Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Тиханской А.В.
при секретаре Зейналян Л.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-440/2021 по административному иску Шулимовой... к ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России", Информационному центру ГУ МВД России по Московской области о признании незаконными действий, обязании исключить информацию из базы данных
по апелляционной жалобе административного истца Шулимовой В.В, подписанной в ее интересах адвокатом Кудиновым И.С, на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Шулимова В.В. обратилась в суд с административным иском к ФКУ "Главный информационно-аналитический центр МВД России" (далее - ФКУ "ГИАЦ МВД России"), ИЦ ГУ МВД России по Московской области об оспаривании действий, обязании исключить из баз данных информацию в отношении истца.
В обоснование своих требований Шулимова В.В. указала на то, что с дата по дата проходила службу в уголовно-исполнительной системе России (ФКУ СИЗО-2). В начале ноября 2019 года сотрудник отдела кадров по месту работы истца сообщил о невозможности дальнейшего прохождения Шулимовой В.В. службы в указанном учреждении в связи с наличием у последней судимости от дата. В связи с указанным обстоятельством Шулимовой В.В. было предложено уволиться, что она сделала. При этом в отношении нее никогда не возбуждалось уголовное дело, в правоохранительные органы она никогда не вызывалась и никаких документов не подписывала, более того, при трудоустройстве в ФСИН России Шулимова В.В. проходила обязательную проверку относительно наличия или отсутствия судимости, сведения относительно ее судимости отсутствовали. Шулимова В.В. попыталась выяснить причину относительно содержания в информационной базе сведений о ее судимости. Из полученной ею справки N Ш/6-5919 от дата следует, что в дата Химкинским УВД по МО в отношении нее осуществлялось уголовное преследование по ч.3 ст. 327, ст. 324 УК РФ, сведений о прекращении уголовного дела не имеется. дата Шулимова В.В. обратилась в Химкинское УМВД МО с заявлением о проведении проверки. дата Шулимова В.В. также обратилась в Химкинскую прокуратуру с аналогичным заявлением. На основании проверки Шулимовой В.В. сообщено, что дата в отношении нее было возбуждено уголовное дело N 81808 по ч.3 ст. 327 УК РФ, которое дата в порядке ст. 266 УПК РФ направлено в суд. Однако, согласно сведениям, представленным мировым судьей судебного участка N 261 Химкинского судебного района МО, уголовное дело N81808 на данный участок не поступало и соответственно не рассматривалось. Таким образом, материалы уголовного дела N81808 ни в Химкинском УМВД МО, ни Химкинской городской прокуратуре МО, ни на судебном участке N 261 Химкинского судебного района МО не обнаружены.
При указанных обстоятельствах информация о привлечении ее к уголовной ответственности, содержащаяся в ФКУ "ГИАЦ МВД России", является ошибочной.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просила признать действия ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Московской области по сохранению, обработке информации о ее привлечении к уголовной ответственности в дата незаконными, обязать их исключить данную информацию из баз данных.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата в удовлетворении административных исковых требований Шулимовой В.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Шулимова В.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца Шулимовой В.В, ее представителя адвоката Кудинова И.С, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от дата N3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.
В силу пункта 4 части 3 той же статьи внесению в банки данных подлежит информация: о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием.
Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел пунктом 14 статьи 11 Закона Российской Федерации от дата N 1026-1 "О милиции".
Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.
В соответствии с пунктами 40, 41 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N дата, МЧС РФ N дата, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от дата "О едином учете преступлений", учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
Основаниями учета лица, совершившего преступление, являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
Формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Заполнение учетных документов осуществляется следователями, дознавателями (лицевая сторона учетной алфавитной карточки формы N 1 на лиц, задержанных в качестве подозреваемых), а также должностными лицами следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, должностными лицами органов предварительного следствия и дознания системы МВД России, а также судами (судьями), в том числе военными, после вынесения приговора.
Учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов. Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения.
Контроль за качеством и достоверностью направляемых документов, сроками их направления возлагается на начальников (руководителей) подразделений, в которых они составляются.
В соответствии с частью 8 статьи 17 Закона о полиции персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Необходимость в обработке, хранении и предоставлении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную гражданскую службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, при назначении на должности судей, при занятии преподавательской деятельностью и других, предусматривающих соответствующие ограничения при наличии факта уголовного преследования или наличия судимости, независимо от ее снятия либо погашения.
Порядок формирования и ведения соответствующих учетов ранее регламентировался приказами МВД России от дата N 752дсп, от дата N 612дсп.
В настоящее время Министерством внутренних дел РФ совместно с Министерством юстиции РФ, Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством обороны РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, Службой внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службой, Государственной фельдъегерской службой РФ, Следственным комитетом РФ, Генеральной прокуратурой РФ приказом от дата N89дсп/ 19дсп/ 73дсп/1 дсп/ 113 дсп/ 108 дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14/95дсп, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации дата, регистрационный номер 31681, утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации.
Приложение N 1 к Наставлению содержит Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, пункт 15.2 которых, определяя сроки хранения учетных документов, в подпункте "г" предусматривает, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Пунктом 43 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений предусмотрено, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что при обращении Шулимовой.., паспортные данные, в ИЦ ГУ МВД России по Московской области ей была выдана справка от дата N Ш/6-5919, из содержания которой следует, что в отношении нее в ФКУ "ГИАЦ МВД России", ИЦ ГУ МВД России по Московской области, ИЦ МВД по Республике Мордовия сведений об осуждении не имеется; имеются сведения о факте уголовного преследования, а именно в дата Химкинским УВД Московской области осуществлялось уголовное преследование по ч. 3 ст. 327, ст. 324 УК РФ, сведений о прекращении уголовного преследования не имеется.
Из ответа от дата за подписью заместителя Химкинского городского прокурора на имя Шулимовой В.В. следует, что ее заявление, зарегистрированное в КУСП N 24330 от дата, рассмотрено УМВД России по г.о. Химки; в ходе проверки установлено, что дата в отношении Шулимовой В.В. возбуждено уголовное дело N 81808 по ч.3 ст. 327 УК РФ, при этом дата уголовное дело в порядке ст. 266 УПК РФ направлено в суд, статистическая карточка о результатах рассмотрения дела судом в УМВД России по г.о. Химки не поступала, в связи с чем в суд направлен запрос.
Согласно сообщению мирового судьи судебного участка N 261 Химкинского судебного района Московской области на имя начальника УМВД России по г.о. Химки по Московской области от дата, уголовное дело N 81808 в отношении Шулимовой В.В. на указанный судебный участок не поступало.
При этом согласно справке на лицо по ИБД-Ф, представленной ФКУ "ГИАЦ МВД России", в отношении Шулимовой.., паспортные данные, в картотеке - региональные сведения содержится информация о привлечении последней к уголовной ответственности по ч.3 ст. 323, ст. 324 УК РФ Химкинским УВД, уголовное дело N 81808, дело прекращено дата по п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ (истечение сроков давности уголовного преследования).
ГУ МВД России по Московской области по запросу суда представлена копия учетной алфавитной карточки формы 1 на Шулимову В.В, из которой следует, что Шулимова Валентина Викторовна, паспортные данные, проживавшая по адресу: адрес, работавшая в ООО Трактир официанткой, привлекалась к уголовной ответственности по ст.ст. 327 ч.3, 324 УК РФ, характер преступления - использование, приобретение заведомо подложного документа, дата избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде - дата, уголовное дело N 81808, орган УМВД России по г.о. Химки, дело прекращено дата по п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Согласно сведениям, представленным УМВД России по городскому округу Химки по запросу суда, уголовное дело N 81808, возбужденное в отношении Шулимовой В.В, прекращено дата на основании п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ; согласно акту уничтожения уголовных дел, хранящихся в архиве дознания УМВД России по г.о. Химки N 34, от дата, уголовное дело N 81808 уничтожено, в подтверждение чего представлена копия вышеуказанного акта об уничтожении уголовных дел (л.д.31-41).
Из копии трудовой книжки, представленной Шулимовой В.В, следует, что она в дата работала в ООО Трактир на должности официанта, уволена дата по собственному желанию.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, поскольку установил, что в отношении Шулимовой В.В. осуществлялось уголовное преследование, в связи с чем сведения о ней, имеющиеся в оперативно-справочных учетах, формируемых на базе органов внутренних дел РФ, являются достоверными.
То обстоятельство, что в настоящее время не сохранилось постановление о прекращении в отношении Шулимовой В.В. уголовного дела, само по себе не свидетельствует о том, что уголовное преследование в отношении нее не осуществлялось.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что учетная запись в базе информационного центра о привлечении Шулимовой В.В. к уголовной ответственности и прекращении уголовного дела внесена на законных основаниях, в связи с чем оснований для признания действий административных ответчиков незаконными, а также для исключения информации о Шулимовой В.В. из базы данных не имеется.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что основанием для постановки на оперативно-справочный учет являются процессуальные документы по уголовному делу, которых в настоящем случае нет, представленные суду документы содержат противоречивые сведения о судьбе уголовного дела, при этом сама Шулимова В.В. в УМВД России по г.о. Химки не вызывалась, согласия на прекращение в отношении нее уголовного дела не давала, воспроизводят обстоятельства, которые в соответствии с требованиями статей 84, 178, 180, 226 КАС РФ являлись предметом судебной проверки и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
При этом в силу положений статей 60, 62, 84 КАС РФ именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Шулимовой В.В. - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.