Судья Московского городского суда Буренина О.Н., с участием прокурора Витман Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя АО "Свобода" генерального директора Андреенкова В.М., поданную на постановление судьи Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2021 года, которым АО "Свобода" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
03 марта 2021 года заместителем Савеловского межрайонного прокурора г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении АО "Свобода" (далее также Общество).
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, законный представитель Общества просит об отмене судебного акта, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствие в действиях Общества состава вмененного нарушения, поскольку нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств, в совершении которого обвиняется Общество, подлежит квалификации по ст. 8.15 КоАП РФ, по которой Общество также было привлечено к административной ответственности; неверное применение положений СанПиН 2.1.4.1175-02 к скважинам Общества; принятые судом во внимание доказательства не относятся к рассматриваемому по настоящему делу событию правонарушения; при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено, что поступаемая по скважинам, явившимся предметом прокурорской проверки, вода расходуется на технологические цели производства и не используется для производства продукции; скважина N 888 герметично закрыта и находится в закрытом помещении, что исключает загрязнение воды.
Законный представитель АО "Свобода" в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщил, обеспечил явку защитников Астафьевой О.А. и Максимовой А.В, которые жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитников Астафьеву О.А. и Максимову А.В, заключение прокурора Витман Ю.А, полагавшей решение судьи законным и обоснованным, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 ст. 29 указанного закона предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (п. 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
В целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека среды обитания в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляется производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также условий труда (п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 43.1 Федерального закона N 52-ФЗ, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 ноября 2002 г. N 40 утверждены санитарные правила СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" (далее СанПиН 2.1.4.1175-02), действовавших на момент проведения проверки, направленные на предупреждение и устранение загрязнения воды источников нецентрализованного водоснабжения общего и индивидуального пользования.
Данным СанПиН 2.1.4.1175-02 установлены гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее СанПиН 2.1.3684-21), вступивших в действие на момент возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу пп. 87-89 СанПиН 2.1.3684-21 надземная часть водозаборных сооружений должна иметь укрытие для предотвращения загрязнения воды водоисточника.
Территория вокруг каптажного сооружения должна быть ограждена. Для защиты каптажного сооружения от затопления поверхностными водами должны быть оборудованы отмостки с уклоном в сторону водоотводной канавы.
В радиусе ближе 20 метров от источника нецентрализованного водоснабжения не допускается мытье транспортных средств, стирка и полоскание белья, другие виды деятельности, способствующие загрязнению воды водоисточника.
Чистка оборудования источника нецентрализованного водоснабжения должна проводиться хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, не реже одного раза в год. После каждой чистки или ремонта должна проводиться дезинфекция водозаборных сооружений с последующей промывкой и контролем качества и безопасности питьевой воды.
Как следует из материалов дела 18 февраля 2020 года Савеловской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения АО "Свобода" расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вятская, д. 47 требований санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по результатам которой было установлено нахождение помещения, где расположена скважина N 888, в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, а именно: требуется проведение ремонта данного помещения (восстановление покрытия и покраска стен, потолка, пола), стены, пол, потолок помещения имеют дефекты внутренней отделки, ржавчину, имеется строительный мусор, грязь.
Указанные действия АО "Свобода" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; решением о проведении проверки; актом проверки; протоколом осмотра; фотоматериалом; лицензией; иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств правильно установилвсе юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения и сделал обоснованный вывод о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Относимость, допустимость и достоверность представленных в дело и перечисленных выше материалов сомнений не вызывает, в связи с чем они обоснованно признаны судьей районного суда в своей совокупности достаточными для установления в действиях АО "Свобода" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 52 - ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Таким образом, используемое АО "Свобода" водозаборное сооружение (скважина N 888) должно быть защищено от загрязнения и засорения подземных водных объектов, следовательно, помещение, в котором находится водозаборное сооружение (скважина N 888) должно находиться в удовлетворительном санитарном состоянии и не иметь источников грязи и иных неблагоприятных для человека факторов.
Между тем имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о наличии в помещении, где расположено водозаборное сооружение (скважина N 888) мусора и грязи, а также нарушение внутренней отделки стен, пола и потолка, что не оспаривается в доводах жалобы, и что может создать угрозу либо привести к загрязнению поступающих по данному водозаборному сооружению подземных вод через дефекты пола, либо в момент проведения очистных работ.
Вопреки доводу жалобы нарушение правил эксплуатации самого водозаборного сооружения (скважины N 888) в вину Обществу не вменялось, в связи с чем оснований для переквалификации действий АО "Свобода" на ст. 8.15 КоАП РФ по делу не имеется.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судьей районного суда фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, что не может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Обществу в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, его общественной опасности, и является справедливым, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савеловского районного суда города Москвы от 14 мая 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении АО "Свобода" оставить без изменения, жалобу законного представителя Общества Андреенкова В.М. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.