Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации городского округа Королёв Московской области К*** Л.С. на постановление N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 21 октября 2020 года и решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа Королёв Московской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 21 октября 2020 года Администрация городского округа Королёв Московской области (далее также - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда города Москвы от 17 июня 2021 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника Администрации городского округа Королев Московской области К*** Л.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник К*** Л.С. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт совершенного Администрацией городского округа административного правонарушения. Для ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа Королёв Московской области Администрацией городского округа заключен Договор с ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор" на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа Королёв Московской области. В Администрации городского округа еженедельно проходят совещания по вопросам уборки мусора с участием заместителя главы Администрации городского округа, ответственных представителей Администрации, представителя ООО "Сергиево-Посадский региональный оператор", представителей управляющих компаний, представителя Госадмтехнадзора N 38 по г..Королёв, на котором обсуждаются вопросы и решаются возникающие проблемы. Кроме того, Администрацией городского округа заключён муниципальный контракт от 19 мая 2020 года на выполнение работ по санитарному содержанию и уборке города Королёва Московской области в 2020 году с ООО "ЭКО Лайт". Кроме того, в постановлении должностного лица неверно установлено место совершения административного правонарушения, указанный адресный ориентир не соответствует действительности. Также должностным лицом не было представлено документов о границах, из которых следовало бы, что засорение мусором произошло на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда, поскольку фотофиксация свалки куч мусора с помощью фотоаппарата не может являться безусловным доказательством засорения мусором леса, а земельный участок по адресному ориентиру: Московская область, г..Королев, ул.
Акуловский гидроузел, вблизи дома (строения) 92 с координатами: ***, где расположена выходная труба (переливная) Нехлюдова рукава, не отнесен к такой категории земель, как лесной фонд либо лесной квартал, также не отнесен к категории земель национальных парков и особо охраняемых территорий. Администрацией городского округа складирование мусора не производилось. Более того, Администрацией городского округа были устранены нарушения, указанные в постановлении, что свидетельствует об отсутствии вины.
Законный представитель или защитник Администрации городского округа Королев Московской области, извещённые в установленном порядке, в судебное заседание не явились, не подавали ходатайство об отложении слушания, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ наступает за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, совершённые в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе влекут административную ответственность по ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.
В соответствии с п. 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 (действовавших на дату совершения административного правонарушения) (далее - Правила) н е допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
На основании п. 14 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Согласно ч. 1 ст. 60.3 Лесного Кодекса РФ меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с п. 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждённых приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 181, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Национальный парк "Лосиный остров" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" отнесён к особо охраняемой природной территории федерального назначения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Согласно п. 9 и 10 ст. 2 Федерального закона от 14.05.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" о рганы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.05.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
По смыслу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
П ункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введённого постановлением Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (пункт 2 пункта 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к отходам производства и потребления относятся вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Согласно материалам дела, 29 сентября 2020 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения должностным лицом осмотра территории выявлено нарушение Администрацией городского округа Королёв Московской области режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов в охранной зоне национального парка "Лосиный остров", выразившееся в нарушении соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 N 607 "О правилах санитарной безопасности в лесах" (п. 14), а именно по адресному ориентиру: Московская область, город Королёв, улица Акуловский гидроузел, в районе дома (строения) 92 с координатами: *** расположена выходная труба (переливная) Нехлюдова рукава, ручья, берущего свое начало в городе Королёве, проходящего под Акуловским гидроузлом через трубу и уходящего на территорию национального парка "Лосиный остров". Русло ручья, как и близлежащая территория, захламлена мусором (пакеты, покрышки, бутылки).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения Администрации городского округа Королёв Московской области к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, и вина Администрации в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 15 октября 2020 года; приказом о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований N 109 от 31 августа 2020 года; актом 03-м-29 осмотра (обследования) территории от 29 сентября 2020 года; фотоматериалами с места выявления административного правонарушения; Уставом городского округа Королева Московской области; описанием границ охранной зоны Национального парка "Лосиный остров"; выпиской из ЕГРЮЛ; а также иными имеющимися в деле доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены должностным лицом и судьёй по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действия Администрации городского округа Королев Московской области правильно квалифицированы ч. 3 по ст. 8.31 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В данном случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у Администрации городского округа Королёв Московской области имелась возможность для соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, за нарушение которого ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению, а изложенные в жалобе доводы относительно заключённых договоров и проведения совещаний, не могут являться основанием для освобождения Администрации от административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, поскольку надлежащие и своевременные меры по контролю за реализацией указанных договоров ею не осуществляются, в результате чего в охранной зоне ФГБУ НП "Лосиный остров" в ходе осмотра обнаружено складирование бытовых отходов - строительного мусора, резиновых покрышек, бутылок. В данном случае установление лиц, которые фактически разметили указанные бытовые отходы на территории охранной зоны, не влияет на правильное разрешение настоящего дела, поскольку указанный земельный участок находится в границах городского округа Королёв Московской области, содержание его в надлежащем состоянии относится к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования - Администрации, на которую согласно Уставу городского округа Королёв Московской области, в частности, возложены обязанности по организации сбора, вывоза, утилизации бытовых и промышленных отходов; организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу Администрации городского округа Королев Московской области, материалы дела не содержат. Вопреки утверждению заявителя, все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доказательства невозможности соблюдения требований закона и принятия всех возможных мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Границы национального парка и его охранной зоны установлены решением исполкомов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов 04.05.1979 N 1190-543 с их уточнением решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов 10.10.1988 N 2130-1344, постановлением Совета Министров СССР 31.08.1989 N 703, постановлением Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113, находящимися в свободном доступе сети "Интернет".
Совершение административного правонарушения в охранной зоне национального парка "Лосиный остров" по адресному ориентиру Московская область, город Королёв, улица Акуловский гидроузел, в районе дома (строения) 92 с координатами: *** подтверждается исследованными доказательствами, в том числе, актом осмотра от 29 сентября 2020 года с фотоматериалами (картографическими данными информационного ресурса "Яндекс.Карты"). Оснований не доверять этим данным не имеется. В ходе рассмотрения дела место совершения административного правонарушения установлено путём привязки к адресному ориентиру, однако данное обстоятельство не порождает сомнений в правильном установлении фактического места нарушения, обозначенного на картографических ресурсах.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности Администрации городского округа Королев Московской области в совершении вменённого ему правонарушения, в поданной жалобе не приведено, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования должностного лица и судьи районного суда, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Назначенные Администрации городского округа Королеёв Московской области вид и размер наказания соответствуют характеру совершённого правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи районного суда по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N *** заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 21 октября 2020 года и решение судьи Преображенского районного суда города Москвы от 17 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Администрации городского округа Королёв Московской области оставить без изменения, жалобу защитника Администрации городского округа Королев Московской области К*** Л.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.