Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей Бреховой С.И., Шокуровой Л.В., при помощнике судьи Бураевой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бреховой С.И.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО "ПИК-Комфорт" по доверенности Семункиной И.А. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Богачева В.В. денежные средства за услугу отопление по квартирам N и N по адресу: АДРЕС в размере 15 426 рублей 89 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 3 981 рубль 72 копейки.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Ефименко И.В, денежные средства за услугу отопление по квартире N по адресу: АДРЕС в размере 12 632 рубля 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 3 283 рубля 08 копеек.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г. денежные средства за услугу отопление по квартире N по адресу: АДРЕС в размере 5 701 рубль 14 копеек, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 1 675 рублей 29 копеек в пользу каждого.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Коняченко В.И, Коняченко Н.В. денежные средства за услугу отопление по квартире N по адресу: АДРЕС в размере 6 365 рублей 22 копейки, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 1 716 рубля 31 копейка в пользу каждого.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Костян И.И. денежные средства за услугу отопление по квартире N по адресу: АДРЕС в размере 16 786 рублей 84 копейки, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 4 321 рубль 71 копейка.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Перекутневой В.А. денежные средства за услугу отопление по квартире N по адресу: АДРЕС в размере 16 946 рублей 32 копейки, компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, штраф в размере 4 361 рубль 58 копеек.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в пользу Новосибирского областного общественного фонда защиты прав потребителей "Гражданский патруль" штраф в сумме 26 081 рубль 85 копеек.
Взыскать с ООО "ПИК-Комфорт" в бюджет г. Москвы госпошлину в размере 4 489 рублей 82 копейки.
УСТАНОВИЛА:
Новосибирский областной общественный фонд защиты прав потребителей "Гражданский патруль" обратился в суд с указанным иском в интересах Богачева В.В, Ефименко И.В, Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г, Коняченко В.И, Коняченко Н.В, Костян И.И, Перекутневой В.А. и с учетом утоненных исковых требований просил: взыскать с ответчика в пользу Богачева В.В, Ефименко И.В, Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г, Коняченко В.И, Коняченко Н.В, Костян И.И, Перекутневой В.А. сумму переплаты по услуге отопление, компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% со всех взысканных сумм за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей. В обоснование исковых требований истцы указали, что обратились с претензией к ответчику с вышеизложенными требованиями, их требования в добровольном порядке удовлетворены не были, в связи с чем истцы обратились в НООФЗПП "Гражданский патруль" для защиты своих прав посредством подачи коллективных жалоб от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ. жители дома, в том числе истцы, неоднократно обращались в ООО "ПИК-Комфорт", осуществляющее управление домом без законных на то оснований, с просьбой предоставить информацию по вопросам начисления и корректировки оплаты за отопление переданных им жилых помещений по договорам социального найма, а также по техническому состоянию общедомового прибора учета тепловой энергии, по показаниям которого ООО "ПИК-Комфорт" производило начисление оплаты по данной услуге.
Ответчиком не была предоставлена полная и достоверная информация по оказываемой услуге, не представлены расчеты полученных объемов потребления тепловой энергии и произведенных перерасчетов (корректировок), представленная информация противоречит заключениям органа государственного жилищного надзора о том, что общедомовой прибор учета центрального отопления к эксплуатации и коммерческому учету ООО "Ремэнерго" не допущен, в связи с чем ООО "Пик-Комфорт" должно было производить начисления истцам за отопление согласно нормативам потребления тепловой энергии.
Представитель НООФЗПП "Гражданский патруль в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО "Пик-Комфорт" в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал, предоставил отзыв на иск, в котором указал, что расчеты за поставленную тепловую энергию между ООО "Пик-Комфорт" и ООО "Ремэнерго" и между ООО "Пик-Комфорт" и истцами ведутся по показаниям прибора учета тепловой энергии, который находится в аренде у ООО "Ремэнерго". Данный прибор учета находится в исправном состоянии, истцы используют неверную формулу для расчета начисления по нормативам потребления тепловой энергии. Ответчик представил свои расчеты платы за отопление согласно нормативам потребления, указав также, что истцам был сделан перерасчет по отоплению в ДД.ММ.ГГГГ. за ДД.ММ.ГГГГ...
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит представитель ответчика ООО "ПИК-Комфорт" по доверенности Семункина И.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ООО "ПИК-Комфорт" по доверенности Абрамову М.А, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений истцов на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям обжалуемое решение отвечает.
Согласно п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 161 ЖК РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ПИК-Комфорт", осуществляла управление многоквартирным домом по адресу: АДРЕС до ДД.ММ.ГГГГ... Протоколом конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: АДРЕС, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ. и.о. главы управы района Чертаново-Южное г. Москвы, управляющей компанией дома по указанному адресу выбрана ОАО "Управляющая Компания "Городская".
Решением Арбитражного суд г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. по делу N отказано в удовлетворении требований ООО "ПИК-Комфорт" о признании итогов открытого конкурса, проведенного Управой района Чертаново-Южное г. Москвы, недействительными и о признании недействительным договора, заключенного с победителем торгов.
ООО "ПИК-Комфорт" не сообщило жителям дома N что с ДД.ММ.ГГГГ.больше не является управляющей организацией дома и не передало управление новой управляющей компании.
В ДД.ММ.ГГГГ... решением собственников помещений многоквартирного дома в качестве управляющей организации избрано ГБУ "Жилищник района Чертаново Южное", однако вновь выбранной организации управление домом так не было передано.
В ДД.ММ.ГГГГ... было проведено внеочередное собрание собственников помещений многоквартирного дома, согласно которому был избран способ управления домом - управляющая компания ООО "Пик-Комфорт", однако протокол внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ... решением Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ... был признан недействительным.
С ДД.ММ.ГГГГ. управляющей организацией указанного дома является ООО "УК "Спрут" на основании проведенного конкурса администрацией Чертаново Южное, до марта фактически управляющей организацией являлось ООО "ПИК-Комфорт".
Богачев В.В. является нанимателем квартир N и N по адресу: АДРЕС по договору социального найма N от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Министерством обороны РФ (л.д.28-29). Богачев В.В. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Ефименко И.В. является собственником квартиры N по адресу: АДРЕС на основании решения Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.35). Ефименко И.В. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г. являются долевыми собственниками, по 1/4 доли каждый квартиры N по адресу: АДРЕС на основании решения Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ... (л.д.41-42). Коврыженко С.В. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Коняченко В.И. и Коняченко Н.В. являются долевыми собственниками, по 1/2 доли каждый квартир N и N по адресу: АДРЕС на основании решения Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.47-48). Коняченко Н.В. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Костян И.И. принадлежит на праве собственности квартира N по адресу: АДРЕС на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ... (л.д.53-55). Костян И.И. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Перекутневой (ранее Л) В.А. принадлежит на праве собственности квартира N по адресу: АДРЕС на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств от ДД.ММ.ГГГГ... (л.д.61-62). Ларкина В.А. имеет удостоверение "*", коммунальные услуги по указанной квартире оплачены в полном объеме.
Документы, подтверждающие наличие у истцов льгот, дающих право на уменьшение стоимости жилищно-коммунальных услуг, были предъявлены ими в управляющую организацию.
ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ... истцы, проживающие по адресу: АДРЕС, обратились с письменной жалобой на действия управляющей компании ООО "ПИК-Комфорт" в НООФЗПП "Гражданский патруль" с просьбой выступить в защиту их прав и законных интересов.
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ... ООО "ПИК-Комфорт" не являлось избранной управляющей организацией дома N, однако продолжила выставлять счета за содержание и текущий ремонт жилого помещения и коммунальные услуги до ДД.ММ.ГГГГ..
Истцы и жители дома неоднократно обращались в ООО "ПИК-Комфорт" с просьбой предоставить информацию и расчеты по начислениям оплаты за отопление принадлежащего им жилого помещения, однако ответ на обращения предоставлен не был.
Согласно ст. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011г, потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ.
Управляющая организация обязана своевременно доводить до сведения потребителей информацию об оказываемой коммунальной услуге (тариф, объем потребляемых ресурсов за расчетный период, сведения о расчетном периоде, причины и основания перерасчета), а при запросе потребителей представить все сведения, в том числе и расчеты потребляемых ресурсов за запрошенные периоды и иную информацию, которая может влиять на производство и проверку расчетов потребителями.
Расчет для потребителей должен производиться согласно п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, которым установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 г. N 129).
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 3 (1) приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
То же следует и из положений ст. 25 (1) Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", в которой указано, как определяется объём коммунального ресурса за отопление подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения (в т.ч. с использованием норматива потребления коммунальной услуги по отоплению), в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты за услугу отопление равномерно в течение календарного года.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги" установлен в размере 0, 016 Гкал/кв.м. площади жилого помещения. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", ст. 25 (2) Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" норматив потребления на отопление устанавливается на отопительный период.
Отопительный период согласно положениям ст. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, Свода правил СП 131.13330.2012 (СНиП 23-01 99. Строительная климатология) для г. Москвы составляет 07 месяцев в году (январь-апрель, октябрь-декабрь).
В соответствии с примечанием к приложению 4 Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 (ред. от 13.12.2016) "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги"
и Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" орган государственной власти г. Москвы принял решение о начислении оплаты за отопление равномерно в течение всего календарного года.
Согласно п. 42(2)
Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа".
Таким образом, в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов при отсутствии сведений о потреблённой тепловой энергии на отопление по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта порядок расчёта сумм для оплаты собственникам и пользователям жилых помещений за данную услугу при равномерном способе оплаты за неё в течение календарного года с использованием норматива потребления тепловой энергии после 01.07.2016 г. определяется в соответствии с порядком расчёта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", который аналогичен порядку расчёта по формуле 2(1) Приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В нарушение п.п. "д", "р", "е" ст. 31 и п. "б" ст. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354, ответчик не представил истцу по обращению последнего достоверную и исчерпывающую информацию по вопросам начисления оплаты за отопление.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ПИК-Комфорт" в платежном документе не отражает показания коллективных (общедомовых) приборов учета, не представляет заверенные подписью ответственного лица и скреплённые печатью данной компании запрашиваемые данные, на информационном портале www.reformagkh.ru размещает не соответствующую действительности информацию. Так, на сайте указана дата поверки общедомового прибора учета тепловой энергии - ДД.ММ.ГГГГ., хотя по сведениям Мосжилинспекции прибор неисправен с ДД.ММ.ГГГГ.по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ. он не допущен в эксплуатацию ввиду отсутствия поверки, ДД.ММ.ГГГГ. Мосжинспекцией в отношении ООО "ПИК-Комфорт" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст.9.16 КоАП РФ (л.д. 72).
Согласно сообщению Мосжилинспекции от ДД.ММ.ГГГГ. показания прибора не принимаются к коммерческому учету, т.к. он не эксплуатировался по назначению не менее 3 лет, и в настоящее время иной информации о его состоянии не представлено.
Из материалов дела следует, что Мосжилинспекцией по обращениям граждан проведена проверка, в результате которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ... коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии и не мог применяться для учета годового потребления тепла при расчёте оплаты за услугу "отопление". Ввиду непредставления ООО "ПИК-Комфорт" доказательств исправности и ввода в эксплуатацию прибора учета его показания не могли приниматься к коммерческому учету и в спорный период (ДД.ММ.ГГГГ.г.г.), поэтому оплата за отопление начислялась истцам с нарушением требований нормативно-правовых актов.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306, определение размеров потребления возможно тремя установленными способами: по показаниям приборов учета; если показания приборов учета отсутствуют менее трех месяцев, то применяется расчетный способ, предполагающий среднее потребление конкретного домохозяйства; если показания приборов учета отсутствуют более трех месяцев, то расчет объема потребленного коммунального ресурса необходимо производить по установленным нормативам потребления такого ресурса.
В случае длительного отсутствия сведений о показаниях прибора учета тепловой энергии, затраченной на отопление, т.е. при отсутствии достоверных сведений об объемах потребления коммунального ресурса при неработающих и (или) не допущенных к коммерческому учету приборах учета тепловой энергии, поставленной потребителю для нужд отопления, расчет должен производиться по нормативам потребления в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.01.1994 N 41 "О нормативах потребления тепловой энергии и газа, используемых для расчета платы за коммунальные услуги", Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 " Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ. Однако ответчик не представил суду подтверждения того, что ненадлежащее исполнение обязательств возникло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования услугой.
Согласно ст. 16 ЖК РФ надлежащее содержание общего имуществам в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (путем заключения договора с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Организацией, ответственной за содержание многоквартирного дома по указанному адресу и осуществляющей за это сбор денежных средств с жильцов дома (согласно представленным истцом документам), является ООО "ПИК-Комфорт".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5, п. 6 Правил)
Согласно пп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а в соответствии с пп. "и", "к" п. 11 Правил к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно ст. 2 Закона от 23.11.2009 г. N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Законом установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 9). В силу п. 11 ст. 2 указанного закона лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Законом также предусмотрено, что на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (ч. 4 ст. 12).
Пунктом 3 Перечня I обязательных мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.02.2017 г. N 98/пр, является - установка, осмотр, ремонт, поверка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" ввод в эксплуатацию узла учета это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 61-63 данного Постановления ввод узла учета в эксплуатацию осуществляется комиссионно с участием управляющей организации и ресурсонабжающей организации. При этом инициатором создания комиссии является управляющая организация.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2015 г. N 30162-ОЛ/04 даны разъяснения, что ст. 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно ответу ООО "ПИК-Комфорт" от ДД.ММ.ГГГГ... на обращение председателя Совета многоквартирного дома Ф, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного ответчиком с ООО "Ремэнерго", ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, ответчик как исполнитель коммунальных услуг, в силу прямых указаний закона обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Согласно представленным ответчиком возражений, расчет за поставляемый энергоресурс с ООО "Ремэнерго" осуществляется по показаниям ИТП, находящегося в аренде ООО "Ремэнерго" (л.д. 156-180).
Таким образом, системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность же по вводу в эксплуатацию приборов учета возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Оценив предоставленные доказательства, руководствуясь указанными нормами права, суд, учитывая, что ООО "ПИК-Комфорт" размещает недостоверную информацию на информационных ресурсах, не предоставляет сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, нарушает правила их расчета, пришел к выводу, что потребитель вправе просить возврата незаконно начисленных и уплаченных им денежных средств, требовать от управляющей организации соблюдения требований законодательства в вопросах содержания общедомового имущества и его надлежащей эксплуатации, а также требовать предоставления информации о состоянии этого имущества.
В связи с изложенным, суд счел подлежащими удовлетворению требования истцов о взыскании с ответчика незаконно удержанной переплаты за отопление жилого помещения за указанный период с учетом произведенного стороной истца расчета, который суд признал арифметически верным.
Поскольку истцы являются ветеранами труда, согласно ст. 6 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" ветеранам труда и приравненным к ним лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Согласно п. 1.1 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 7 декабря 2004 года N 850-ПП скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляемые за счет средств бюджета города, предоставляются ветеранам труда и приравненным к ним лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона города Москвы от 03.11.2004 N 70"О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", имеющим звание "Ветеран труда", после назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ветеранам труда, получающим пенсии либо пожизненное содержание по другим основаниям - при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": оплата в размере 50 процентов стоимости коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда.
Судом при рассмотрении дела установлено, что OOO "ПИК-Комфорт" в нарушение действующего законодательства производит расчет платы за отопление по прибору учета тепловой энергии отопления, который не является общедомовым, а общедомовой прибор учета тепловой энергии на настоящий день не допущен к коммерческому учету, в связи с чем суд пришел к выводу о признании действий ООО "ПИК-Комфорт" незаконными, о необходимости произвести истцам перерасчет за отопление с учетом ранее сделанного перерасчета за отопление ДД.ММ.ГГГГ... и о наличии оснований для взыскания с ответчика суммы переплат, а именно:
в пользу Богачева В.В, являющегося нанимателем квартиры N общей площадью 61, 6 кв.м. и квартиры N общей площадью 61, 6 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление по кв. N и кв. N в размере 15 426, 89 руб.;
в пользу Ефименко И.В, являющейся собственником кв. N, общей площадью 76, 7 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление в размере 12 632, 32 руб.;
в пользу Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г, являющихся сособственниками кв. N общей площадью 76, 7кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление в размере 22 804, 56 рублей, т.е. по 5 701, 14 руб. каждому собственнику;
в пользу Коняченко В.И, Коняченко Н.В, являющихся собственниками кв. N общей площадью 60, 6 кв.м, кв. N общей площадью 41, 6 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ.по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление в размере 12 730, 44 рублей, т.е. по 6 365, 22 руб. по каждому собственнику;
в пользу Костян И.И, являющейся собственником кв. N общей площадью 78, 2 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление в размере 16 786, 84 руб.;
в пользу Перекутневой В.А, являющейся собственником кв. N общей площадью 78, 4 кв.м, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ... сумму переплаты за отопление в размере 16 946, 32 руб.
При этом доводы ответчика, изложенные при рассмотрении дела, суд признал несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащими представленным материалам дела.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, суд руководствовался следующим.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его нравственные неимущественные права либо посягающими не принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" N17 при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Признав, что действиями ответчика истцам причинены нравственные страдания, суд пришел к выводу, что размер требуемой истцами компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. на каждого является завышенным и несоразмерным.
В связи с этим суд счел возможным взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 500 руб. каждому.
Согласно ч.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления Пленума от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" снижение штрафа по делам о защите прав потребителей возможно только в исключительных случаях и по заявлению ответчика. Суд не усмотрел оснований для снижения штрафа, так как ответчиком не представлены доказательства явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательств.
С учетом установленных по делу обстоятельств, в соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" суд пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истцов и НООФЗПП "Гражданский патруль" подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно в пользу: Богачева В.В. - в размере 3 981 руб. 72 коп.; в пользу Ефименко И.В. - в размере 3 283 руб. 08 коп.; в пользу Коврыженко А.Ю, Коврыженко В.Ю, Коврыженко С.В, Коврыженко Ю.Г. - в размере 1 675 руб. 29 коп. в пользу каждого; Коняченко В.И. и Коняченко Н.В. - в размере 1 716 руб. 31 коп. в пользу каждого; в пользу Костян И.И. - в размере 4 321 руб. 71 коп.; в пользу Перекутневой В.А. - в размере 4 361 руб. 58 коп, в пользу Новосибирского областного общественного фонда защиты прав потребителей "Гражданский патруль" - в сумме 26 081 руб. 85 коп. Оснований для применения ст.333 ГК РФ к назначенным штрафам не судом не установлено.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г. Москвы взыскана государственная пошлина в размере 4 489, 82 руб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие доводы ответчика, изложенные в суде первой инстанции, о несогласии с представленным истцом расчетом ввиду некорректного использования норматива 0, 016 Гкал/кв.м, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом первой инстанции указанным доводам дана надлежащая оценка, данные доводы основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.12, 56, 67 ГПК РФ.
Несогласие ответчика с произведенной судом оценкой доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного постановления и не может служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Объем коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом для целей отопления, определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета за вычетом объема тепловой энергии, потребленной для приготовления горячего водоснабжения.
Учитывая, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность произведенных им начислений за услугу отопление, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебной коллегией отклоняются как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения судом не учтен произведенный ответчиком перерасчет в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательств, подтверждающих, что перерасчет произведен именно за спорный период, в материалы дела не представлено, вместе с тем, как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель ответчика, ООО "ПИК-Комфорт" являлось управляющей компанией многоквартирного дома и после окончания спорного периода.
В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Чертановского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ.оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.