Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио
и судей фио, фио
при помощнике судьи фио рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу фио на решение Басманного районного суда адрес от дата по гражданскому делу N 2-648/22 по иску фио к наименование организации, наименование организации о признании отсутствующим права пользования земельным участком, восстановлении элементов озеленения, установления пропускной системы,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в суд с вышеуказанным иском к наименование организации, наименование организации.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником квартиры по адресу: адрес. В настоящее время помещения подъезда N 1 жилого дома N 5 стр. 3 по адрес занимает наименование организации на праве оперативного управления и Региональная наименование организации. В дата решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 5 стр. 3 по указанному адресу было установлено ограничение на пользование земельным участком путем возведения двух автоматических шлагбаумов для въезда на придомовую территорию дома. Договор на установку и обслуживание шлагбаумов был заключен с наименование организации. Допуск на территорию спецтранспорта осуществляется диспетчером наименование организации. Право въезда имеют собственники жилых помещений и их личный транспорт. Между тем сотрудники наименование организации не пользуются платной стоянкой на 147 машино-мест, расположенной в минуте ходьбы об подъезда N 1 дома N 5 стр. 3 по адрес, а используют парковку во дворе дома, в том числе под окнами, и обязательно под окнами истца. В дата для удовлетворения нужд сотрудников наименование организации занимающего нежилые помещения общественного назначения подъезда N 1 жилого дома N 5 стр. 3, чтобы освободить место для стоянки их автомобилей, сотрудники наименование организации без решения общего собрания собственников помещений МКД об использовании земельного участка, в т.ч. элементов озеленения самовольно без заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес и без предупреждения жителей дома, спилило живые, без сухих веток, не находившихся в аварийном состоянии все деревья во дворе, мешавшие увеличению размеров парковочного пространства. По мнению истца действия ответчиков являются незаконными, в связи с чем она обратилась в суд с настоящим иском.
Решением Басманного районного суда адрес от дата постановлено: в удовлетворении исковых требований фио к наименование организации, наименование организации о признании отсутствующим права пользования земельным участком, восстановлении элементов озеленения, установления пропускной системы, отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит фио по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии истец фио поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика наименование организации - фио настаивал на правильности решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
По данным информационных систем Департамента городского имущества адрес по указанному адресу расположен 7-этажный жилой дом дата постройки общей площадью 7 530, 6 кв.м. В собственности адрес находятся нежилые помещения площадью 2 232, 8 кв.м.
наименование организации (далее - наименование организации) создано субъектом Российской Федерации городом федерального значения Москвой. Функции и полномочия учредителя от лица адрес выполняет Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции адрес.
В соответствии с п. 4.25 положения о Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N 79-ПП, Департамент осуществляет полномочия по организации и проведению исследований, экспертиз в установленной сфере деятельности.
Для выполнения полномочий Департамента Распоряжением Правительства Москвы от дата N 706-РП "О реорганизации наименование организации создано наименование организации.
Согласно распоряжению ДГИ адрес N20084 от дата за наименование организации закреплены на праве оперативного управление нежилые помещения (3 этаж помещение 9 комнаты 1, 1а, 2-9, 4 этаж помещение 13 комнаты 1-5, 5а, 5б, 6-8, 8а, 9, 5 этаж помещение 103 комнаты 1, 1а, 2-6, помещение 104 комнаты 1-6, 6а, 6 этаж помещение 107 комнаты 1-8, 7 этаж помещение 111 комнаты 1-10) общей площадью 674 кв.м, расположенные по адресу: адрес, д. 5, стр. 3, находящиеся в собственности адрес.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от дата, на основании распоряжения Правительства Москвы от дата N706-РП, за наименование организации на праве оперативного управления закреплены помещения общей площадью 952, 9 кв.м, номера на поэтажном плане: этаж 1, помещение 1 комнаты 1, 1а, 2-4, помещение 3а комнаты 1-3, этаж 2, помещение 4 комнаты 1, 1а, 2, 3, 3а, 4, 5, помещение 5 комнаты 1, 1а, 2-5, 5а, помещение 6 комнаты 1-5, помещение 7 комнаты 1-5, этаж 3 помещение 8 комнаты 1-6, 6а, 7-9, этаж 4 помещение 12 комнаты 1, 1а, 2, 2а, 3-5, помещение 14 комнаты 1-5, этаж 5 помещение 101 комнаты 1-6, помещение 102 комнаты 1-6, этаж 6 помещение 105 комнаты 1-5, помещение 106 комнаты 1-6, этаж 7 помещение 109 комнаты 1-5, помещение 110 комнаты 1-6, в многоквартирном доме по адресу: адрес, д. 5, стр. 3 (далее - МКД).
дата в ДГИ адрес поступило обращение от Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции адрес по вопросу ограничения доступа на придомовую территорию служебного автотранспорта наименование организации (далее - наименование организации) по адресу: адрес, ул. фио, д. 5, стр. 3.
В ответ на указанное обращение ДГИ адрес проинформировал наименование организации об обеспечении беспрепятственного доступа наименование организации на придомовую территорию по адресу: адрес.
Как следует из переписки между Департаментом региональной безопасности и противодействия коррупции адрес и адрес Москвы в МКД адрес на праве собственности принадлежит 2232, 8 кв.м, нежилых помещений и 576, 8 кв.м, жилых помещений из 7530, 6 кв.м, общей адрес, таким образом, адрес имеет в собственности более 37% (2809, 6 кв.м.) площадей общего имущества.
дата в адрес ДГИ в соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 1040-РП поступило обращение от наименование организации по вопросу голосования, в связи с необходимостью установки и технической эксплуатации шлагбаумов на придомовой территории по адресу: ул. фио, д. 5, стр. 3. Департамент на общем собрании собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома по всем вопросам данной повестки проголосовал "По мнению большинства".
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол N1/УК от дата) дата между наименование организации и представителем собственника помещения в лице наименование организации заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: адрес
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия находит обоснованными данные выводы суда, в связи со следующим.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
В силу ст. 15 Федерального закона от дата N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если принятым до вступления в силу настоящего Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное.
Исходя из ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В силу ч.ч. 1-5 ст. 12 Федерального закона от дата N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" парковка общего пользования может быть размещена на части автомобильной дороги и (или) территории, примыкающей к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющейся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, а также в здании, строении или сооружении либо части здания, строения, сооружения.
Решения о создании парковок общего пользования на территориях общего пользования в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также с учетом мнения собственников помещений в данных многоквартирных домах, расположенных на земельных участках, прилегающих к таким территориям общего пользования. Выявление и учет мнения собственников помещений в многоквартирных домах, а также установление границ элемента планировочной структуры осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами.
Решения о создании парковок общего пользования в границах земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, принимаются в соответствии с жилищным законодательством и земельным законодательством.
Размещение парковок общего пользования должно осуществляться с учетом обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия на окружающую среду, здоровье и благополучие населения.
Назначение и вместительность (количество машино-мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
В силу ч.ч. 1-4 ст. 16 Закона адрес от дата N 18 (ред. от дата) "О благоустройстве в адрес" устройство ограждающих конструкций (в том числе заборов, шлагбаумов, ограничительных столбиков) осуществляется в целях обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, разделения транспортных и пешеходных потоков, обозначения границ территории и в других случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и адрес.
Установка и эксплуатация препятствующих обзору (сплошных) ограждающих конструкций не допускается, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и адрес.
По отдельным видам ограждающих конструкций, определяемым Правительством Москвы, уполномоченным органом исполнительной власти адрес устанавливаются типовые формы.
Ограждающие конструкции, размещенные с нарушением установленного порядка (а также в случае прекращения оснований, допускающих установку и эксплуатацию препятствующих обзору ограждений), подлежат демонтажу без решения суда в порядке, утверждаемом Правительством Москвы, за счет собственника (правообладателя) земельного участка, на котором установлены такие ограждающие конструкции, либо за счет средств бюджета адрес.
В силу п. 11 Постановления Правительства Москвы от дата N 428-ПП "О Порядке установки ограждений на придомовых территориях в адрес" установка и содержание ограждающих устройств осуществляется за счет собственных средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу п. 3.8.3. "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от дата N 170 "Об утверждении сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
Согласно п. 1.8 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от дата N 170 "Об утверждении техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Управление жилищным фондом:
а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий:
а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Санитарное содержание:
а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
В п. 8.6 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от дата N 743-ПП установлено, что в процессе содержания территории производится:
вырубка аварийных и сухостойных деревьев и кустарников; вырубка деревьев с наличием на коре летных отверстий опасных стволовых вредителей; вырубка поросли и самосева малоценных видов древесной растительности (ива, клен ясенелистный, тополь) с диаметром ствола менее 5 см на высоте 1, 3 м от земли; удаление подроста и подлеска на особо охраняемых природных территориях и природных территориях при рубках ухода - осветление и прочистка в соответствии с проектом мероприятий по сохранению, развитию и воспроизводству насаждений; омолаживающая обрезка деревьев и кустарников; удаление (вырубка) боковых стволов.
Для проведения санитарной рубки и обрезки деревьев и кустарников в процессе содержания правообладатель земельного участка (балансодержатель территории) организует обследование зеленых насаждений с привлечением специалиста по уходу за зелеными насаждениями.
Срок действия порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б) указывается в порубочном билете и составляет дата с даты оформления.
В силу п. 8.1.10 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес", утвержденных Постановлением Правительства Москвы от дата N 743-ПП "Об утверждении срок действия порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений (приложение 17Б) указывается в порубочном билете и составляет дата с даты оформления.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения, судебная коллегия находит их необоснованными.
Судебная коллегия отмечает, что в системе действующего правового регулирования понятие "придомовая территория" содержательно увязано с понятием "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом". Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации частью общего имущества в многоквартирном доме является земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на данном земельном участке объекты.
Как указано в пункте 6 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (приказ Минстроя России от дата N 153/пр), при образовании такого участка в его границы целесообразно включать земли и земельные участки, на которых расположены трансформаторные подстанции, тепловые пункты, объекты инженерной инфраструктуры, в том числе сети инженерно-технического обеспечения, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, площадки для сушки белья, площадки для отдыха, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, предназначенные для обслуживания многоквартирного дома. По этой причине для целей регулирования вопросов, касающихся благоустройства территории, в муниципальных нормативных актах понятия "придомовая территория" и "земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом" зачастую используются как тождественные.
Тем самым понятие "придомовая территория", является, прежде всего, категорией жилищного права (Постановление Конституционного Суда РФ от дата N 14-П).
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия оснований для удовлетворения требований истца о признании отсутствующим права пользования земельным адрес наименование организации, установлении пропускной системы только для собственников жилых помещений. Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что адрес имеет в собственности более 37% (2809, 6 кв.м.) площадей общего имущества дома по адресу адрес, ул. фио, д. 5, стр. 3, что явилось законным основанием для отклонения требований истца об установлении пропускной системы только для собственников жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований об обязании наименование организации восставить озеленение ввиду того, что Департаментом природопользования и охраны окружающей среды адрес воспользовался выданным порубочным билетом N 2179362-2019 от дата наименование организации сроком действия дата на вырубку 7 деревьев, омолаживающую обрезку 3 деревьев, вырубку 1 бокового ствола 1 дерева. Как следует из ответа Департамента природопользования наименование организации были проведены работы по омолаживающей обрезке 3 деревьев, вырубке 1 бокового ствола, и 7 аварийных деревьев.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
Решение Басманного районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.