Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "АЛЬЯНС" о признании незаконными решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования",
УСТАНОВИЛ:
ООО "АЛЬЯНС" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что общество является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС, кадастровая стоимость которого по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1 Указанная кадастровая стоимость нежилого здания была определена с использованием метода индексации путем индексирования значения кадастровой стоимости здания, установленной в результате предыдущей кадастровой оценки. Между тем спорный объект недвижимости был отнесен к оценочной подгруппе 15.8 "Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В указанной ситуации, по мнению административного истца, при определении кадастровой стоимости объекта индексации подлежит не кадастровая стоимость здания, установленная в результате предыдущей кадастровой оценки, а кадастровая стоимость, установленная решением суда в размере СУММА2 рублей.
Вместе с тем решением ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года заявителю было отказано в пересчете кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС.
В такой ситуации административный истец просит признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года N * в части отказа в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года; обязать административного ответчика произвести перерасчет кадастровой стоимости и определить её в размере СУММА3 рублей.
Представитель ООО "АЛЬЯНС" по доверенности Шавырин Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" Яворский Д.Д. против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Агатов А.А. против удовлетворения заявленных требований возражал.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "АЛЬЯНС" является собственником нежилого здания с кадастровым номером ОКС, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках нежилого здания.
Пунктом * приложения 1 к распоряжению Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 г." кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере СУММА1 Указанная стоимость установлена по результатам государственной кадастровой оценки, проведенной ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
Статьями 20, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости путем введения процедур предоставления разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости и рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости, а также рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Частью 23 статьи 21 данного закона установлено, что решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, административный истец 21 января 2022 года обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Решением ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года N * заявителю в пересчете кадастровой стоимости отказано.
Пользуясь предоставленным Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования", административный истец в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Оценивая доводы заявителя о допущенной административным ответчиком ошибке при определении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС, суд исходит из следующего.
Как следует из решения ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года N * кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена путем отнесения объекта недвижимости к группе 15 "Объекты неустановленного и вспомогательного назначения", подгруппе 15.8 " Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства".
В этом же решении указано, что расчет кадастровой стоимости объектов подгруппы 15.8 " Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" осуществляется на основании иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, с применением индексов изменения цен во времени.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент проведения государственной кадастровой оценки административным ответчиком был определен приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 2.4 Методических указаний в рамках подготовки к государственной кадастровой оценке осуществляются в том числе сбор, обработка и учет (в случае если характеристики объекта недвижимости не изменялись) информации об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 8.6 Методических указаний установлено, что в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости (в том числе выполненных по заказу самих правообладателей данных объектов недвижимости), а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.
В силу п. 7.2.4 Методических указаний метод индексации прошлых результатов заключается в индексировании значений кадастровой стоимости зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, установленных в результате предыдущей государственной кадастровой оценки. Метод применяется в случае невозможности применения иных методов сравнительного подхода для зданий, сооружений, ОНС, помещений, машино-мест, по которым полностью отсутствуют характеристики, а также в случаях, предусмотренных пунктом 8.6 Указаний.
Аналогичные разъяснения относительно порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, отнесенных к подгруппе 15.8 даны, в разделе 3.8.1 тома 4 отчета "Об итогах государственной кадастровой оценки всех видов объектов недвижимости, в том числе земельных участков (категория земель - "земли населенных пунктов"), расположенных на территории г. Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года", выполненного ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования".
По смыслу приведенных положений в случае выявления в ходе подготовки к государственной кадастровой оценке информации об объекте недвижимости, кадастровая стоимость которого была оспорена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и отнесения такого объекта к подгруппе 15.8, его кадастровая стоимость подлежит определению путем индексации кадастровой стоимости определенной в заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки в размере СУММА4. Заявитель обращался в Московский городской суд с требованиями об установлении кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 1 января 2018 года в размере рыночной, и решением Московского городского суда от 17 мая 2019 года, вступившем в законную силу 6 ноября 2019 года, кадастровая стоимость здания по результатам проведенной судебной экспертизы была установлена в размере СУММА2 рублей.
Таким образом, кадастровая спорного объекта должна определяться путем индексации кадастровой стоимости в размере СУММА2 рублей, установленной в заключении эксперта, выполненного в процессе судопроизводства.
Вместе с тем из разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ОКС, отзыва административного ответчика усматривается, что кадастровая стоимость нежилого здания определялась путем индексации кадастровой стоимости, установленной в ходе проведения предыдущей государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года.
В обоснование своих возражений административный ответчик указывает, что Методическими указаниями не предусмотрено обязательное установление кадастровой стоимости на основании ранее определенной в ходе рассмотрения судебного спора рыночной стоимости объекта. Указанные доводы ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" подлежат отклонению.
Так, Методические указания действительно предусматривают различные способы определения кадастровой стоимости объектов оценки, в частности определение кадастровой стоимости с применением методов массовой оценки (раздел VII Методических указаний) и определение кадастровой стоимости в рамках индивидуального расчета (раздел VII I Методических указаний). В свою очередь согласно п. 7.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости в рамках сравнительного подхода осуществляется одним из следующих способов (методов): 1) метод статистического (регрессионного) моделирования, 2) метод типового (эталонного) объекта недвижимости, 3) метод моделирования на основе удельных показателей кадастровой стоимости (УПКС), 4) метод индексации прошлых результатов.
Соответственно, метод индексации прошлых результатов является лишь одним из возможных способов определения кадастровой стоимости. Однако, как было указано выше, в случае, установленном пунктом 8.6 Методических указаний, применению подлежит исключительно метод индексации прошлых результатов (п. 7.2.4). При этом согласно п. 8.6 Методических указаний индексации подлежат именно результаты оценки, определенные в отчетах об определении рыночной стоимости объектов недвижимости и заключениях экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, а не кадастровая стоимость, определенная в результате предыдущей кадастровой оценки.
Само по себе наименование оценочной подгруппы 15.8 " Объекты, рассчитанные с использованием иных оценок - отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства" свидетельствует о том, что кадастровая стоимость объектов, отнесенных в указанную подгруппу, подлежит определению исходя из отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, а также заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства. На это указано и в оспариваемом решении ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года N *.
При таких обстоятельствах оснований для отказа административному истцу в пересчете кадастровой стоимости не имелось, а суд удовлетворяет требования ООО "АЛЬЯНС" в указанной части.
Что касается требований заявителя об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере СУММА3 рублей, суд учитывает, что действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного установления судом кадастровой стоимости в определенном размере в случае признания решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости незаконным, поскольку вопрос определения кадастровой стоимости объекта недвижимости требует специальных познаний. Напротив, частью 24 статьи 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке" определено, что в случае принятия судом решения о признании решения об отказе в исправлении ошибок незаконным бюджетное учреждение обеспечивает исправление таких ошибок в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Такой порядок предусматривает необходимость пересчета кадастровой стоимости с последующим направлением сведений о новой стоимости в компетентный орган для внесения соответствующих изменений.
Таким образом, суд возлагает на административного ответчика обязанность по и справлению допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС ошибки в порядке, предусмотренном ст. 21 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 1 января 2021 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" от 21 февраля 2022 года N * в части отказа в перерасчете кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года.
Обязать ГБУ "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" обеспечить исправление допущенной при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС по состоянию на 1 января 2021 года ошибки в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приняв в качестве исходных данных определенную по состоянию на 1 января 2021 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ОКС в размере СУММА2 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.