Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
при секретаре
Козловой Н.И.
Орловой Т.А.
Комаровой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 апреля 2022 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе Поплевкиной Л. Ф. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Поплевкиной Л. Ф. к администрации "адрес" Санкт-Петербурга о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, объяснения истца - Поплевкиной Л.Ф, представителя ответчика - Цветковой Д.А, действующей на основании доверенности от "дата", выданной сроком на три года (диплом КО 61541 от "дата"), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Поплевкина Л.Ф. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации "адрес" Санкт-Петербурга, в котором с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать решение отдела социальной защиты населения администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты пенсионеру незаконным и обязать ответчика предоставить меры социальной поддержки, установленные ч. 2, 4 ст. 66 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований истец указывала, что "дата" в администрацию "адрес" Санкт-Петербурга через портал Гос.услуг ею направлено обращение (N...) о назначении ежемесячной денежной выплаты пенсионеру, с предоставлением Уведомления ПФР РФ о назначении страховой пенсии по старости (рег\н 41748\21) с "дата", с указанием места пребывания по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
"дата" по вышеуказанному обращению вынесено отрицательное решение, о чем размещена информация на сайте Гос.услуг.
В адрес истца поступило решение отдела социальной защиты населения администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" об отказе в ежемесячной денежной выплате, со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих место жительства в Санкт-Петербурге. Истец, не согласившись с указанным выше решением обратилась в суд с данным иском.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" Поплевкиной Л.Ф. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, поскольку оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, судом не правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, неверно истолкован закон, в связи с чем истец просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец на доводах апелляционной жалобы настаивала, представитель ответчика, решение суда просила оставить без изменения.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии со ст.26.3.1 Федерального закона от "дата" N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта РФ, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законом Санкт-Петербурга от "дата" N... "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
В соответствии с п. 1, 2, 4 ст. 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
Гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства.
Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В соответствии со ст. 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга право на социальную поддержку в соответствии с настоящим Кодексом имеют в том числе получатели пенсии, в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - пенсионеры.
Согласно п.1 ст. 60 и п. 2 ст. 66 Социального кодекса дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты предоставляется гражданам РФ, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге и гражданам без определенного места жительства, являющимся получателями пенсий либо достигшим возраста 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно, не имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат, ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты в соответствии со статьями 61-65 и 70-3 Социального кодекса, а также ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета независимо от основания, по которому они устанавливаются.
В соответствии с п. 1 ст. 63 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий, предоставляются в том числе такие дополнительные меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата в размере 707 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Социального кодекса Санкт-Петербурга порядок предоставления мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан определяется Правительством Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, "дата" истец направила обращение на портал "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге" о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (л.д. 9).
Согласно решению отдела социальной защиты населения администрации "адрес" Санкт-Петербурга N... от "дата" Поплевкиной Л.Ф. в назначении ежемесячной денежной выплаты отказано в связи с отсутствием права, поскольку Поплевкина Л.Ф. не представила документа, удостоверяющего личность и регистрации по месту жительства (л.д. 30).
Из представленного в суд первой инстанции свидетельства 3384 о регистрации по месту пребывания следует, что Поплевкина Л.Ф, 1971 года рождения СССР, "адрес", зарегистрирована по месту пребывания: Санкт-Петербург, "адрес", лит. А, на срок с "дата" по "дата" (л.д. 14).
В паспорте Российской Федерации Поплевкиной Л.Ф, указано, что она зарегистрирована в "адрес", в "адрес" "дата" (л.д. 18-19).
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от "дата", из которого усматривается, что Поплевкина Л.Ф. является собственником объекта права - квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" (л.д. 53).
Установив указанные обстоятельства, оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше нормами Закона Санкт-Петербурга, а также Социальным кодексом Санкт-Петербурга, отказал Поплевкиной Л.Ф. в удовлетворении иска, поскольку ею не представлено достаточных доказательств о наличии места жительства на территории Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным сторонами доказательствам, оценка которым дана судом в соответствии с положениями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом "ж" части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от "дата" N... -О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Согласно статье 2 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан;
В соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 60 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, в том числе, гражданам, являющимся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий или достигшим возраста 60 и 55 лет (для мужчин и женщин соответственно), проработавшим в Санкт-Петербурге (Ленинграде) не менее 20 лет и имеющим трудовой стаж (в календарном исчислении) не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, исключая периоды работы, выполняемой осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах.
Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" определено право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, гражданам и иным лицам в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1).
Согласно части 4 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
Поскольку дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с главой 14 Закона Санкт-Петербурга от "дата" N... "Социального кодекса Санкт-Петербурга" предоставляются гражданам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства, тогда как гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, предоставления мер социальной поддержки, установленных главой 14 данного Закона не предусмотрено, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.
В силу пункта 6 части 1 статьи 60 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга, в соответствии с настоящей главой меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются следующим категориям граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства: граждане, являющиеся в соответствии с действующим федеральным законодательством получателями пенсий.
При этом, в силу положений статьи 2 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданин без определенного места жительства - гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Таким образом, данным положением Социального кодекса Санкт-Петербурга прямо предусмотрено предоставление мер социальной поддержки только в случае, если гражданин имеет место жительства в Санкт-Петербурге. Предоставление таких мер социальной поддержки гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, не предусмотрено.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации N... от "дата" "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации" (далее Закон N...) в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия как регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 2 Закона N... одним из критериев, в соответствии с которыми жилое помещение признается местом жительства гражданина, является его регистрация в этом помещении.
Следует отметить, что Законом Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" для разных категорий граждан установлены разные условия предоставления мер социальной поддержки, некоторые меры социальной поддержки предоставляются независимо от места жительства граждан (то есть по месту пребывания в Санкт-Петербурге), эти случаи перечислены, в частности, в статьях 9, 14, 17, 55 указанного Закона.
Поплевкина Л.Ф. самостоятельно определиламесто своего жительства за пределами Санкт-Петербурга и сообщила регистрационным органам, что адрес в Санкт-Петербурге, является ее местом временного пребывания.
В своих пояснениях судебной коллегии истец указывала, что до настоящего времени она постоянно зарегистрирована в "адрес".
Довод истца согласно которому, в соответствии со ст. 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга меры социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи предоставляются также гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства, не состоятелен, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толковании норм права.
Ссылка истца относительно места работы на территории Санкт-Петербурга, не может быть принята судом во внимание, поскольку место работы на территории Санкт-Петербурга не имеет правового значения для определения права истца на указанную меру социальной поддержки, так как истцом в соответствии с положениями Закона N... избран местом проживания не Санкт-Петербург, а иной субъект Российской Федерации, Санкт-Петербург избран местом пребывания, о чем в установленном порядке произведена регистрация соответствующими органами регистрационного учета.
Утверждения истца относительно того, что судом не было принято во внимание, то обстоятельство, что ответчик мог истребовать у Поплевкиной Л.Ф. недостающие документы, применительно к данному спору не является значимой, поскольку в рассматриваемом случае, материалами дела подтверждено, что истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", кроме того в судебном заседании судебной коллегии истец подтвердила факт проживания за пределами Санкт-Петербурга, что само по себе является основанием для отказа назначения ежемесячной денежной выплаты истцу (л.д. 126).
По своей сути все доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, основаны на неверном толковании норм материального права, а, следовательно, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает.
руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Поплевкиной Л. Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.