Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Кирпиковой Н.С., Гордеевой О.В.
при секретаре Левушкине Д.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело N2а-1305/ дата по административному иску Окишева... к ФСИН России о признании незаконными бездействия, обязании рассмотреть обращение, взыскании компенсации за нарушение условий содержания
по апелляционной жалобе административного ответчика ФСИН России, подписанной представителем по доверенности Канчалабой А.С, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от дата о частичном удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Окишев К.А. обратился с административным иском к ФСИН России о признании незаконным бездействия в части непринятия решения по его заявлению о переводе в другое исправительное учреждение, обязании рассмотреть заявление, направить ответ, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере сумма
В обоснование требований указал на то, что до осуждения проживал в Новосибирской области, для отбывания наказания направлен в исправительное учреждение ГУФСИН России по Красноярскому краю, дата направил в ФСИН России заявление о его переводе в исправительное учреждение ближе к месту жительства его родственников, которые проживают в Новосибирской области, однако данное заявление не рассмотрено, ответ ему не направлен, чем нарушены условия его содержания.
Решением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от дата административные исковые требования Окишева К.А. удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным бездействие ФСИН России в части несвоевременного рассмотрения обращения Окишева... и направления ответа на него;
в остальной части административных требований - отказать.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФСИН России ставит вопрос об отмене данного судебного решения, полагая его незаконным, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 81 УИК РФ в редакции Федерального закона от дата N96-ФЗ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от дата N17.
Согласно пункту 9 Порядка вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Пунктами 11, 13 Порядка предусмотрено, что основанием для рассмотрения вопроса о переводе осужденного является, среди прочего, заявление осужденного об этом; перевод в исправительное учреждение, расположенное на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от дата N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Частью 1 статьи 12 данного Федерального закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что Окишев К.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Как указал административный истец, дата направил в ФСИН России обращение о переводе в исправительное учреждение, расположенной ближе к месту жительства его родственников, проживающих в Новосибирской области, где до осуждения проживал и административный истец.
Обращение было зарегистрировано в ФСИН России дата и передано для рассмотрения в УИПСУ ФСИН России.
дата УИПСУ ФСИН России направило в адрес Окишева К.А. ответ о возможности осуществления перевода в случае отсутствия обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания в ином исправительном учреждении.
Оценив установленные обстоятельства, дав им по правилам статьи 84 КАС РФ оценку в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами, пришел к выводу о том, что ФСИН России допущено незаконное бездействие в части несвоевременного рассмотрения обращения Окишева К.А. и направлении на него ответа.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что в настоящее время вопрос о переводе Окишева К.А. находится на согласовании с компетентными структурными подразделениями ФСИН России, сроки рассмотрения и согласования документов по переводу осужденных не установлены, во внимание приняты быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда о том, что при рассмотрении обращения Окишева К.А. административным ответчиком допущено незаконное бездействие, ответ на его обращение, поступившее в ФСИН России в марте 2021 года, дан спустя более 6 месяцев лишь в октябре 2021 года.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.