Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И., судей фио, фио, при секретаре (помощнике) Теребун Е.Н., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Колесниковой Ю.А., Стрельцовой Е.Д. на решение Кузьминского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска Колесниковой Юлии Анатольевны, Стрельцовой Елены Дмитриевны к наименование организации о признании бездействия и требования ответчика незаконными, взыскании суммы переплаты, штрафа отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что истец Колесникова Ю.А. является собственником квартиры по адресу: адрес, а истец Стрельцова Е.Д. является нанимателем квартиры по адресу: адрес, кв. 95.Ответчик наименование организации управляет обозначенными многоквартирными домами, в которых расположены жилые помещения истцов. В период с дата по дата изменились правила начисления оплаты за отопление, однако ответчик перерасчета ранее уплаченной ему суммы не произвел. Кроме того, истцы полагают, что ответчик незаконно включал в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг статью "за запирающее устройство", поскольку содержание запирающего устройства включено в стоимость ремонта и содержания. Истцами никакие письменные договоры об оказании услуги по содержанию запирающего устройства не заключались, решение собственников помещений многоквартирного дома о включении в ЕПД дополнительной услуги "запирающее устройство" не принималось. Общая сумма необоснованно увеличенная и предъявленная ответчиком к оплате за период с дата по дата составила сумма В досудебном порядке в адрес ответчика были направлены обращения с целью осуществить возврат сумм, начисленных с нарушением порядка расчета платы за коммунальные услуги, предоставить сканкопии документов, свидетельствующих о расчетах с ресурсоснабжающими организациями и организациями, предоставляющими дополнительные услуги, за период с дата по дата Однако ответчик данные требования не удовлетворил.
Просили суд с учетом уточненных исковых требований признать отсутствие перерасчета за тепловую энергию, осуществляемого в порядке 354 Правил, необоснованным увеличением размера платы с дата по дата; признать необоснованность требования ответчиком платы с дата по дата за услугу "запирающее устройство"; взыскать с наименование организации в пользу Колесниковой Ю.А. сумма, в пользу Стрельцовой Е.Д. сумма; взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов штраф в размере 50 % от присужденной денежной суммы; взыскать в пользу каждого истца штраф в размере 50 % величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало исчислить в Порядке ч. 6 ст. 157 ЖК РФ за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги.
Представитель истцов по доверенности Абушаев Т.Р. в судебное заседание первой инстанции явился, исковые требования поддержал. Представитель ответчика по доверенности фио в судебном заседании первой инстанции против удовлетворения исковых требований возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит заявитель по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчика наименование организации по доверенности по доверенности фио, фио обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истцов, извещавшихся о слушании дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Колесникова Ю.А. является собственником квартиры по адресу: адрес.
Истец Стрельцова Е.Д. является нанимателем квартиры по адресу: адрес.
Ответчик наименование организации управляет обозначенными многоквартирными домами, в которых расположены жилые помещения истцов.
При этом разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 3.2.1 и 3.2.2 Постановления Правительства Москвы от дата N 299-ПП выполнение функции жилищных организаций по начислению платежей за жилые помещения, коммунальные услуги и прочие услуги, формирование единого платежного документа входит в функции ГБУ адрес.
На территории адрес формирование единого платежного документа осуществляется наименование организации.
Согласно п. 3.1.4 договора управления N 15/22-ДУ от дата и договора управления N 18/1-ДУ от дата оказание услуги запирающее устройство предусмотрено лишь в случае принятия соответствующего решения на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком не оказывается услуга "запирающее устройство", поскольку общими собраниями собственников многоквартирного дома как по адресу: адрес, так и по адресу: адрес решения о предоставлении наименование организации услуги "запирающее устройство" не принимались.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное облаживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с п. 27 Приложения N 7 "Нормативы Москвы по эксплуатации жилищного фонда" (ЖНМ-96-01/6) "услуги по заявкам населения (за счёт собственных средств) по обслуживанию и содержанию жилых зданий и придомовых территорий"), утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 465 "О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда" установка, эксплуатация и ремонт домофонов, которых замков, охранной сигнализации квартир и подъездов, входит в состав работ, связанных с обслуживанием населения, содержанием зданий и прилегающих территорий, выполняемых по заявкам населения и подлежат оплате за счет собственных средств проживающих.
Согласно п. 5.1 Постановления правительства Москвы N 328 "О ходе выполнения распорядительных документов Правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы" источниками финансирования расходов по обслуживанию механических, электромеханических и электромагнитных кодовых замков, домофонных устройств в жилых домах являются средства целевых сборов с населения с внесением начисления за данную услугу в расчетную книжку. Платежи населения за данную услуг являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты иных работ и услуг.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, включение в ЕПД платы по техническому обслуживанию запирающего устройства не противоречит ст. 154 ЖК РФ и не свидетельствует о взимании двойной оплаты за указанное устройство, поскольку платежи населения за эту услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов в данной части.
Разрешая требования о законности начислений по услуге "отопление" суд согласился с позицией ответчика и исходил из следующего.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, площадью 16748, 4 кв. м. (жилая площадь), оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (ОДПУ ТЭ).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2669, 250 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 3069, 215 Гкал, что составляет 0, 0153 Гкал/кв. м./мес. (3069, 215 Гкал/16748, 4 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2929, 378 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2929, 378 Гкал, что составляет 0, 0145 Гкал/кв. м./мес. (2929, 378 Гкал/16748, 4 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2441, 011 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2441, 011 Гкал, что составляет 0, 0124 Гкал/кв. м./мес. (2441, 011 Гкал/16748, 4 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2870, 28 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2870, 28 Гкал, что составляет 0, 0163 Гкал/кв. м./мес. (2870, 28 Гкал/16748, 4 кв. м./12 мес.).
Таким образом, при фактически потребленной тепловой энергии на отопление в дата в объеме 2 870, 28 Гкал, начисления населению по услуге отопление производились из расчета среднемесячного потребления за дата дата 1 Гкал.
Объем недоначисленной населению тепловой энергии на отопление за дата, но оплаченной наименование организации адрес МОЭК составляет 429, 269 Гкал.
При расчете платы за отопление в дата была учтена корректировка объема тепловой энергии за дата 429, 269 Гкал.
Фактический объем потребления тепловой энергии за дата ? 2 870, 28 Гкал, с учетом корректировки за дата - 3299, 549 Гкал (2870, 28 Гкал+429, 269 Гкал).
Начисление по услуге отопление по группе потребления жилые в дата ПАО МОЭК осуществляется из расчета среднемесячного потребления тепловой энергии за дата: фактический объем тепловой энергии по МКД, расположенному по адресу: Москва, адрес, за дата составил 2 870, 28 Гкал, начисление по услуге отопление в дата осуществлялось ПАО МОЭК по среднемесячному потреблению тепловой энергии 203, 417 Гкал (2441, 011 Гкал / 12 мес.).
В представленном счёте за дата ПАО МОЭК проведена корректировка в объеме 429, 269 Гкал (2 870, 28 Гкал - дата 1 Гкал) до фактического объема потребления тепловой энергии.
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 3045, 768 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производится из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 3045, 768 Гкал, что составляет 0, 0151 Гкал/кв. м./мес. (3045, 768 Гкал/16748, 4 кв. м./12 мес.).
Таким образом, при фактически потребленной тепловой энергии на отопление в дата в объеме 3045, 768 Гкал, начисления населению по услуге отопление производились из расчёта среднемесячного потребления за дата равного 2870, 28 Гкал.
Объем недоначисленной населению тепловой энергии на отопление за дата, но оплаченной наименование организации адрес МОЭК составляет 175, 488 Гкал.
При расчете платы за отопление в дата была учтена корректировка объема тепловой энергии за дата 175, 488 Гкал.
Фактический объем потребления тепловой энергии за дата ? 3045, 768 Гкал, с учетом корректировки за дата ? 3221, 256 Гкал (3045, 768 Гкал+175, 488 Гкал).
При этом согласно постановлению Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющими организациями посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Начисление платы за услугу "Отопление" ранее осуществлялось в соответствии с п.25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
С дата плата за услугу "Отопление" осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п.42(1) Постановления N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В адрес расчет начислений осуществляется равномерно в течение календарного года.
В доме, который оборудован ОДПУ ТЭ, размер платы за отопление в помещении определяется по формулам 3 и 3(4) Приложения N 2 к Постановлению N 354, исходя из показаний ОДПУ ТЭ.
При этом в соответствии п.З(4) Постановления N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении МКД один раз корректируется (в первом квартале года, следующего за расчетным годом).
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, площадью 9842, 60 кв. м.(жилая), оборудован ОДПУ ТЭ.
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2669, 250 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2669, 250 Гкал, что составляет 0, 0226 Гкал/кв. м./мес. (2669, 25 Гкал/9842, 6 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2361, 978 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2361, 978 Гкал, что составляет 0, 0200 Гкал/кв. м./мес. (2361, 978 Гкал/9842, 6 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 1866, 600 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 1866, 600 Гкал, что составляет 0, 0158 Гкал/кв. м./мес. (1866, 600 Гкал/9842, 6 кв. м./12 мес.).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 2 107, 342 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производилось из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 2 107, 342 Гкал, что составляет 0, 018 Гкал/кв. м./мес. (2107, 342 Гкал/9842, 6 кв. м./12 мес.).
Таким образом, при фактически потребленной тепловой энергии на отопление в дата в объеме 2 107, 342 Гкал, начисления населению по услуге отопление производились из расчета среднемесячного потребления за дата 1 866, 600 Гкал.
Объем недоначисленной населению тепловой энергии на отопление за дата, но оплаченной наименование организации адрес МОЭК составляет 240, 742 Гкал.
При расчете платы за отопление в дата была учтена корректировка объема тепловой энергии за дата 240, 742 Гкал.
Фактический объем потребления тепловой энергии за дата ? дата, 342 Гкал, с учетом корректировки за дата ? 2 348, 084 Гкал (2107, 342 Гкал+240, 742 Гкал).
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства РФ от дата N 124 установлено, что при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение календарного года оплате исполнителем коммунальных услуг, предоставляющим собственникам помещений в многоквартирном доме, оборудованным общедомовым прибором учета теплоэнергии, коммунальной услуги по отоплению, оплата теплоэнергии в пользу ресурсоснабжающей организации производится в течение года ежемесячно за равный объем коммунального ресурса с проведением корректировки один раз в год.
Постановлением Правительства Москвы от дата N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории адрес" и Постановлением Правительства Москвы от дата N 629-ПП "О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории адрес" субъект Федерации адрес в соответствии с постановлением Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" Правительство Москвы постановило, что на территории адрес при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению сохраняется порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.
Начисление по услуге отопление по группе потребления жилые в дата ПАО МОЭК осуществляется из расчета среднемесячного потребления тепловой энергии за дата.
Таким образом, фактический объем тепловой энергии по МКД, расположенному по адресу: Москва, адрес, за дата составил 2 107, 342 Гкал.
Начисление по услуге отопление в дата осуществлялось ПАО МОЭК по среднемесячному потреблению тепловой энергии 155, 550 Гкал (1 866, 600 Гкал / 12 мес.).
В представленном счете за дата ПАО МОЭК проведена корректировка в объеме 240, 742 Гкал (2 107, 342 Гкал - 1 866, 600 Гкал) до фактического объема потребления тепловой энергии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющими организациями посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Начисление платы за услугу "Отопление" ранее осуществлялось в соответствии с п.25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
С дата плата за услугу "Отопление" осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно п.42(1) Постановления N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В адрес расчет начислений осуществляется равномерно в течение календарного года.
В доме, который оборудован ОДПУ ТЭ, размер платы за отопление в помещении определяется по формулам 3 и 3(4) Приложения N 2 к Постановлению N 354 исходя из показаний ОДПУ ТЭ.
При этом в соответствии п.3(4) Постановления N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении МКД, один раз корректируется (в первом квартале года, следующего за расчетным годом).
Объем тепловой энергии на отопление исходя из показаний общего прибора учета (фактическое потребление тепловой энергии) за дата составил 1831, 179 Гкал.
В дата начисление платы за услугу отопление производится из среднемесячного потребления тепловой энергии за дата ? 1831, 179 Гкал, что составляет 0, 0155 Гкал/кв. м./мес. (1831, 179 Гкал/9842, 6 кв. м./12 мес.).
Исходя из изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку доводы стороны истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы истцов фактически свидетельствуют о несогласии с решением суда относительно того, что суд полностью согласился с расчетами, осуществляемыми наименование организации с потребителями коммунальных услуг "Отопление". Однако данные доводы выводов суда не опровергают, поскольку фактически основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выводов суда, оснований к которой судебная коллегия не усматривает.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что правомерность расчетов ответчиков коммунальной услуги "отопление" подтверждается Постановлением 9 Арбитражного суда адрес от дата по делу N А40-99242/20, где была проверена законность и обоснованность расчетов ответчика по указанной услуге в связи с выданным Государственной жилищной инспекции адрес о выполнении перерасчета, которое данным решением незаконным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не удовлетворил ходатайства об истребовании документов, подтверждающих доводы ответчика, также не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда.
При этом в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
По правилам ст. 166 ГПК РФ удовлетворение ходатайства стороны является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, не согласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленных ходатайств, сами по себе, применительно к обстоятельствам данного дела, не свидетельствуют о нарушении норм ГПК РФ и не являются основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Доводы жалобы о том, что ответчик занижает площадь многоквартирных домов, направлен на переоценку выводов суда, и опровергается представленными ответчиком в материалы дела техническими паспортами многоквартирных домов.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены, и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в порядке ст. 330 ГПК РФ судом допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кузьминского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.