Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Черных В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-1886/ дата по административному исковому заявлению наименование организации к Минюсту России о признании решения незаконным и его отмене, исключении из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, по апелляционной жалобе административного истца наименование организации на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, представителя заинтересованного лица по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
наименование организации обратилось в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России о признании незаконным с момента издания распоряжения от дата о включении в Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, его отмене, обязании исключить сведения об обществе из Реестра.
В обоснование требований истец указал на то, что Минюстом России дата принято распоряжение о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Распоряжение является незаконным, необоснованным, существенно нарушает его права. Нарушение прав состоит в том, что на общество наложен ряд обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством к лицам, не входящим в реестр. В частности, общество является учредителем и редакцией электронного периодического издания "Информационное агентство Росбалт www.rosbalt.ru, информационного периодического издания "Информационное агентство "Росбалт".
Требование сопровождать каждое сообщение или материал указанием на статус "иностранного агента" грубо нарушает и влияет на права, свободы и законные интересы общества. Общество может быть подвергнуто административной или уголовной ответственности.
Решением Замоскворецкого районного суда адрес от дата постановлено:
Отказать наименование организации в удовлетворении требований к Минюсту России о признании решения незаконным и его отмене, исключении из реестра средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката фио, возражения представителя административного ответчика по доверенности фио, представителя заинтересованного лица по доверенности фио, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу статьи 6 Закона РФ от дата N2124-1 "О средствах массовой информации" юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к юридическому лицу, зарегистрированному в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическому лицу, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации (часть 3).
Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (часть 4).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Информация об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, включается в данный реестр на основании решения, принятого в соответствии с частью шестой настоящей статьи (часть 5).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6).
Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (часть 7).
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от дата N дата, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от дата N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что дата Минюстом России принято распоряжение N 1183-р о включении наименование организации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
После принятия решения дата Минюстом России направлено административному истцу уведомление N 11-122451/21 о принятом Минюстом России распоряжении.
Из материалов дела следует, что в Минюст России дата поступило письмо Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, содержащие информацию в отношении информационного агентства Росбалт, из которого следует, что информационное агентство Росбалт www.rosbalt.ru - информационно-аналитическое агентство, зарегистрированное в качестве СМИ.
ИА "Росбалт" освещает общественно-политические события, происшествия, новости экономики общероссийского и мирового масштаба, публикует экспертные мнения об актуальных событиях российской и мировой повестки. Отдельное внимание уделяется новостям регионального значения, общественно-политическим событиям и резонансным происшествиям Северо-Западного федерального округа и адрес.
Также судом установлено, что учредителем СМИ является Закрытое информационное общество "Информационное агентство "Росбалт" (в настоящее время - наименование организации, ИНН 7801164846). Кроме того, наименование организации является учредителем (соучредителем) следующих зарегистрированных СМИ:
1. Лучшая половина жизни (кинохроникальная программа, ФС 77 - 60559) дата регистрации дата;
2. Информационное агентство "Росбалт-Медиа" (сетевое издание, ФС 77 - 56423 дата регистрации дата;
3. Лица России (электронное периодическое издание, ФС 77 - 45581 дата регистрации дата;
4. Лучшая половина жизни (электронное периодическое издание, ФС 77 - 45580 дата регистрации дата;
5. "Великий Новгород - дата" (электронное периодическое издание, ФС 77 - 29596) дата регистрации дата;
6. Ежедневное электронное издание Калининград сегодня (электронное периодическое издание, ФС 77 - 20843) дата регистрации дата;
7. Кино проект Лица России (телепрограмма ФС 77 - 20476) дата регистрации дата;
8. Гость учёный (электронное периодическое издание, ФС 77 - 24461) дата регистрации дата
9. Этносайт (электронное периодическое издание ФС 77 - 24462) дата регистрации дата
10. Информационное агентство "РосБалт" (информационное агентство 77 - дата) дата регистрации дата.
адрес публикаций для неограниченного круга лиц ИА "Росбалт" распространяет на сайте www.rosbalt.ru (администратор доменного имени - наименование организации, ежемесячно сайт в среднем посещает более 4, 2 млн. человек), на этом же сайте распространяются материалы другого СМИ - "Информационное агентство "РосБалт".
СМИ под брендом "Росбалт" также представлены в социальных сетях, где публикуются материалы с сайта www.rosbalt.ru:
"Facebook" https://www.facebook.com/rosbaltru - более 57 тыс. подписчиков;
"Twitter" https://twitter.com/rosbaltru - около 31, 2 тыс. подписчиков;
"ВКонтакте" https://vk.com/public34710108 - более 23, 2 тыс. подписчиков;
"YouTube" https://www.youtube.com/user/RosbaltMoscow - около 13, 4 тыс. подписчиков;
"Одноклассники" https://ok.ru/group/51976746041546 - более 7, 9 тыс. подписчиков;
"Telegram" https://t.me/RosbaltPoint - более 5, 1 тыс. подписчиков;
"Instagram" https://www.instagram.com/rosbaltru/ - около 3, 4 тыс. подписчиков.
С дата по дата выявлены следующие факты распространения на сайте www.rosbalt.ru материалов иностранных средств массовой информации: "Голос Америки", "Кавказ.Реалии", Телеканал Настоящее Время, "Север.Реалии", выполняющих функции иностранного агента: "В адрес чеченские силовики штурмовали убежище для пострадавших от насилия женщин" (https://www.rosbalt. ru/russia/ дата/06/11/1906167.html) (дата); "Эмоции абсолютно неискренние": психиатр проанализировал поведение Протасевича в интервью ОНТ" (https://www.rosbalt. ru/world/ дата/06/05/1905268.html) (дата); "Петербуржцы насчитали "ровно два человека" в масках из пяти тысяч болельщиков в фан-зоне Евро (фото)" (https://www.rosbalt. ru/piter/ дата/06/16/1906881.html) (дата); "Слепое и глухое государство движется к тоталитаризму": основатель "Медузы" отреагировала на внесение в список иноагентов" (https://www.rosbalt.ru/moscow/ дата/04/29/1899712.html).
Кроме того, с дата по дата выявлены факты участия "аналитика агентства фио адрес" в создании материалов иностранных средств массовой информации: "Кавказ.Реалии", "Крым.Реалии", "Радио Свобода", выполняющих функции иностранного агента: адрес и Афганистан в мировой повестке: как сейчас звучит крымский вопрос на международном уровне" (https://ru.krymr.com/a/krymafganistan-mir-krymskaya-platforma/ 31415993.html, https://ru.krymr.com/a/newskrym-anons-radio-taliban/ 31414512.html) (дата); "Вода по цене биткоина" (https://www.svoboda.org/a/voda-pocene-bitkoina-chem-protesty-v-irane-otlichayutsa-ot-rossiiskih/ 31395108. html) (дата); "Турецкий марш. Угроза новых ссор Эрдогана с Путиным" (https://www.kavkazr.com/a/31206688.html, https://www.svoboda.org/a/31205370.html) (дата); "Разгон митингов, ручная армия, "фабрика троллей" (https://www.svoboda.org/a/31127814.html) (дата); "Люди в сапогах и люди в чалмах. Кому Великий аятолла передаст власть" (https://www.svoboda.org/a/31046970.html) (дата); адрес американской политики. Чего ждать Путину и Эрдогану от фио?" (https://ru.krymr.com/a/chego-zhdat-putinu-ierdoganu-ot-bajdena/30965196.html, https://www.svoboda. org/a/ 30964979.html) (дата); "Непримиримые. Кто толкает Армению и Азербайджан к большой войне" (https://www.kavkazr.com/a/30861838.html, https://www.svoboda.org /a/30861676.html) (дата).
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства от дата N 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Также в Минюст России дата поступила информация из Росфинмониторинга о том, что обществом получено иностранное финансирование в дата от РОО Центр "Сова", включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, получено сумма за организацию конференции.
При этом судом установлено, что РОО Центр "Сова" является получателем денежных средств от иностранных источников, что следует из материалов дела.
Так, согласно отчету по форме N ОИА001 за адрес дата, представленному РОО Центр "Сова" в Минюст России, денежные средства, полученные от Европейского союза (Бельгия), были израсходованы путем перечисления, в том числе по договору N 15 от дата на организацию мероприятия Информационному агентству наименование организации.
Судом на стадии досудебной подготовки по делу было исследовано письмо Росфинмониторинга; удостоверено, что информация, изложенная в письменных возражениях Минюста России, соответствует информации, изложенной в письме Росфинмониторинга.
Судом из Росфинмониторинг были истребованы сведения о том, направлялась ли дата в Минюст России информация о получении наименование организации в дата от РОО Центр "Сова" сумма На запрос суда из Росфинмониторинг поступил ответ от дата, из которого следует, что служба действительно направляла в Минюст России информацию о получении обществом денежных средств из-за рубежа.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим, в том числе функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.
Указанные полномочия Управления определены в пункте 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата N808.
Росфинмониторинг осуществляет полномочия по осуществлению сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом (пункт 5 Положения).
В подпункте 13 пункта 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу предусматривается, что Росфинмониторинг координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности.
Таким образом, именно Росфинмониторинг, выполняя возложенные на него государственные функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами, вправе соответствующую информацию собирать и предоставлять в распоряжение федеральных органов власти.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, в том числе положениями Закона РФ "О средствах массовой информации", приказа Минюста России N 216 от дата, исследовав, в том числе обозрев представленные суду доказательства, подтверждающие получение административным истцом средств из иностранных источников, оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены факты распространения наименование организации с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, а равно получения денежных средств от иностранных источников.
При таких данных, оспариваемое распоряжение принято Минюстом России при наличии законных к тому оснований в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от дата N 2124-1 "О средствах массовой информации". Решение согласовано с МИД России. Распоряжение принято полномочным государственным органом, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, включение наименование организации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, осуществленное в соответствии с законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, применил закон, подлежащий применению, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются представленными в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение наименование организации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, влечет за собой ограничение прав административного, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом оценки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в решении суда.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями статей 84, 176, 178 КАС РФ все обстоятельства дела установлены судом на основании доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
При этом факт получения денежных средств из иностранных источников административным истцом не опровергнут.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, не влияют на полноту установленных в ходе рассмотрении дела судом фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения; сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления и считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным; принятым в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.