связи с невыполнением условий контракта. В марте 2006 г. он заключил новый контракт о прохождении военной службы во внутренних войсках МВД России, а в октябре 2007 г. ему присвоено воинское звание "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ Беззубенков обратился с рапортом о включение его в реестр участников НИС, который этим же числом был зарегистрирован в воинской части, то есть с указанной даты он изъявил свое желание быть включенным в реестр участников НИС.
ДД.ММ.ГГГГ Беззубенкову был присвоен регистрационный номер участника НИС с датой возникновения основания для включения в реестр по признаку категории "06" - ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ ему вручено соответствующее уведомление.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Беззубенкову было вручено новое уведомление, подписанное той же датой - ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он исключен из реестра участников НИС, поскольку на момент написания рапорта ДД.ММ.ГГГГ его общая продолжительность военной службы составляла менее 3 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Беззубенков обратился к начальнику Управления Росгвардии по Ульяновской области с просьбой организовать подготовку и направление документов для включения его в реестр участников НИС по признаку категории "06" с датой возникновения основания для включения в реестр - ДД.ММ.ГГГГ, в чем сообщением указанного должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" в редакции, действовавшей в период возникновения оснований у Беззубенкова для включения в НИС, к участникам НИС относятся прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Как установлено пп. 6 п. 13 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), датой возникновения соответствующего основания для включения указанной выше категории военнослужащих в реестр является дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
Согласно п. 10, 12 и 17 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Порядок), ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней с даты возникновения основания, указанного в ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", составляет списки, в том числе для повторного включения военнослужащего в реестр участников НИС и представляет их на подпись командиру (начальнику). При этом в позиции "Категория участника НИС" списков для включения в реестр указывается признак категории участника НИС в соответствии со структурой регистрационного номера участника НИС.
Списки для включения в реестр и документы, указанные в п. 10 Порядка, а в случае превышения сроков, установленных п. 17 Правил, - копии материалов разбирательства о причинах превышения установленного срока не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются воинскими частями (организациями) - в вышестоящий орган управления (по подчиненности).
После получения уведомления о включении в реестр командиры (начальники) организуют проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС, а также внесение изменений в реестр в порядке, предусмотренном главой IV Порядка, в случае несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о включении в реестр, сведениям, содержащимся в личной карточке участника НИС.
В действовавших ранее приказах Росгвардии от 14 марта 2017 г. N 79 "Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации" и МВД РФ от 28 декабря 2005 г. N 1059 "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России" было указано, что командиры воинских частей несли ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений, а срок направления документов в органы военного управления был определен не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным.
При таких обстоятельствах, административный истец, изъявивший свое желание быть включенным в реестр участников НИС в феврале 2008 г, подлежал включению в указанный реестр по достижении им общей продолжительности военной службы по контракту три года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, однако этого сделано не было по причине не направления воинскими должностными лицами необходимых документов в отношении Беззубенкова в уполномоченный вышестоящий орган военного управления для включения его в реестр с указанной даты, о чем к правильному выводу пришел суд первой инстанции.
Утверждение представителя административного ответчика о невозможности включения административного истца в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием его рапортов от указанной даты и после ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным, поскольку Беззубенков изъявил свое желание быть включенным в реестр участников НИС, в последующем от него не отказывался, а до ДД.ММ.ГГГГ добросовестно полагал, что состоит в названном реестре.
В противном случае административный истец не мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса участника НИС и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 января 2016 г. N 1-П.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение начальника Управления Росгвардии по Ульяновской области об отказе Беззубенкову в оформлении документов для включения его в реестр участников НИС по признаку категории "06" с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанным выше нарушением, вопреки установленным для военнослужащих в п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" гарантиям единой системы правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения, и в нарушение принципа социальной справедливости, Беззубенков был поставлен в неравные условия с теми военнослужащими, которые обладают сходными правами на жилищное обеспечение, но в отношении которых подобных нарушений не допущено.
Доводы представителя административного ответчика в апелляционной жалобе о пропуске административным истцом срока для обращения с административным исковым заявлением в суд, являются ошибочными, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, нарушение прав Беззубенкова носит длящийся характер.
При этом административный иск подан в пределах трехмесячного срока с даты отказа административным ответчиком удовлетворить просьбу Беззубенкова организовать подготовку и направление документов для включения его в реестр участников НИС. Таким образом, вопрос о судебной защите нарушенных прав и законных интересов поставлен административным истцом в пределах установленного в законе срока.
Доводы жалобы о том, что в основу обжалуемого решения необоснованно положены обстоятельства исключения Беззубенкова из реестра участников НИС в 2010 г, поскольку они не относятся к деятельности Управления Росгвардии по Ульяновской области, созданного в 2016 г, являются несостоятельными, так как в настоящее время административный истец проходит службу в указанном Управлении, на должностных лиц которого возложены обязанности по подготовке и направлению документов для включения военнослужащих в реестр участников НИС.
Выводы суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, являются верными, обусловленными правильным истолкованием норм материального права, соответствуют установленным обстоятельствам дела и существу возникших спорных правоотношений, чьих либо прав не нарушают.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не подтверждают нарушение норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции оснований не имеется, а приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, констатируя его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 25 февраля 2022 г, принятое по административному иску военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области "данные изъяты" Беззубенкова Вячеслава Владимировича об оспаривании действий начальника названного Управления, связанных с отказом в оформлении документов для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) К.М. Буданов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.