Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3А-1718/2022 по административному исковому заявлению АО "ЕПК Москва" о признании незаконными действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по перерасчету кадастровой стоимости объекта недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда города Москвы от 03 февраля 2022 года административное дело передано в Московский городской суд по подсудности.
Административным истцом с учетом уточнений административного иска заявлены следующие требования:
- признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей на основании акта от 12 мая 2021 года N ---, применяемой с 09 апреля 2021 года;
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей (дата внесения 14 мая 2021 года, дата начала применения 09 апреля 2021 года);
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве устранить допущенные нарушения прав путем внесения в ЕГРН данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 35 954 000 рублей, установленной решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года по делу N ---;
- взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве денежную сумму, подлежащую взысканию по истечении тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу на случай неисполнения его в добровольном порядке в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки фактического исполнения решения суда;
- взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 66 580 487, 62 рублей. Решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 35 594 000 рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН.
Впоследствии административный истец получил выписку из ЕГРН, в которой обнаружил, что актом об утверждении кадастровой стоимости от 12 мая 2020 года кадастровая стоимость объекта изменена, определена в размере 152 508 124, 06 рублей. Дата применения кадастровой стоимости определена с 09 апреля 2021 года. По мнению административного истца, в период 2018-2020 годов не произошло изменения каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514. Полагая указанные действия по изменению кадастровой стоимости незаконными, общество обратилось с административным иском.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали. Представитель Управления Росреестра по Москве в судебное заседание не явился, извещен, направил отзыв на иск. Судом к участию в деле привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве, представитель которого в судебное заседание не явился, извещен. Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц на основании статьи 167 КАС РФ.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются положениями Закона о государственной кадастровой оценке, а отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость - Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
Так, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 11 Закона о государственной кадастровой оценке в редакции, действующей до 11 августа 2020 года, очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в части 1 названной статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке в той же редакции определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, направляет в бюджетное учреждение информацию о таких сведениях.
Датой определения кадастровой стоимости в указанных в настоящей статье случаях является день, по состоянию на который осуществлено внесение сведений в ЕГРН, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном данной статьей, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления из органа регистрации прав в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, за исключением случая недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости.
При недостаточности информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении дополнительной информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности, в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации.
Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны по запросу бюджетного учреждения предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.
Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав для внесения в ЕГРН, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Приведенные нормы не допускают произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывают возможность установления кадастровой стоимости в период между датами кадастровой оценки для объектов, внесенных в ЕГРН, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером ---. Кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N 40557 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 66 580 487, 62 рублей. Решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года установлена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости в размере 35 594 000 рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН.
Впоследствии административный истец получил выписку из ЕГРН, в которой обнаружил, что актом об утверждении кадастровой стоимости от 12 мая 2020 года кадастровая стоимость объекта изменена, определена в размере 152 508 124, 06 рублей. Дата применения кадастровой стоимости определена с 09 апреля 2021 года. По мнению административного истца, в период 2018-2020 годов не произошло изменения каких-либо качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 сентября 2018 года N 514.
Из письменных пояснений представителя ГБУ, а также пояснений, данных в судебном заседании, следует, что основанием для изменения кадастровой стоимости послужило изменение оценочной группы. Кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 года, которую впоследствии административный истец оспорил в Московском городском суде, была установлена исходя из оценочной группы 7.8. "Прочая промышленность". После поступления сведений, изложенных в письме Департамента экономической политики и развития города Москвы от 05 марта 2021 года, оценочная группа, исходя из которой определялась кадастровая стоимость объекта недвижимости, изменилась на группу 4.1 "Объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и развлечений, включая объекты многофункционального назначения (основная территория)". Ввиду изменения оценочной группы кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена в размере 152 508 124, 06 рублей по состоянию на 09 апреля 2021 года.
Между тем, определение кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки должно осуществляться только в случае внесения в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, влекущих изменение его кадастровой стоимости.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июня 2016 года N 378 (который действовал в спорный период) утверждена форма выписки из ЕГРН об основных характеристиках зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
Такая характеристика как "оценочная группа (подгруппа)" в выписке ЕГРН не содержится, следовательно, сведения об изменении оценочной группы не вносятся в ЕГРН и в силу статей 16, 21 Закона о государственной кадастровой оценке не являются основанием для пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости в период между датами государственной кадастровой оценки либо исправления ошибок.
Поскольку никаких качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущих за собой изменение его кадастровой стоимости, предусмотренных Порядком, в отношении спорного объекта недвижимости в 2018 - 2020 годах не происходило, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая уже была установлена решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года по делу N ---.
Суд также учитывает, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года.
При этом внесение в ЕГРН сведений о рыночной стоимости, установленной решением суда, не является обстоятельством, предусматривающим возможность перерасчета кадастровой стоимости, установленной в результате массовой оценки.
Возложенная на Управление Росреестра г. Москвы статьей 16 Закона о государственной кадастровой оценке обязанность по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которого необходимо установление кадастровой стоимости в период между датами государственной кадастровой оценки, не предусматривает возможность произвольного включения в данный перечень объектов, в отношении которых не были изменены количественные и качественные характеристики, влияющие на размер кадастровой стоимости, и впоследствии внесения данных сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а неоднократный произвольный пересмотр кадастровой стоимости вне рамок государственной кадастровой оценки, как верно указал суд первой инстанции, является злоупотреблением правом со стороны административных ответчиков.
При изложенных обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования о признании незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей на основании акта от 12 мая 2021 года N ---, применяемой с 09 апреля 2021 года, признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей (дата внесения 14 мая 2021 года, дата начала применения 09 апреля 2021 года).
Суд отклоняет доводы представителя ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска ввиду того, что решением Московского городского суда от 06 августа 2021 года спорный объект недвижимости исключен из постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению не только для целей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, но и для иных правоотношений, например, для исчисления госпошлины за совершение нотариальных действий (ст.333.25 подп.5 Налогового кодекса РФ, ст.22 п.2 Основ законодательства о нотариате) и прочее.
Поскольку в силу части 2 статьи 227 КАС РФ удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействий) влечет обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, принимая во внимание, что полномочия по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости возложены на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которая на территории города Москвы действует в лице своего филиала (статья 3.1 Закона о недвижимости, статья 14 ФЗ от 30 декабря 2021 года N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ), на указанный орган подлежит возложению обязанность внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 35 954 000 рублей, установленной решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года по делу N ---.
Не подлежит удовлетворению требование административного истца о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве денежной суммы, подлежащей взысканию по истечении тридцати дней с момента вступления судебного акта в законную силу на случай неисполнения его в добровольном порядке в размере 1 000 рублей за каждый день просрочки фактического исполнения решения суда, поскольку соответствующая обязанность судебным актом на Управление не возложена, а кроме того, по смыслу пункта 1 статьи 308.2 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, что следует из положений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств".
Ввиду того, что удовлетворены требования административного истца о признании незаконными действий ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, на основании статьи 111 КАС РФ подлежат удовлетворению требования административного истца о взыскании расходов по оплате госпошлины. Поскольку категория настоящего спора относится к категории дел по оспариванию кадастровой стоимости, г осударственная пошлина при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, ее размер составляет 2 000 рублей для организаций. С учетом изложенного, с ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 1 000 рублей с каждого. Излишне уплаченная госпошлина в размере 4 000 рублей подлежит возврату административному истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей на основании акта от 12 мая 2021 года N ---, применяемой с 09 апреля 2021 года.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- в размере 152 508 125, 06 рублей (дата внесения 14 мая 2021 года, дата начала применения 09 апреля 2021 года).
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по городу Москве внести в ЕГРН данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером --- по состоянию на 01 января 2018 года в размере 35 954 000 рублей, установленной решением Московского городского суда от 14 сентября 2020 года по делу N ---.
Взыскать с ГБУ г. Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" в пользу АО "ЕПК Москва" расходы по уплате госпошлины в размере 1 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в пользу АО "ЕПК Москва" расходы по уплате госпошлины в размере 1 000 рублей.
Возвратить АО "ЕПК Москва" излишне уплаченную госпошлину в размере 4 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.