Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Х*** И. на постановление судьи Савёловского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
16 марта 2021 года советником отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы (далее - Мосгорнаследие) в отношении ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России (далее также - Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Савёловский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Савёловского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей (л.д. 184-185).
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Х*** И. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что на основании ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственником недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, является Российская Федерация в лице Минобороны России. Собственник не наделил Учреждение полномочиями в сфере содержания недвижимого имущества, согласно п. 17 Положения Устава, Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. В структуре Министерства обороны Российской Федерации полномочия и обязанности собственника возложены на Департамент строительства Минобороны России в соответствии с компетенцией, установленной правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации. Бюджетные ассигнования на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти не выделялись. Судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание законный представитель или защитник Учреждения, извещённые в установленном порядке не явились, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно ст. 45 указанного Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе работы по приспособлению памятника для современного использования проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно материалам дела, ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является пользователем на праве оперативного управления объекта недвижимости по адресу: город Москва, Ленинградский проспект, дом 41 (кадастровый номер: ***, ограждение (забор), протяжённостью 1744 метра), запись государственной регистрации права от 5 декабря 2019 года N***-*** (выписка от 11 марта 2021 года N ***).
Приказом Мосгорнаследия от 10 сентября 2018 года N 703 вышеуказанный выявленный объект культурного наследия принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Ограда и въездные ворота Московского аэровокзала, конец 1940-х-начало 1950-х г.г." (далее - Объект) по адресу: вдоль Ленинградского проспекта, между д. 41, стр. 18 и д. 43, корп. 1 (с адресом пилонов ворот: Ленинградский проспект, дом 41, строения 19, 20), утверждены границы его территории и предмет охраны.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта утверждено приказом Мосгорнаследия от 24 марта 2020 года N 186.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 ноября 2020 года N 140743-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером ***.
В ходе контрольного мероприятия, проведённого должностным лицом Мосгорнаследия, установлено, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России в срок до 1 марта 2021 года не выполнило законное предписание от 25 августа 2020 года N ***: в соответствии с требованием п. 1 раздела 5 Акта технического состояния от 20 августа 2018 года N *** на основании задания Мосгорнаследия на проведение работ по сохранению Объекта, выводов и рекомендаций инженерно-технического обследования не разработало проектную документацию по сохранению Объекта и не согласовало её в установленном порядке, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 16 марта 2021 года; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N **** от 26 февраля 2021 года; предписанием N *** от 25 августа 2020 года, а также другими материалами дела.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, пришёл к обоснованному выводу о наличии в бездействии ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку собственником недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и предоставленного органам военного управления, войсковым частям и организациям Министерства обороны Российской Федерации, является Российская Федерация в лице Минобороны России, не влияет на законность постановления судьи районного суда.
На основании ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без учёта ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия пользователь объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии со ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26) предписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников (ч. 2 ст. 22 Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26).
Согласно п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В силу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Как следует из материалов дела, объект культурного наследия регионального значения "Ограда и въездные ворота Московского аэровокзала, конец 1940-х-начало 1950-х г.г." (далее - Объект) по адресу: вдоль Ленинградского проспекта, между д. 41, стр. 18 и д. 43, корп. 1 (с адресом пилонов ворот: Ленинградский проспект, дом 41, строения 19, 20) предоставлен на праве оперативного управления ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, с которым оформлено охранное обязательство. Таким образом именно на Учреждение возложена обязанность по проведению работ по сохранению Объекта, в том числе на основании задания Мосгорнаследия на разработку проектной документации и её согласованию в установленном порядке, о чём выдано предписание от 25 августа 2020 года N ****.
Невыполнение ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России законного предписания от 25 августа 2020 года N ****, которое не обжаловалось и не отменено, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводу жалобы, в материалах дела отсутствуют объективные данные, указывающие на то, что Учреждение, которому и ранее выдавались аналогичные предписания об устранении нарушений требований законодательства, предпринимает надлежащие и достаточные меры с целью выполнения п. 1 раздела 5 Акта технического состояния от 20 августа 2018 года N ***, однако разработка проектной документации и её согласование не могут быть реализованы по независящим от Учреждения причинам.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности Учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судьёй районного суда проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания судья районного суда учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области порядка управления.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Учреждению в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Савёловского районного суда города Москвы от 25 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного казённого учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу защитника ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России Х*** И. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.