Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев по докладу судьи Гордеевой О.В. в открытом судебном заседании административное дело N2а-705/ дата по апелляционным жалобам административного истца Джеймса В.В., представителя административного ответчика УВД по адрес ГУ МВД России по адрес по доверенности фио на решение Гагаринского районного суда адрес
от дата, которым постановлено:
Административные исковые требования Джеймса Валерия Валерьевича к МВД Российской Федерации, УВД по адрес, ОМВД России по адрес о признании решения незаконным, признании бездействия незаконным, обязании устранить препятствия удовлетворить частично.
Признать незаконным решение от дата начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес.
В удовлетворении остальной части требований отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Джеймс В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД Российской Федерации о признании незаконным решения от дата начальника ОМВД России по адрес фио, признании бездействия начальника ОМВД России по адрес фио, выразившегося в отказе в обмене паспорта Российской Федерации по достижению 45 лет, незаконным, обязать начальника ОМВД по адрес фио устранить допущенные нарушения, обменяв Джеймсу В.В. паспорт Российской Федерации в связи с достижением 45-летнего возраста.
В обоснование требований административный истец указал, что посредством использования Единого портала государственный и муниципальных услуг он обратился в ОМВД России по адрес с заявлением о замене паспорта, в связи с достижением 45 летнего возраста, предоставив необходимый пакет документов и оплатив государственную пошлину. Однако, дата в приеме заявления истцу было отказано в связи с нарушением Административного регламента МВД РФ по замене паспорта. дата истец вновь обратился с заявлением о замене паспорта посредством заполнения сведений в системе Единого портала государственных и муниципальных услуг и функций. дата посредством Единого портала истец был уведомлен о необходимости явиться в ОМВД по адрес для завершения процедуры оформления паспорта. Прибыв в ОМВД дата истец воспользовался имеющейся в МФЦ услугой фотографирования, оплатив дважды по сумма Предоставив все необходимые документы начальник ОМВД России по адрес отказала истцу в замене паспорта, в связи с чем истец полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с настоящим иском.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика были привлечены УВД по адрес, ОМВД России по адрес.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционных жалоб просят отменить административный истец в части отказа в удовлетворении требований и представитель административного ответчика в части удовлетворения требований, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административного ответчика по доверенности фио, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительности причин своей неявки, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что дата истец Джеймс В.В. по достижению 45-летнего возраста обратился в МВД России посредством заполнения формы на портале Госуслуг, которое было принято дата; дата прибыл в ГБУ МФЦ по адрес для завершения процедуры получения паспорта, предоставив необходимый пакет документов и фотографии, оформленные в здании МФЦ.
дата Джеймсу В.В. было отказано в приеме заявления о выдаче паспорта со ссылкой на п. 42.2.4 Приказа МВД России от дата N 773 согласно которой основаниями для отказа в приеме заявления о выдаче (замене) паспорта и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению являются несоблюдение требований к фотографии, установленных пунктом 36 Административного регламента.
Согласно пункту 36 Административного регламента предоставляемые заявителем фотографии гражданина, которому оформляется паспорт, должны удовлетворять следующим требованиям: личные фотографии должны быть идентичны и соответствовать возрасту гражданина на день подачи заявления о выдаче (замене) паспорта, в черно-белом или цветном исполнении, размером
35x45 мм с изображением лица без головного убора; На фотографии должны помещаться голова и верхняя часть плеч гражданина, при этом расстояние от макушки до подбородка не должно быть более восьмидесяти процентов размера всего изображения (кадра по вертикали). Изображение на фотографии размещается таким образом, чтобы свободное верхнее поле над головой составляло 5 (+/- 1) мм.; допускается представление фотографии гражданина в головном уборе, не скрывающим овала лица гражданина, которому оформляется паспорт, религиозные убеждения которого не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Изображение лица на фотографии должно быть в фокусе от кончика подбородка до линии волос и от носа до ушей; для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках без тонированных стекол. Оправа очков не должна закрывать глаза; не допускается представление фотографий с линзами, изменяющими натуральный цвет глаз; не допускается представление фотографии гражданина в форменной одежде, в верхней одежде, в шарфах, закрывающих часть подбородка; на фотографии человек изображается строго анфас и смотрящим прямо с нейтральным выражением и закрытым ртом. Фон должен быть белым, ровным, без полос, пятен и изображения посторонних предметов и теней. Глаза гражданина должны быть открытыми, а волосы не должны заслонять их; не допускается представление фотографии гражданина с отредактированным изображением с целью улучшения внешнего вида изображаемого лица или его художественной обработки.
На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица фотографируемого; толщина полученного фотоотпечатка устанавливается равной 0.235 +/- 0.075 мм, плотность материала не менее 110 г/м.; при наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в подразделении по вопросам миграции либо в многофункциональном центре; в случае оформления временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации (приложение N 6 к Административному регламенту) представляется дополнительная фотография.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований, признал незаконным решения от дата начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес, как не соответствующее пункту 131 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на адрес, утвержденного Приказом МВД России от дата N773.
При этом исходил из того, что в нарушение пункта 131 Административного регламента, основание отказа в приеме заявлении указано не было, а перечисленный пункт 36 Административного регламента данную причину не содержит. Вместе с тем, заявление о выдаче паспорта за N1339877665 от дата было принято МВД России посредством заполнения формы на Едином портале государственных и муниципальных услуг и не содержало информации об отказе в приеме заявления.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что дата Джеймс В.В. через Единый портал государственных и муниципальных услуг подал заявление на предоставление услуги по замене общегражданского паспорта гражданина Российской Федерацтт. При подаче заявления через Единый портал Джеймс В.В. прикрепил в электронном виде фотографию, соответствующую требованиям, предъявляемым к фотографии в соответствии с пунктом 36 Административного регламента. Заявление Джеймса В.В. было принято к рассмотрению в тот же день.
дата через Единый портал истцу было направлено уведомление о рассмотрении заявления с приглашением в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по адрес для завершения процедуры оформления паспорта.
дата истец прибыл в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по адрес для завершения процедуры оформления паспорта.
Вместе с тем, административный истец предоставил во время приема в ОВМ ОМВД России по адрес фотографии, которые отличаются от прикрепленных им к заявлению на Едином портале, а также не соответствуют требованиям, указанным в пункте 36 Административного регламента. Согласно данному пункту на фотографии должно быть нейтральное выражение лица. На фотографии, предоставленной в ОВМ, Джеймс В.В. улыбается. Согласно пункту 42 Административного регламента несоблюдение требований к фотографии, установленных пунктом 36, является основанием для отказа в приеме заявления о выдаче (замене) паспорта.
дата начальником Отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес фио административному истцу предоставлен письменный отказ в приеме заявления о выдаче паспорта с указанием причины отказа, а именно нарушение требований, предъявляемых к фотографии в соответствии с пунктом 36 Административного регламента.
Порядок замены паспорта Российской Федерации установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на адрес, утвержден Приказом МВД России от дата N 773.
Пунктом 85 Регламента установлено, что заявление о выдаче (замене) паспорта может быть подано непосредственно в подразделение по вопросам миграции при достижение 45-летнего возраста.
Постановлением Правительства РФ от дата N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35x45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта; документы подтверждающие достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 настоящего Положения.
На основании изложенного, решение от дата начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по адрес об отказе в предоставлении государственной услуги соответствует требованиям законодательства. При этом состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур предоставления государственной услуги соблюдены.
Судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что основания для принятия оспариваемого решения имелись, а содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких данных, решение суда, которым эти обстоятельства учтены не были, подлежит отмене в силу положений части 2 статьи 310 КАС РФ.
Судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых решения, действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Джеймса В.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда адрес от дата отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Джеймса Валерия Валерьевича к МВД Российской Федерации, УВД по адрес, ОМВД России по адрес о признании решения незаконным, признании бездействия незаконным, обязании устранить препятствия - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.