Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Лашкова А.Н., Смолиной Ю.М., при секретаре Аликсиной А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лашкова А.Н. дело по апелляционной жалобе * на решение Дорогомиловского районного суда города Москвы от 23 декабря 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления * к ГБУ МФЦ г. Москвы о признании незаконным приема заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
административный истец * обратился в суд с административным иском о признании незаконным приема заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество в ГБУ МФЦ г. Москвы, в результате которого осуществлен переход права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *, мотивируя свои требования тем, что при личном обращении в филиал МФЦ по району Выхино-Жулебино г. Москвы сотрудники не убедились в личности заявителя, приняли документы, в том числе договор купли-продажи для перехода права собственности с * на * При этом, * лично в МФЦ не являлся, квартиру не продавал. В УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве по данному факту возбуждено уголовное дело, по которому * признан потерпевшим, экспертным заключением установлено, что подпись в договоре купли-продажи выполнена не *. Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы N* по иску * к Управлению Росреестра об обжаловании действий по факту регистрации перехода права собственности от * на * отказано, решение вступило в законную силу. В настоящее время рассматривается гражданское дело о признании договора купли-продажи квартиры незаключенным. * просил признать незаконным прием заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и приложенных документов, осуществленный МФЦ района Выхино-Жулебино ЮВАО г. Москвы * г.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых заявлений * отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить данный судебный акт как незаконный, утверждая о неверной оценке собранных по делу доказательств, нарушении норм материального права и процессуального права.
В судебное заседание * явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель ГБУ МФЦ г. Москвы Аничкин Д.А. в судебное заседание явился, просил оставить решение суда без изменения.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по городу Москве в суд не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не заявлял.
Заинтересованное лицо * в суд не явился, извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не заявлял.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Судом установлено, что * г. Управлением Росреестра по г. Москве зарегистрирован переход права собственности на квартиру, расположенную по адресу: *, от продавца * на покупателя *, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
* г. СЧ по РОПД СУ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ, в отношении неустановленных лиц, по факту совершения мошеннических действий в отношении имущества *, введя в заблуждение ведущего специалиста по предоставлению услуг МФЦ района Выхино-Жулебино относительно достоверности представленных документов.
* г. * признан потерпевшим по данному уголовному делу.
Справкой об исследовании N*, выполненной специалистом ЭКЦ УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве, установлено в ходе проведения почерковедческого исследования, что подпись в договоре купли-продажи квартиры от * г, заключенного между * и *, на продажу квартиры, расположенной по адресу: *, выполнена на печатающем устройстве электрофотографического типа, являются изображениями подписи и записи.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от * г. по делу N2а-304/20 в иске * к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения о прекращении права собственности истца на квартиру отказано. Решение вступило в законную силу * г.
Данным решением установлено, что нарушений в действиях Управления Росреестра по г. Москве при осуществлении регистрации перехода права собственности не было.
Заявление подано через МФЦ района Выхино-Жулебино ЮВАО г. Москвы * г. при личном посещении данного филиала, как продавца, так и покупателя квартиры, с представлением оригиналов документов, подтверждающих факт продажи квартиры.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно исходил из того, что оснований полагать, что действия сотрудников ГБУ МФЦ г. Москвы совершены в соответствии с действующим регламентом по принятию документов, заявлений для оказания услуг, при этом, не принять заявление сотрудник МФЦ не имел права, равно как и вынести решение по данному заявлению, т.к. полномочия по рассмотрению заявления, а также проведения правовой экспертизы представленных документов обладает Управление Росреестра по г. Москве.
Как правильно отметил суд первой инстанции, перечень государственных и иных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг на территории города Москвы (далее - МФЦ) утвержден постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 219-ПП).
Согласно постановлению Правительства Москвы N 219-ПП при предоставлении государственной услуги "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество" (далее - государственная услуги) специалисты МФЦ осуществляют только прием заявлений и необходимых документов, и выдачу документов, поступивших из уполномоченного на предоставление государственной услуги органа - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве).
В соответствии с пунктом 3.1.1.1 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП государственные услуги в МФЦ предоставляются специалистами МФЦ, осуществляющими прием от заявителей запросов (заявлений) на предоставление государственных услуг, комплексных запросов (далее также - запросы заявителей) и выдачу им документов по результатам предоставления государственных услуг. При этом обработка запросов заявителей и прилагаемых к ним документов, а также формирование результата предоставления государственной услуги осуществляется органами, предоставляющими государственные услуги, если иное не предусмотрено соответствующим административным регламентом.
Согласно пункту 1.3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП государственные услуги в МФЦ предоставляются в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг, иные услуги - в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, регулирующими порядок предоставления таких услуг.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - Административный регламент), который определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги по государственному кадастровому учету недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - государственная услуга), в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.
В соответствии с пунктом 32 Административного регламента государственная услуга по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество предоставляется Росреестром, территориальными органами Росреестра, территориальными отделами территориального органа Росреестра, федеральным государственным бюджетным учреждением, филиалами федерального государственного бюджетного учреждения, территориальными отделами филиалов.
На основании приказа Росреестра от 18 октября 2016 г. N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" административные процедуры, предусмотренные подразделами "Прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги" и "Выдача (направление) документов по результатам предоставления государственной услуги" Административного регламента, осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение.
Полномочия по принятию решения о предоставлении государственной услуги относятся к компетенции Управления Росреестра по Москве.
ГБУ МФЦ города Москвы не является государственным регистратором и не осуществляло действий по государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект недвижимости и перехода права собственности к новому правообладателю.
Действия ГБУ МФЦ города Москвы и МФЦ по приему документов на государственную регистрацию перехода права собственности на спорный объект недвижимости не оспариваются.
Предоставление государственных услуг "Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество" и "Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (далее - государственные услуги) осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 г. N 278, Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 8 апреля 2021 г. N П/0149 и постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2014 г. N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы".
Согласно установленному порядку предоставления государственных услуг работники многофункционального центра предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) осуществляют только прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственных услуг, и выдачу результата предоставления государственных услуг.
Рассмотрение заявления и представленного пакета документов и непосредственное принятие решения о предоставлении государственных услуг относится к компетенции Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по г. Москве).
В соответствии с пунктом 2.1.1 заключенного ГБУ МФЦ города Москвы с Управлением Росреестра по г. Москве соглашения о взаимодействии от 28 декабря 2016 г. N МФЦ-12/16-142/33217, в случае обращения заявителя в МФЦ работник МФЦ, уполномоченный на прием запроса, устанавливает тождественность лица, изображенного на фотографии, содержащейся в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, личности заявителя, проверяет срок действия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, и соответствие данных паспорта данным, указанным в запросе и прилагаемых необходимых документах.
При этом установление подлинности документа, удостоверяющего личность, представленного заявителем, к компетенции работников МФЦ не относится. Техническая возможность на осуществление проверки у работников МФЦ отсутствует. В случае соответствия представленных заявителем документов требованиям вышеуказанных нормативных актов работник МФЦ обязан принять заявление и представленные документы и передать их в организацию, уполномоченную на принятие решения о предоставлении государственной услуги.
ГБУ МФЦ города Москвы не наделено полномочиями по проведению правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
ГБУ МФЦ города Москвы осуществляет только прием и регистрацию документов. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости осуществляется компетентным органом государственной власти - Управлением Росреестра по г. Москве (пункт 3 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
Согласно пункту 168 Административного регламента государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).
При этом в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Государственным бюджетным учреждением города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в случае обращения заявителя в МФЦ работник МФЦ, уполномоченный на прием заявления, устанавливает тождественность лица, изображенного на фотографии, содержащейся в паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, личности заявителя. В случае обращения представителя заявителя проверяет документ, удостоверяющий его личность, а также документ, подтверждающий его полномочия. Установление факта предъявления подлинных документов к компетенции МФЦ не относится.
В силу статей 3, 4, 9 КАС РФ задачами административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также получение ими судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Вопреки доводам административного истца, незаконных действий (бездействия) административного ответчика, нарушающих права административного истца, при рассмотрении административного дела не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требований и полагает, что решение суда об этом является законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела (части 9 и 11 статьи 226 КАС РФ), и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ и признается надлежащей; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ).
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, при рассмотрении административного дела нарушений норм материального права судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.