Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника наименование организации по доверенности Петряк Н.Н. на постановление судьи Тушинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении наименование организации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тушинского районного суда адрес от дата наименование организации (далее наименование организации, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде приостановления деятельности цеха наименование организации, расположенного по адресу: адрес, сроком на 60 суток, который исчислять с момента фактического приостановления деятельности - дата
В Московский городской суд защитником Общества подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления, ссылаясь на суровость назначенного наказания, не учтено, что Обществом незамедлительно были приняты меры к устранению выявленных нарушений, наказание назначено без учета смягчающих обстоятельств, впервые привлекается к административной ответственности, ранее при проведении контрольно-надзорных мероприятий нарушений не было выявлено, приостановление деятельности приведет к ухудшению экономического положения Общества.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель наименование организации, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явился, ходатайство об отложении слушания дела не заявил, направил в судебное заседание защитника фио с доверенностью, в связи с чем полагаю возможным, в порядке положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, рассмотреть дело в отсутствие законного представителя.
Защитник фио доводы жалобы поддержала.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения участников, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 6.4 КоАП РФ наступает за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
На основании ст.ст.1 и 2 Федерального закона от дата N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 Федерального закона от дата N52-ФЗ, Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Статьей 24 того же Федерального закона от дата N52-ФЗ определено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В силу части 3 статьи 29 вышеназванного Федерального закона от дата N52-ФЗ, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от дата N 44 утверждены санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
Согласно пунктам 2.4, 2.6, 2.7, 2.9, 2.11, 2.12 СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
В воздухе не допускается превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, определенных требованиями гигиенических нормативов.
2.6. Помещения, в которых установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должны быть обеспечены местной системой вытяжной вентиляции.
Обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через дата после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.
2.7. Покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
2.9. Мусор должен собираться в контейнеры, закрывающиеся крышками. Очистка мусоросборников должна проводиться при заполнении 2/3 их объема.
2.11. Уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, маркируется в зависимости от назначения помещений и видов работ. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря.
По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфицирующими средствами.
2.12. В помещениях не должно быть насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности.
При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.
Как следует из материалов дела, дата в время по адресу: адрес, в ходе осмотра цеха наименование организации по указанному адресу, на основании решения о проведении внепланового инспекционного визита N06-29-00033 от дата Начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в адрес - Главного государственного санитарного врача по адрес фио выявлены нарушения обязательных требований, предусмотренных ст.ст. 11, 22, 24, Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 2.4, 2.6, 2.7, 2.9, 2.11, 2.12, СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" а именно: неудовлетворительное санитарно-техническое состояние и санитарно-гигиеническое содержание всех помещений цеха, а также технологического оборудования, в т.ч. холодильной и морозильной камеры для хранения сырья и готовой продукции: нарушена целостность покрытия пола, местами нарушена целостность плиточного покрытия стен, отделка стен помещения замеса теста и формирования хлеба частично выполнена из материала, не подвергающегося мойке и дезинфекции, в холодильном оборудовании для хранения сырья, мяса, стены, потолок грязные, пол не промыт, пищевая продукция (брынза) хранится на грязном поддоне, стеллажи для хранения продукции ржавые, морозильные лари для хранения ягод, овощей не очищены от снега и льда, в помещении горячего цеха пол грязный, не промыт, разделочный инвентарь (доска) требует замены, в помещении экспедиции в холодильной камере для хранения готовой продукции (торты) обнаружены живые особи насекомых (тараканы); в зоне загрузки сырья осуществляется хранение мешков с мусором; все моечные ванны, установленные в помещениях цеха, не оборудованы местными системами вытяжной
вентиляции; уборочный инвентарь, используемый для уборки помещений, не промаркирован в зависимости от назначения помещений и видов работ; в складских помещениях отсутствует прибор для измерения температурно-влажностного режима хранения пищевого сырья (смеси для изготовления хлеба), в связи с чем оценить условия хранения не представляется возможным; при оценке обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства, оценке соответствия технологических процессов производства, последовательности и поточности технологических процессов и операций установлено нарушение требований Технического регламента таможенного союза ТРТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" ст. 10 ч. 2, ч. 3 в части: последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого), сырья и пищевой продукции, проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля; проведения контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; обеспечения документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; в части содержания производственных помещений, технологических оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии исключающем загрязнение пищевой продукции, а именно: изготовителем не разработаны, не внедрены и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard
Analysis and Critical Control Points); в части последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции: не ведется растаривание сырья в отдельном помещении, пересыпание или перекладывание сырья во внутрицеховую тару: в помещение замеса теста и формирования хлеба мука, смеси для приготовления хлеба поступают в грязной транспортной таре, отсутствует участок нанесения маркировки на готовую продукцию; изготовителем наименование организации не обеспечена безопасность в процессе производства продукции: на момент осмотра кондитерского цеха сотрудник предприятия осуществлял перемешивание теста для бисквита рукой, опущенной в емкость по локоть (снято с производства 60л теста), что способствует загрязнению продукции и не исключает попадания в нее посторонних включений; не соблюдаются условия хранения сырья, вспомогательных материалов и готовой продукции, не соблюдается товарное соседство при хранении сырой и готовой продукции из-за недостаточного количества холодильного оборудования и нарушения потоков сырья и готовой продукции: во всех помещениях осуществляется хранение сырья в грязной транспортной таре; в холодильной камере экспедиции осуществляется хранение готовой продукции (торты, пирожные) совместно с сырьевой продукцией в транспортной упаковке (майонез, необработанное сырое яйцо в транспортной упаковке); в зоне раздачи сырья осуществляется хранение готовых смесей для приготовления хлеба в открытых мешках, что не исключает попадания в сырье посторонних включений; в нарушение ст. 11 ТРТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", для обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции изготовителем наименование организации не определены: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные
виды пищевой продукции; перечень критических контрольных точек процесса производства (изготовления) параметров технологических операций процесса производства (изготовления) пищевой продукции (его части); параметров (показателей) безопасности продовольственного (пищевого) сырья и материалов упаковки, для которых необходим контроль, чтобы предотвратить или устранить опасные факторы; предельные значения параметров, контролируемых в критических контрольных точках; порядок мониторинга критических контрольных точек процесса производства (изготовления); установление порядка действий в случае отклонения значений показателей, от установленных предельных значений; периодичность проведения проверки на соответствие выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Выявленные нарушения могли повлечь попадание постороннего предмета в готовую продукцию, приобретенную заявителем, что создает угрозу жизни и здоровью населения.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административной правонарушении от дата, составленном с участием защитника Общества, протоколом о временном запрете деятельности юридического лица от.11.2021 г.; решением о проведении инспекционного визита от дата; - протоколом осмотра от дата; актом от дата; - фотоматериалом; - копией договора аренды нежилого помещения N ОП1-16/52, расположенного по адресу: адрес от дата; - показаниями допрошенного в качестве свидетеля специалиста - эксперта Территориального отдела в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес фио, иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и доказанности вины наименование организации в его совершении.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, тогда как в данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что наименование организации приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, с учетом наличия возможности для их соблюдения, что свидетельствует о его вине.
наименование организации, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия наименование организации" правильно квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ.
Устранение выявленных нарушений после их обнаружения основанием к освобождению Общества от административной ответственности, а также для признания действий Общества малозначительными, с учетом характера и степени общественной опасности допущенного административного правонарушения, не является.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вопреки доводам жалобы, административное наказание наименование организации в виде административного приостановления деятельности на срок 60 суток назначено судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым. В связи с тем, что выявленные многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований непосредственно угрожают жизни и здоровью людей, что подтверждается исследованными доказательствами, с учетом их характера, менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тушинского районного суда адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении наименование организации оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.