Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Антоновой Н.В, судей фио, фио, при помощнике Ивановой А.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи фио по апелляционной жалобе истца Карапетяна Г.А. на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Карапетяна Гагика Артемовича - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Карапетян Г.А. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес, Департаменту городского имущества адрес и просил признать незаконным и отменить распоряжение от дата N... об отказе во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения адрес включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества адрес предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда адрес по договору найма специализированных жилых помещений.
Требования мотивированы тем, что мать Карапетяна Г.А. - фио умерла дата в адрес- Шахтинский адрес, отец - фио заочным решением Бутырского районного суда адрес от дата лишен родительских прав. Постановлением руководителя муниципалитета Отрадное адрес от дата... (в редакции от дата N...) над Карапетяном Г.А, зарегистрированным по месту жительства по адресу: адрес, установлена опека со стороны тети фио, зарегистрированной по месту жительства по адресу: адрес, с определением места жительства несовершеннолетнего по адресу регистрации опекуна. С дата истец зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает по адресу: адрес, жилых помещений на праве собственности на адрес истец не имеет. дата Карапетян Г.А. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата N... Карапетяну Г.А. отказано во включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец указанный отказ считает незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Карапетян Г.А. по доводам апелляционной жалобы, считая его незаконным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Разрешая спор по существу, суд руководствовался положениями ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными письмом от дата N ДГ-812/0, Закона адрес от дата N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в адрес", Постановления Правительства РФ от дата N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", верно установилюридически значимые обстоятельства дела, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Карапетян Г.А, дата 1996г.рождения, дата обратился с заявлением по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно вкладышу в свидетельство о рождении от дата Карапетян Г.А. является гражданином РФ на основании п. Б. ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Родители: мать - фио, паспортные данные, гражданка РФ, умерла дата в адрес, отец - фио, гражданин Армении, заочным решением Бутырского районного суда адрес от дата лишен родительских прав.
Согласно тексту решения Бутырского районного суда адрес от дата отец в дата в адрес дал тете - фио нотариальную доверенность на представление законных интересов сына.
Постановлением руководителя муниципалитета Отрадное адрес от дата МСУ- 2270П (в редакции от дата N...) над Карапетяном Г.А, зарегистрированным по месту жительства по адресу: адрес, установлена опека со стороны тети фио, датар, зарегистрированной по месту жительства по адресу: адрес, с определением места жительства несовершеннолетнего по адресу регистрации опекуна.
Согласно справке администрации Волченского сельского поселения от дата N 645 Карапетян Г.А. зарегистрирован по адресу регистрации матери: адрес, которая была зарегистрирована в указанном жилом помещении на основании заявления собственника фио от дата
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от дата собственником жилого дома, общей площадью 50, 3 кв. м, расположенного по адресу: адрес, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата является фио, паспортные данные.
Карапетян Г.А. (с дата по дата) был зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес, собственником квартиры на основании договора купли-продажи от дата является бывший попечитель, что подтверждено единым жилищным документом от дата и справочной информацией Росреестра по объектам недвижимости от дата
Карапетян Г.А. (с дата по дата) был зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от дата собственниками жилого помещения, общей площадью 99, 3 кв. м, на основании договора купли-продажи от дата являются фио, датар, и фио, датар, по 1/2 доле в праве общей собственности.
наименование организации в Министерство труда и социального развития адрес письмом от дата N 01-7364/20 был направлен запрос о предоставлении сведений о включении Карапетяна Г.А. в Список и обеспечении жилым помещением.
Согласно письму Министерство труда и социального развития адрес от дата N 204-16.3-12-24727/20 (входящий от дата N 02-8723/20) Карапетян Г.А. не обеспечивался жилым помещением и не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Карапетян Г.А. с дата зарегистрирован по месту жительства и фактически проживает по адресу: адрес.
дата истец обратился в Департамент труда и социальной защиты населения адрес с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда адрес по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением N... Департамента труда и социальной защиты населения адрес от дата Карапетяну Г.А. было отказано во включении в Список.
Отказывая в удовлетворении требований истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд исходил из того, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список. С учетом того, что истец ранее не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 23 лет, не представил доказательств, имелись ли у него до достижения 23-летнего возраста препятствия для обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с чем, распоряжение от дата N... об отказе во включении Карапетяна Г.А, паспортные данные, в список признал законным и обоснованным, оснований для предоставления жилого помещения не усмотрел.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку и обоснованно отклонил, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, не опровергают выводы суда, полно и мотивированно изложенные в решении суда, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец, как лицо, не являвшееся на момент достижения 18 лет (дата) и на момент 23 лет (дата) нанимателем жилого помещения по договору соц.найма, либо собственником жилого помещения, имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но не был включен в список, в связи с чем, подлежит безусловному включению в список детей-сирот, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства, на основании п. 1, 3, 4 Правил формирования списка, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 397, в данном случае за счет средств адрес, ни положения ФЗ N 159, ни указанные Правила не содержат условий и ограничений для включения в список лиц, которые достигли возраста 23 лет, в случае если они после дата имели право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда, но не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жильем, причины, по которым указанные лица не были включены в такой список, правового значения не имеют, трактовка судом указанных выше положений законодательства со ссылками на отсутствие уважительных причин, по которым истец не был включен в список до достижения им 23-летнего возраста, носит дискриминационный характер, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма 7 специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также Федеральный закон, от дата N 159-ФЗ), согласно которой лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, Федерального закона от дата N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами; семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения 8 предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/ либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 той же статьи).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 57 адрес кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 адрес кодекса РФ (в редакции, действовавшей до дата), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до дата), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от дата N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по" субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на дата или после дата дата имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от дата N 1215-0, положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от дата N 1229-0, от дата N 185-0 и от дата N 89-0).
Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ дата), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения РФ (утверждены письмом от дата N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ дата, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вступление в действие Постановления Правительства РФ от дата N 397 не означает отсутствия необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в Список и выяснения наличия уважительных причин, по которым он не был поставлен на учет для получения жилого помещения.
Как следует из п.3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ дата, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет, имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец, дата 1996г.рождения, относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей, был зарегистрирован по адресу регистрации матери: адрес, с дата Карапетян Г.А. находился под опекой тети фио, зарегистрированной по месту жительства по адресу: адрес, с определением места жительства несовершеннолетнего по адресу регистрации опекуна. С дата по дата истец был зарегистрирован по месту жительства опекуна по адресу: адрес, с дата по дата был зарегистрирован по месту жительства по адресу: адрес. С дата истец зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении бывшего опекуна по адресу: адрес. дата истец закончил обучение в ФГБОУ ВО "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в адрес. С заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории адрес, истец обратился только дата, то есть после наступления 23-летнего возраста.
Таким образом, истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет, им не представлено доказательств, что до достижения возраста 23 лет он обращался в уполномоченный орган по вопросам обеспечения его жилым помещением, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включения в Список, а также доказательств уважительности причин, препятствовавших ему своевременно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок, в связи с чем, после достижения 23-летнего возраста истец утратил право на обеспечение его жилым помещением согласно ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из объяснений представителя истца в заседании коллегии, причину не обращения с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, сторона истца связывает с незнанием закона и не разъяснением прав истца на льготы органами опеки и попечительства.
Данные доводы судебной коллегией отклоняются, поскольку истец находился под опекой своей тети до достижения им 18-летнего возраста, был зарегистрирован как по месту жительства опекуна, так и по иному месту жительства в адрес, зная о своих жилищных условиях, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья не вставал. дата истцу исполнилось 18 лет и он, обладая полной дееспособностью, мог и должен был позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи уполномоченных государственных органов. Фактические пояснения стороны истца и имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что до дата истца не интересовал вопрос его включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории адрес.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.