Московский городской суд в составе председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1354/2022
по административному исковому заявлению Булатчика Семена Петровича к Правительству Москвы о признании частично недействующим распоряжения Правительства Москвы N 1506-РП от 10 августа 2005 года "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50 процентной скидкой",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 10 августа 2005 года принято распоряжение N1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой", которое подписано Мэром Москвы и опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 46, 17 августа 2005 года, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 56, 12 октября 2005 года.
Пунктом 1 указанного распоряжения предусмотрено: "Сохранить меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий жителей города Москвы, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой".
В приложении 2 к названному распоряжению приведён перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в том числе диабет. При данном заболевании предусмотрены такие меры социальной поддержки как обеспечение всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100, 0 г. в месяц), инсулиновыми шприцами типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими положения пункта 1 распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N 1506-РП "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой" и приложения 2 к нему, в той мере, в которой названными нормами не допускается право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, но за пределами города Москвы, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что оспариваемые положения обуславливают возможность предоставления такой меры социальной поддержки, как лекарственное обеспечение граждан с диагнозом "диабет" в Москве, наличием регистрации по месту жительства в этом городе и тем самым противоречат положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которыми установлено, что охрана здоровья граждан обеспечивается государством независимо от места жительства, а также противоречат принципу доступности медицинской помощи, установленному статьёй 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Также указывает, что оспариваемыми положениями затронуты его права, поскольку, несмотря на имеющееся у него заболевание "диабет", ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в городе Москве ему отказано в получении меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами. В подтверждение данного обстоятельства административный истец представляет копии ответов Департамента здравоохранения города Москвы от 19.04.2021 N 50-30-32126/21-1 и 06.06.2022 N 51-31-72098/22, из которых следует, что право на получение мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению за счёт средств бюджета Москвы возможно при предоставлении документов, подтверждающих наличие группы инвалидности, или документов, подтверждающих место жительства в городе Москве.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности фио, которая заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители административного ответчика Правительства Москвы по доверенности фио, представляющий также интересы заинтересованного лица Департамента здравоохранения города Москвы, фио в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения административного искового заявления, указывая на то, что оспариваемое распоряжение принято Правительством Москвы в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 N 1506-РП на территории г. Москвы не установлены какие-либо препятствия для реализации гражданами Российской Федерации, страдающими заболеванием "диабет" и имеющими место жительства в городе Москве, права на обеспечение лекарствами средствами и изделиями медицинского назначенная, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно. Оспариваемым нормативным правовым актом предусматривается наличие у гражданина места жительства в городе Москве, которое не ставится в зависимость от регистрационного учета по месту жительства. Также указали, что на имя Булатчика С.П. в связи с наличием у него заболевания "диабет" 17.05.2022 оформлен льготный рецепт на лекарственные препараты. Данный рецепт в виду неявки Булатчика С.П. в медицинскую организацию вручен в судебном заседании его представителю Теняевой Е.А.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления Булатчика С.П. отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организации обеспечения лекарственными препаратами.
Пунктом 5 статьи 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует работу по оказанию населению города Москвы всех видов лечебно-профилактической помощи, осуществляет контроль за реализацией городских программ медицинской помощи и сохранением гарантированного уровня бесплатной медицинской помощи.
Из изложенного следует, что Правительство Москвы является органом, который на момент издания оспариваемого распоряжения, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Распоряжение подписано Мэром Москвы, размещено на официальном сайте Правительства Москвы, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14).
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1).
Из содержания распоряжения Правительства Москвы от 10 августа 2005г. N 1506-РП, усматривается, что предметом его регулирования являются общественные отношения в сфере социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 данного закона).
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 того же федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 28 декабря 2021 года N 2505 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 года и 2024 года, которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Данный перечень утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и в приложении N 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание "диабет", лекарственных средств и медицинских изделий.
Как следует из пункта 1 оспариваемого распоряжения Правительства Москвы, меры социальной поддержки по лекарственному обеспечению сохранены для отдельных категорий жителей города Москвы. При этом оспариваемое распоряжение Правительства Москвы не содержит ограничений о том, какими документами гражданин может подтвердить, что он является жителем города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Устава города Москвы жителями города Москвы (москвичами) являются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, паспортные данные и национальности.
Требований о подтверждении места жительства в городе Москве исключительно наличием факта регистрационного учета Устав города Москвы не содержит.
Принимая во внимание, что "место постоянной регистрации" не включает в себя понятие "место жительства", суд приходит к выводу, что указанные понятия не являются тождественными.
Указанная позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года
N 713", а также в определении Верховного Суда РФ от 16.04.2002 N КАС02-176 "Об отмене решения Верховного Суда РФ от 08.02.2002 N ГКПИ2001-1802 и признании частично незаконным абзаца 1 пункта 8 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335".
Из пояснений представителя Правительства Москвы следует, что органы и организации здравоохранения ответственные за реализацию социальных прав граждан при осуществлении своей деятельности могут исходить из комплекса документов, подтверждающих проживание в городе Москве, предоставляемых гражданином при обращении. С указанной позицией у суда оснований не согласиться не имеется.
Наличие статуса жителя города Москвы, согласно действующему законодательству и сложившейся правоприменительной практике, подтверждается различными доказательствами, включая, документы регистрационного учета, решение суда, прямое указание закона, и не может быть поставлено в зависимость от воли должностных лиц органов и организаций здравоохранения.
Кроме того, суд считает, что зависимость предоставления соответствующих мер поддержки определенным гражданам от отнесения их к категории "житель города Москвы" обусловлено также, и оптимизацией денежных средств, направляемых, в том числе, из федерального бюджета служит обеспечению качественного и эффективного расходования средств, направляемых на такие цели.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемым в части распоряжением Правительства Москвы от 10 августа 2005 года N1506-РП лекарственное обеспечение отдельных категорий жителей города Москвы не ставится в зависимость от наличия у гражданина регистрации по месту жительства в городе Москве. Кроме того, данный акт не содержит норм, обязывающих гражданина подтверждать место жительства на территории города Москвы только документами и сведениями, исходящими исключительно от органов регистрационного учета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части пункта 1 нормативный правовой акт не противоречит положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которыми установлено, что охрана здоровья граждан обеспечивается государством независимо от места жительства, а также не противоречат принципу доступности медицинской помощи, установленному статьёй 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Судом также учитывается факт выписки административному истцу рецепта на льготное (бесплатное) лекарственное обеспечение от 17.05.2022. Данное обстоятельство подтверждает, что положения оспариваемого распоряжения не нарушают прав административного истца, поскольку они не препятствуют получению в установленном порядке лекарственных средств и изделий медицинского назначения на территории города Москвы при соблюдении установленного порядка, который не противоречит нормам федерального законодательства.
В удовлетворении требований административного истца о признании недействующим приложения 2 к оспариваемому распоряжению суд отказывает, поскольку в данной части оспариваемые положения, предусматривают бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание "диабет", лекарственных средств и медицинских изделий в точном соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", и, следовательно, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу не противоречат, прав и свобод административного истца не нарушают.
При отсутствии несоответствия оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, ссылки административного истца на то, что Департаментом здравоохранения города Москвы ему отказано в получении меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, не имеют правового значения для признания нормативного правового акта недействующим, поскольку в рамках абстрактного нормоконтроля действия органов государственной власти проверены быть не могут. Более того, указанный отказ административным истцом в установленном порядке не обжалован.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Булатчика Семена Петровича к Правительству Москвы о признании частично недействующим распоряжения Правительства Москвы N 1506-РП от 10 августа 2005 года "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50 процентной скидкой" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского
городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.