Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца фио - фио на решение Измайловского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления фио к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства о признании решения Наблюдательного совета Публично-правовой наименование организации от дата в части возмещения гражданам - участникам долевого строительства объектов застройщика наименование организации, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4 незаконным и его отмене, обязании принять новое решение - отказать",
УСТАНОВИЛА:
фио А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Фонду защиты прав граждан - участников долевого строительства о признании решения Наблюдательного совета Публично-правовой наименование организации от дата в части возмещения гражданам - участникам долевого строительства объектов застройщика наименование организации, расположенных по адресу: адрес, 2, 3, 4 незаконным и его отмене, возложении обязанности принять новое решение, мотивируя свои требования тем, что между административным истцом и наименование организации был заключен договор участия в долевом строительстве. дата в отношении застройщика наименование организации Арбитражным судом адрес принято решение о признании его банкротом. дата Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства принял решение о выплате возмещения гражданам-участникам долевого строительства объектов застройщика наименование организации, с данным решением фио не согласен, поскольку административный ответчик не проводил мероприятий по определению размера финансирования, необходимого для завершения строительства, сославшись при этом на письмо Министерства жилищной политики адрес, мотивировав решением тем, что в Фонд были представлены сведения о расположении объектов в зоне с особыми условиями использования территории - охранной зоне особо охраняемой природной территории национального парка адрес, однако, учитывая, что земельный участок, на котором расположены объекты застройщика, полностью расположен в границах особо охраняемой природной территории, уполномоченным органом на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а Министерство жилищной политики адрес такими полномочиями не наделено, и письмо от дата N исх-1533, на которое ссылается административный ответчик при принятии обжалуемого решения, запретом на получение разрешения на строительство либо запретом на строительство, не является, из чего следует, что
административный ответчик в основу своего неправомерного решения положил документ, выводы в котором выходят за рамки полномочий выдавшего его государственного органа.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав административного истца фио, представителя административного истца фио - фио, представителей заинтересованных лиц "Астера Инвест" - Бондарь Е.С, Министерства жилищной политики адрес - фио, Фонда развития территорий - фио, а также заинтересованных лиц фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, находит, что решение Измайловского районного суда адрес от дата отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда адрес от дата по делу N А41-44962/ дата, наименование организации (ИНН 5001088046) признано несостоятельным (банкротом).
Согласно решению Наблюдательного совета Фонда от дата N НС-29/ дата (приложение N 65), должно быть обеспечено финансирование мероприятий (выплата возмещения гражданам - участникам строительства за счет имущества Фонда), указанных в п. 5 ч. 2 ст. 13.1 Закона N 218-ФЗ, в отношении объектов незавершенного строительства наименование организации: жилого дома - корпус 1 (первая очередь), расположенного по адресу: адрес на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040104:13; жилого дома - корпус 2 (вторая очередь), расположенного по адресу: адрес на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040104:13; жилого дома - корпус 3 (третья очередь), расположенного по адресу: адрес на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040104:13; жилого дома - корпус 4 (четвертая очередь), расположенного по адресу: адрес на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040104:13.
В целях принятия решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, Фондом были исследованы следующие документы и обстоятельства: наименование организации на основании разрешений на строительство N RU 50315000-269 от дата, RU 50315000-270 от дата, RU 50315000-271 от дата, RU 50315000-272 от дата, осуществляло строительство жилого комплекса (жилой малоэтажный дом, состоящий из 4-х корпусов), по адресу: адрес, кадастровый номер земельного участка: 50:15:0040104:13.
В соответствии с представленным кадастровым паспортные данные N МО-13/3B-1306604, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040104:13 внесены сведения о территориальных зонах с особыми условиями использования территорий: адрес полностью входит в Зону "Особо охраняемая территория федерального значения - национальный парк адрес", 50.15.2.1, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от дата NВК/ дата
Апелляционным определением Московского областного суда от дата по делу N 33-13650/ дата, удовлетворены исковые требования межрайонного природоохранного прокурора адрес в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. адрес, наименование организации о возложении обязательства по отмене вышеуказанного разрешения на строительство, приостановлении строительства жилых домов.
Постановлением Администрации городского адрес N 424/13-ПА от дата отменены выданные разрешения на строительство.
На основании определения Верховного суда Российской Федерации по статусу земельных участков N 305-КГ14-4322 от дата, названный участок строительства находится в границах "особо охраняемой природной территории федерального значения - национальный парк адрес (зона хозяйственного назначения из земель стороннего пользования адрес).
В соответствии с полученным письмом Министерства жилищной политики адрес от дата N 13Исх-15338, строительство жилых домов в указанной зоне запрещено, рекомендуемый механизм восстановления прав - возврат денежных средств. Строительство жилого комплекса на земельном участке противоречит установленным ограничениям для охранной зоны национального парка, нарушает интересы Российской Федерации, также права граждан на благоприятную окружающую среду и экологические нормы ООПТ.
Как усматривается из письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от дата за N 15-29/29966, адресованным Министерству жилищной политики адрес, строительство жилых объектов в указанной зоне не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.
Строительство вышеуказанных объектов застройщика в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 51 и п. 4 ч. 3.4 ст. 49 адрес кодекса РФ, осуществлялось в отсутствии выданного уполномоченным органом разрешения на строительство и положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, данные факты установлены апелляционным определением Московского областного суда от дата по делу N 33-13650/ дата, которым строительство многоквартирных жилых домов приостановлено до получения наименование организации положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также разрешения на строительство в Минприроды России.
Согласно Заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, проектной документации "Малоэтажная жилая застройка, расположенная по адресу: адрес, квартал адрес адрес, земельный участок с кадастровым номером N50:15:0040104:13" от дата (далее "Заключение экспертной комиссии"), представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация содержащая оценку воздействия на окружающую среду, не соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Экспертная комиссия сделала вывод, что на основе результатов анализа материалов проектной документации необходима доработка представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в Заключение экспертной комиссии.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение Наблюдательного совета Фонда принято в установленном законом порядке, в пределах полномочий, соответствует положениям законодательства, а доводы, изложенные в административном иске, сводятся к обоснованию правовой возможности получения организацией-банкротом (у которой отсутствуют денежные средства) разрешения на строительство, судом также установлено, что Фондом уже выплачены денежные средства части граждан на основании оспариваемого решения Наблюдательного совета, кроме того, в связи с утверждением новой редакции п. 14 Правил о порядке принятия решения Наблюдательным советом Фонда (утв. Постановлением Правительства РФ N дата от дата, в ред. Постановления Правительства РФ от дата N 403), в настоящее время Фонд не может принять иного решения, чем выплата возмещения, ввиду введения правила о невозможности достроя объектов, расположенных в охранной зоне особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) (пп. "б" п. 14 Правил, п. 11 ст. 105 ЗК РФ).
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Публично-правовая наименование организации (далее "Фонд") создан в соответствии с Федеральным законом от дата N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее "Закон N 218-ФЗ").
В соответствии с Законом N 218-ФЗ основными задачами Фонда является защита прав и законных интересов граждан-участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства жилья и финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства.
Согласно статье 3 Закона N 218-ФЗ (в ред. Федерального закона N 202-ФЗ от дата "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") для достижения целей, установленных настоящим Федеральным законом, Фонд осуществляет, в том числе функции и полномочия по реализации имущества, переданного Фонду по основаниям, предусмотренным ст. 201.15-2-2 Закона о банкротстве в соответствии со ст. 13.4 указанного Федерального закона (подп. 5.3 ч. 1 ст. 3).
В части 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ установлено, что Фонд принимает решение о финансировании по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N дата утверждены Правила принятия решения публично-правовой наименование организации о финансировании завершения строительства или о нецелесообразности финансирования мероприятий (выплата компенсации гражданам, участникам строительства), предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, части 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее "Правила").
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 201.15.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее "Закон о банкротстве") при урегулировании обязательств застройщика применяется возмездная передача его имущества (в том числе имущественных прав) и обязательств иному застройщику, который будет являться приобретателем (далее в целях настоящего параграфа - приобретатель).
В качестве встречного представления приобретатель исполняет за застройщика полученные от него в порядке перевода долга обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений.
В соответствии с абзацем шестым 6 пункта 1 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве приобретателем может быть Фонд либо Фонд субъекта Российской Федерации на основании принятого Фондом или Фондом субъекта Российской Федерации решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, которые приняты по основаниям и в порядке, которые установлены Законом N 218-ФЗ и Федеральным законом от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 9.1 Закона N 218-ФЗ закреплено, что в целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников строительства, к Фонду в порядке, установленном статьями 201.15.1, 201.15.2, 201.15.2.1 и 201.15-2-2 Закона о банкротстве, переходят имущество застройщика, включая права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, указанных в пункте 5 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в том числе необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов строительства, и обязательства перед участниками строительства.
Указанные в настоящей части мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе за счет денежных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований в соответствии со статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Возможность осуществления Фондом субъекта Российской Федерации урегулирования обязательств застройщика за счет денежных средств, предоставляемых публично-правовой компанией, указанной в части 1 статьи 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ от дата, в соответствии со статьей 13.1 Закона N 218-ФЗ закреплена частью 3 статьи 21.1 Федерального закона N 214-ФЗ от дата "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Частью 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ установлено право публично-правовой компании наименование организации принимать решения о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 7.1 статьи 201.15.1 Закона о банкротстве к заявлению о намерении Фонда или Фонда субъекта Российской Федерации прилагаются документы, подтверждающие возможность финансирования завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке (сведения о собственных средствах и сведения о размерах финансирования, необходимого для завершения строительства объекта, который должен быть построен на земельном участке).
В целях подтверждения возможности финансирования Фонд или Фонд субъекта Российской Федерации вправе представить решение Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации, иных публично-правовых образований, или решение Фонда субъекта Российской Федерации о финансировании мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства, в том числе за счет имущества Фонда субъекта Российской Федерации, сформированного за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона мероприятий за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство. Такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика.
Согласно части 3.1 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ Фонд принимает решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 настоящей статьи мероприятий (далее соответственно - решение Фонда о финансировании, решение Фонда о нецелесообразности финансирования) по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N дата утверждены Правила принятия решения публично-правовой наименование организации о финансировании или о нецелесообразности финансирования мероприятий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан-участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила). Решение о финансировании мероприятий, предусмотренных частью 2 статьи 13.1 Закона N 218-ФЗ, принимается Наблюдательным советом фонда (пункт 2 Правил).
Согласно подпункту 3 пункта 3.3 статьи 13.1 Федерального закона от дата N 218-ФЗ фонд принимает решение о нецелесообразности финансирования (за исключением случаев, если решением Правительства Российской Федерации установлено иное) при соблюдении одного из следующих условий: 1) застройщик не является юридическим лицом; 2) застройщик привлекал денежные средства и (или) имущество участников строительства, не имея прав на земельный участок (право собственности или иное имущественное право), который застроен или подлежит застройке и на котором находится или должен быть построен объект строительства или объект инфраструктуры; 3) застройщик осуществлял строительство объекта незавершенного строительства без полученного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке разрешения на строительство; 4) договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства для строительства объекта, в отношении которого Фондом принимается указанное в части 3.1 настоящей статьи решение, заключен с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от дата N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и представлен на государственную регистрацию после дата; 5) договор, предусматривающий передачу жилого помещения, машино-места и нежилого помещения, с первым участником строительства заключен после дата.
Принимая во внимание, что решение Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства принято в установленном законом порядке, в пределах компетенции административного ответчика, соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая совокупность собранных по делу доказательств, содержание которых изложено выше, из которых следует, что спорный земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, что влечет ограничение его использования в силу положений ст. 95 ЗК РФ, принимая во внимание отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и наличие Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы о том, что представленная на государственную экологическую экспертизу проектная документация содержащая оценку воздействия на окружающую среду, не соответствует требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Ссылка административного истца на то, что решение административного ответчика является незаконным, поскольку органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, не влечет отмену состоявшегося решения суда, поскольку указанное решение было принято, в том числе, с учетом позиции Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, выраженное в письме от дата за N 15-29/29966, адресованном Министерству жилищной политики адрес, что не противоречит требованиям действующего законодательства и не свидетельствует о нарушении порядка принятия вынесенного в полном соответствии с нормами действующего законодательства оспариваемого решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение заявленных требований об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, допускается при установлении того, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца; такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, оснований полагать оспариваемое решение незаконным и нарушающим права административного истца и заинтересованных лиц не имеется.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Измайловского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.