Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Мызниковой Н.В.
и судей Лобовой Л.В, Климовой С.В, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-9657/2021), которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы Петровой С.В. с 01.01.1998 по 31.07.1998, с 09.08.1998 по 25.05.2006, с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Петровой С.В. с 01.01.1998 по 31.07.1998, с 09.08.1998 по 25.05.2006, с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Петровой С.В. досрочную страховую пенсию по старости с 07.07.2021.
установила:
Истец Петрова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N8 по г. Москве и Московской области, в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила обязать ответчика включить в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.01.1998 по 31.07.1998, с 09.08.1998 по 25.05.2006, с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014 и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.07.2021.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стаж.
Представитель истца по доверенности Щукина Н.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения ? Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области по доверенности Акимова А.К. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика по доводам апелляционной жалобы.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, воспользовался правом, предусмотренным положениями ст. 48 ГПК РФ на ведение дела через представителя.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии истца.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца по доверенности Щукину Н.Г, представителя ответчика по доверенности Росберг Е.В, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы истца, изученным материалам дела, не имеется.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
В целях реализации положений ст. 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "м" п. 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Петрова С.В. 24.12.2020 обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области
от 20.05.2020 Петровой С.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Ответчиком установлен стаж истца на соответствующих видах работ продолжительностью 15 лет 6 месяцев 27 дней.
В стаж истца на соответствующих видах работ не были включены периоды:
- с 01.01.1998 по 31.07.1998, с 09.08.1998 по 25.05.2006 - учитель обслуживающего труда в Средней школе N 35 Октябрьского района г. Караганды (в настоящее время - КГУ "Общеобразовательная школа имени Ю.Н. Павлова), так как согласно ответу от 15.02.2021 N 6-4/913 в Республике Казахстан с 01.01.1998 было отменено назначение пенсий по возрасту на льготных основаниях по выслуге лет.
- с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014 - учитель технологии на 0, 89, 0, 95 ставки в ГБОУ г. Москвы "Школа N 939", так как работа в указанной должности с 01.09.2000 засчитывается при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, утвержденными постановлением Правительства от 29.10.2002 N 781.
Из справки от 27.12.2019 N 02-06-85, выданной КГУ "Средней общеобразовательной школы N 35 имени Ю.Н. Павлова" следует, что Петрова С.В. действительно работала в КГУ "Средней общеобразовательной школе N 35 имени Ю.Н. Павлова" с 01.09.1994 по 26.05.2006 в должности учителя обслуживающего труда. В период с 01.09.2000 по 26.05.2006 работала на полную ставку, в период с 01.09.2000 по 26.05.2006 при недельной ставке 18 часов ее нагрузка составляла: 2000-2001 уч. год 22 часа, 2001-2002 уч. год 24 часа, 2002-2003 уч. год 26 часов, 2003-2004 уч. год 26 часов, 2004-2005 уч. год 25 часов, 2005-2006 уч. год 28 часов.
Из справки о заработке и других доходах от 24.12.2019 N 02-06-83 усматривается, что за период работы с сентября 2000 года по май 2006 года со всех доходов Петровой С.В. уплачивались обязательные пенсионные взносы в размере 10% от зарплаты работника.
Из справки ГБОУ Школа N 939 от 17.06.2021 следует, что Петрова С.В. действительно работала в ГБОУ Школа N 939 ЮАО г. Москвы в должности учителя технологии с 01.09.2006 по 31.08.2017, учебная нагрузка в период с 01.09.2013 по 31.08.2014 составляла: 16 часов в неделю по предмету технология, 2 часа в неделю Школьного компонента по предмету технология, совмещение по должности педагога дополнительного образования в объеме 8 часов в неделю. За указанный период времени она не пользовалась отпусками: без сохранения заработной платы, по уходу за детьми до 3-х лет, на курсы повышения квалификации с отрывом от производства не направлялась.
Как усматривается из справки ГБОУ Школа N 1569 "Созвездие" от 15.06.2021 N 17-С, Петрова С.В. действительно работала в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы "Школа N 1596 "Созвездие" с 02.09.2013 по 31.08.2017 в должности учителя технологии по совместительству. Учебная нагрузка в период с 02.09.2013 по 31.08.2014 составляла: 8 часов в неделю по предмету "технология", совмещение должности педагога дополнительного образования в отъеме 0, 17 ставки (3 часа в неделю). Отпусков без сохранения заработной платы, повышения квалификации, прогулов, отпуска по уходу за ребенком, учебных отпусков не было.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к выводу об удовлетворении требований истца и обязал ответчика включить в подсчет специального страхового стажа истца периоды работы с 01.01.1998 по 31.07.1998, с 09.08.1998 по 25.05.2006, с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014г, поскольку в указанные периоды истец работала в должности и в учреждении, предусмотренных соответствующими Списками.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионным органом в подсчет специального стажа периодов работы и периодов работы, включенных по решению суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст.30, ч.1.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом положений ст.22 ФЗ "О страховых пенсиях", пункта 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочную пенсию по старости с 07.07.2021 г.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании представленных по делу доказательств судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку обстоятельств по настоящему делу, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
При этом, судебная коллегия соглашаясь с выводами суда первой инстанции, учитывает, что в силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13.03.1992), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ N 99-р от 22.06.2004 "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР" (далее Рекомендации), указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России N 203-16 от 29.01.2003).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашения, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Таким образом, периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. (в данном случае из Республики Казахстан, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Соответствующий документ, об уплате взносов за Петрову С.В. на обязательное пенсионное обеспечение в материалах дела имеется.
Доводы жалобы об отсутствии у истца необходимой учебной нагрузки в период с 01.09.2009 по 31.08.2010, с 01.09.2013 по 31.08.2014 опровергаются исследованными судом доказательствами.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с выводами суда были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов; не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено. В связи с чем, оснований для отмены решения суда в указанной части судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ
определила:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.