Московский городской суд в составе: председательствующего
Мартыновой Л.Т, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Тараторкиной Е.А, с участием: обвиняемого
Шадрова Д.В, адвоката
Голенко А.П, предоставившего удостоверение и ордер, прокурора апелляционного отдела прокуратуры г. Москвы
Масленниковой З.М, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Голенко А.П. на постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 мая 2022 года, которым Шадрову Д*** В***, ***, ранее не судимому, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, продлен в порядке ст. 109 УПК РФ срок действия меры пресечения в виде заключения под стражу на 30 суток, всего до 03 месяцев 00 суток, до 17 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Л.Т, выслушав адвоката Голенко А.П. и обвиняемого Шадрова Д.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Масленниковой З.М, полагавшей судебное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Уголовное дело возбуждено 17 марта 2022 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, в тот же день Шадров Д.В. задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, 18 марта 2022 года ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ и отношении него по судебному решению избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок до 18 мая 2022 года. Срок предварительного следствия продлен в установленном порядке до 17 июня 2022 года.
Обжалуемым постановлением районного суда рассмотрено ходатайство следователя, возбужденное в порядке ст.109 УПК РФ, данное ходатайство признано судом обоснованным и удовлетворено: срок содержания обвиняемого под стражей продлен на запрашиваемый следователем период - дополнительно на 30 суток, всего до 3 месяцев 00 суток, до 17 июня 2022 года.
В апелляционной жалобе адвокат Голенко А.П, не соглашаясь с таким решением суда, находя его незаконным и необоснованным, считает, что продление меры пресечения обосновано лишь тяжестью предъявленного Шадрову Д.В. обвинения; указывает, что следователем дана неверная предварительная квалификация деяния, на месте совершения преступления не были изъяты предметы, имеющие отношение к преступлению; считает, что у обвиняемого отсутствовал прямой умысел на совершение убийства; следователем не представлено достоверных доказательств того, что Шадров Д.В. может скрыться, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать воздействие на иных участников уголовного судопроизводства; отмечает, что действия Шадрова Д.В. были продиктованы необходимой обороной от нападавшего на него лица; ***; полагает, что отсутствуют достаточные основания для продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Просит постановление суда изменить, избрать обвиняемому мерой пресечения домашний арест.
Выслушав мнения участников процесса, проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам: в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев.
Ходатайство следователя о продлении Шадрову Д.В. срока содержания под стражей отвечает указанным в ст. 109 УПК РФ требованиям, представлено в суд в период срока предварительного расследования, с согласия надлежащего должностного лица.
Требования закона, регламентирующие условия и порядок продления меры пресечения в виде заключения под стражу, по делу не нарушены. Суд, вопреки мнению защиты, проверил все доводы и исследовал обстоятельства, которые в соответствии со ст. ст. 97, 99, 108, 109 УПК РФ необходимы для принятия решения о мере пресечения.
При рассмотрении ходатайства следователя суд, убедившись в достаточности данных об имевшем место событии преступления и причастности к нему Шадрова Д.В, правильно принял решение о продлении обвиняемому срока содержания под стражей. При этом, учитывались не только конкретные обстоятельства и тяжесть предъявленного обвинения, как полагает сторона защиты, но и данные, характеризующие личность обвиняемого, его семейное положение и состояние здоровья.
Запрашиваемый следователем срок содержания обвиняемого под стражей, с учетом необходимости расследования преступления, выполнения по делу конкретного объема следственных и процессуальных действий, обоснованно признан судом разумным и необходимым, при том, что ход проведения следственных и процессуальных действий соответствует запланированным следователем мероприятиям.
Принимая решение о продлении Шадрову Д.В. меры пресечения в виде заключения под стражу, суд первой инстанции располагал данными о соблюдении со стороны органов предварительного расследования порядка его задержания и процедуры последующего предъявления обвинения, как соответствующими ст. ст. 91, 92 УПК РФ и главе 23 УПК РФ.
Выводы суда о необходимости продления срока стражи и невозможности применения в отношении Шадрова Д.В. иной меры пресечения в постановлении надлежаще мотивированы и основаны на доказательствах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, с которым апелляционный суд полностью согласен.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении ходатайства следователя, учитывал все имеющиеся в материале данные о личности обвиняемого, его семейное положение, обстоятельства задержания, общественную опасность инкриминируемого деяния, и пришел к обоснованному выводу о том, что ходатайство о продлении срока стражи, с учетом объема запланированных следственных действий, подлежит удовлетворению, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для избрания данной меры пресечения, не отпали в настоящее время, не изменились и не утратили своего правового значения.
Постановление отвечает предъявляемым требованиям уголовно-процессуального закона; выводы свои суд мотивировал не только тяжестью предъявленного обвинения, но и наличием достаточных оснований считать, что Шадров Д.В, обвиняемый в совершении особо тяжкого преступления, ***, с учетом данных о личности, обстоятельств дела и специфики предъявленного обвинения, находясь под более мягкой мерой пресечения, может воспрепятствовать производству по делу, оказать влияние на других участников процесса, скрыться от органов следствия.
В соответствии с требованиями закона суд в постановлении указал, какие именно материально-правовые основания и формально-правовые условия послужили к продлению срока содержания под стражей в отношении обвиняемого. Объективных данных, свидетельствующих о невозможности Шадрова Д.В. содержаться в условиях следственного изолятора по состоянию здоровья, включая заключение медицинского освидетельствования, не представлено ни в суд первой, ни второй инстанции.
Учитывая, что следователю для выполнения запланированных оперативных и следственных действий, направленных на продолжение расследования, требуется дополнительное время, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения обвиняемому меры пресечения на иную, в том числе на домашний арест.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену судебного решения, не допущено. Не установлено и нарушения права обвиняемого на защиту.
Материалы дела не содержат данных о таких нарушениях уголовного процесса, которые свидетельствуют о лишении или ограничении гарантированных УПК РФ прав участников судебного разбирательства, либо которые могли бы повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения. Судебное заседание проведено с соблюдением принципа равноправия сторон и других основных принципов уголовного судопроизводства.
Установленный судом период содержания обвиняемого под стражей, исходя из запланированных следователем мероприятий и процессуальных сроков, представляется разумным и в уточнении не нуждается.
Анализ материалов свидетельствует о выполнении следователем всех необходимых процессуальных действий, направленных на продолжение расследования по данному уголовному делу.
Апелляционная инстанция, соглашаясь с выводами суда, считает, что на данной стадии расследования дела иная, более мягкая, мера пресечения не сможет являться гарантией тому, что обвиняемый не примет мер к созданию условий, препятствующих эффективному производству предварительного следствия.
Что касается заявлений о неверной квалификации, то при наличии сведений об обоснованности подозрения в причастности лица к инкриминируемому деянию, что по настоящему делу имеется, апелляционный суд не входит в обсуждение доводов о степени виновности Шадрова Д.В, о правовой оценке его действий, поскольку они подлежат проверке как в ходе расследования, так и в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела.
Таким образом, постановление суда является законным и обоснованным, соответствующим положениям ч.4 ст. 7 УПК РФ.
Не находя оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения обвиняемому меры пресечения на домашний арест, как об этом стоит вопрос в жалобе, руководствуясь ст.ст. 389.13, -20, -28 УПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Кузьминского районного суда г. Москвы от 13 мая 2022 года о продлении в порядке ст. 109 УПК РФ срока содержания под стражей обвиняемому
Шадрову Д*** В*** оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в порядке главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.