Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В., судей Заскалько О.В., Рачиной К.А., при помощнике судьи Оськиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Литвинова А. В. на решение Тверского районного суда города Москвы от 28 апреля 2021 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-0015/2021), которым постановлено:
В удовлетворении иска Литвинова А.В. к ГУ МВД России по городу Москве об оспаривании приказов, обязании включить периоды службы в выслугу лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Литвинов А.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по г. Москве, в котором с учетом уточнений, просил признать незаконными приказ Управления ФСНП России по г. Москве от 26 июня 2003 года, приказ Управления ФСКН России по г. Москве от 31 мая 2016 года, приказ ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года в части исчисления льготной выслуги для назначения пенсии, признать право на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода прохождения службы в должности сотрудника подразделения физической защиты в органах налоговой полиции 1 год 2 месяца 19 дней, периода исполнения должностных обязанностей сотрудника службы специального назначения органов по контролю за оборотом наркотиков 6 лет 5 месяцев 15 дней, обязать ответчика включить в выслугу для надбавки к должностному окладу и для назначения пенсии данные периоды службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года N2064 л/с был уволен со службы в органах внутренних дел по п.4 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 01 августа 2019 года. В данном приказе указано, что выслуга лет для назначения пенсии составляет 20 лет 01 месяц 16 дней, тогда как, по мнению истца, должна составлять 20 лет 04 месяца 9 дней в календарном исчислении. Также ответчиком не учтен подлежащий зачету в выслугу лет для назначения пенсии при увольнении из органов внутренних дел период исполнения обязанностей сотрудников Службы специального назначения УФСКН России по г.Москве в соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 N254 в льготном исчислении 06 лет 05 месяцев 15 дней. Таким образом, ответчиками необоснованно не включен в расчет льготного стажа период прохождения службы в ФСКН, полагает отказ в перерасчете выслуги лет является незаконным.
Истец Литвинов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Толоконников М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец Литвинов А.В...
Проверив материалы дела, выслушав истца Литвинова А.В, представителя ответчика по доверенности Марусич Е.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений, при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
В соответствии с положениями данного постановления (в редакции на дату назначения пенсии) в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (азб. 5 п. 1).
В выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1(1) настоящего постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (п. 1 (2)).
В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (абз. 34 пп. "г" п. 3).
В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4991-1, время прохождения службы в оперативных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции засчитывается в выслугу лет сотрудников указанных подразделений из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет, устанавливается директором Департамента налоговой полиции.
Приказом ФСНП РФ от 06.11.2001 N 508, действовавшим до 01 июля 2003 года, была утверждена Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции.
Пунктами 10, 12 Инструкции предусматривалось, что в соответствии с частью 11 статьи 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки, определяется директором ФСНП России.
Начало и прекращение льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки сотруднику налоговой полиции оформляется приказом по личному составу. Периоды льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки заносятся в послужной список личного дела сотрудника налоговой полиции.
Согласно п.п. 7, 12 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43, сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях или подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, в выслугу лет для назначения надбавки включается время службы из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Перечень должностей, на которые распространяется порядок исчисления на льготных условиях выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца), определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Порядок организации работы по исчислению выслуги лет для назначения надбавки определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 21 марта 2001 года по 30 июня 2003 года Литвинов А.В. проходил службу в должности контролера 2 отделения 2 отдела комендантской службы Управления физической защиты УФСНП России по г. Москве.
Приказом УФСНП России по г. Москве N 297-лс от 26 июля 2003 года Литвинов А.В. уволен со службы в органах налоговой полиции по п. "е" ч. 1 ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 (по сокращению штатов), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
В период с 01 июля 2003 года по 31 мая 2016 года Литвинов А.В. проходил службу в Управление Госнаркоконтроля России по г. Москве, Управлении ФСКН России по г. Москве.
Приказом Управления ФСКН России по г. Москве N 373-лс от 31 мая 2016 года Литвинов А.В. уволен со службы в органах наркоконтроля по пп. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613, (в связи с переводом в другой государственный орган), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
С 01 июня 2016 года по 01 августа 2019 года Литвинов А.В. проходил службу в органах внутренних дел.
Приказом ГУ МВД России по г. Москве N 2064-лс от 31 июля 2019 года Литвинов А.В. уволен со службы в органах внутренних дел 01 августа 2019 года по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
С 02 августа 2019 года Литвинову А.В. назначена пенсия за выслугу лет (20 полных лет в календарном исчислении) в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа Управления ФСНП России по г. Москве от 26 июня 2003 года в части исчисления выслуги лет, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода прохождения службы в должности сотрудника подразделения физической защиты в органах налоговой полиции, обязании ответчика включить данный период в выслугу для назначения пенсии и надбавки к должностному окладу в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что из органов налоговой полиции Литвинов А.В. был уволен по п. "е" ч. 1 ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 (по сокращению штатов), а не в порядке перевода, как предусматривает п. 1 (2) Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941; данных, подтверждающих, что занимаемая Литвиновым А.В. должность в органах налоговой полиции в установленном порядке была включена в перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, процентной надбавки, не имеется, наличие соответствующих приказов о льготном исчислении выслуги лет, сведений в послужном списке также не имеется.
Разрешая требования истца об оспаривании приказа Управления ФСКН России по г. Москве 31 мая 2016 года, приказа ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в органах наркоконтроля, обязании включить данный период службы в выслугу лет для назначения пенсии и надбавки к должностному в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Так, из материалов дела следует, что Литвинов А.В. в период с 01 июля 2003 года до 11 марта 2005 года занимал должность младшего специалиста Дежурной части Службы по Восточному административному округу Управления Госнаркоконтроля России по г. Москве, с 11 марта 2005 года до 24 июля 2010 года занимал должность старшего инспектора Дежурной части Службы по Восточному административному округу Управления ФСКН России по г. Москве, с 24 июня 2010 года по 31 мая 2016 года занимал должность старшего инспектора Дежурной части Службы по Восточному административному округу межрайонного, городского (районного) органа наркоконтроля Управления ФСКН России по г. Москве.
Истец также ссылался на то, что в указанный выше период помимо основных должностных обязанностей сотрудника дежурной части на него было возложено исполнение должностных обязанностей сотрудников службы специального назначения Управления ФСКН России по г. Москве и данный период службы подлежал исчислению в льготном порядке один месяц службы за полтора.
В соответствии с абз. 20 п.1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1).
Согласно ч. 10 ст. 33 Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 254 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца время службы в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Согласно п. 6 Правил сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности, указанной в пункте 3 настоящих Правил, а также по должности в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенном в районе или местности, служба в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, время исполнения этих обязанностей включается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2004 N 258 утвержден Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно пп. "б" п. 6 и абз. 12 п. 6 Порядка в стаж службы (выслугу лет) включаются на следующих льготных условиях один месяц службы за полтора месяца время службы сотрудников (стажеров) в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности, указанной в настоящем пункте, а также по должности в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенном в районе или местности, служба в которых включается в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях, время исполнения этих обязанностей включается в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях.
Учитывая, что должности, которые занимал истец при прохождении службы в органах наркоконтроля не отнесены к перечню подразделений и должностей, время службы в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии и в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу, исполнение обязанности в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств на Литвинова А.В. не возлагалось, приказы органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, устанавливающих Литвинову А.В. периоды службы в льготном исчислении, не издавались, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными приказа Управления ФСКН России по г. Москве 31 мая 2016 года, приказа ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в органах наркоконтроля, у суда первой инстанции не имелось. Соответственно, требования об обязании включить спорный период службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, пересчете пенсии также оставлены без удовлетворения.
Разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку нарушений прав истца на пенсию за выслугу лет ответчиком, не допущено.
С удебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в решении в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не полностью исследовал материалы дела, неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела - выражают несогласие с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции. Указанные доводы судебная коллегия признает необоснованными, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних, ранее проходивших службу в органах налоговой полиции, органах наркоконтроля, направлены на иное толкование закона и переоценку доказательств, которые были исследованы судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Учитывая, что иная оценка истцом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает наличие допущенной судом первой инстанции при рассмотрении дела судебной ошибки, которая могла бы повлечь отмену оспариваемого судебного акта, правовых оснований для отмены либо изменения оспариваемого по делу решения в данной части судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют основания его требований, изложенных в иске, были предметом исследования суда, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Доводы о том, что судом не удовлетворено ходатайство об истребовании дополнительных документов, а запрос об истребовании заявленных истцом доказательств, направлен ненадлежащему адресату, не могут служить основанием для отмены решения.
В силу ч. 2 ст. 156 ГПК РФ председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В связи с чем, не согласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленного ходатайства, сами по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствуют о нарушении норм ГПК РФ и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
При этом, с овокупность собранных по делу доказательств, которые оценены судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, позволили суду первой инстанции прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда города Москвы от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Литвинова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.