Судья Московского городского суда Буренина О.Н., с участием помощника прокурора Южного административного округа Шевченко С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Южного административного округа Меретукова А.А., поданный на постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года, которым гражданин Республики Украина Федоренко ... признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем принудительного перемещения через государственную границу Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
22 апреля 2022 года в отношении гражданина Республики Украина Федоренко С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Нагатинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В протесте, поступившем на рассмотрение в Московский городской суд, прокурор округа Меретуков А.А. просит об отмене постановления судьи с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на приведенные в протесте доводы, в том числе на невозможность в связи с назначенным Федеренко С.В. административным наказанием в виде административного выдворения, продолжить исполнение назначенного ему же приговором Нагатинского районного суда г. Москвы наказания в виде обязательных работ, часть которых Федоренко С.В. уже отбыл.
В судебное заседание Федоренко С.В, содержащийся в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, не доставлен, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство о личном присутствии в судебном заседании не заявил.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав помощника прокурора Южного административного округа Шевченко С.О, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу пп. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела 22 апреля 2022 года в 09 часов 20 минут по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, д.22 в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Украина Федоренко С.В, прибывший в Российскую Федерацию 19 января 2020 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении установленного срока временного пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанные действия Федоренко С.В. квалифицированы по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортом сотрудника полиции; данными ЦБДУИГ; копией миграционной карты; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Федоренко С.В. в его совершении.
В соответствии с пп. а п. 1 Указа Президента РФ N 274 от 18.04.2020 г. на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно приостановлено течение сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период.
В дальнейшем Указами Президента РФ от 15.06.2020 N 392, от 23.09.2020 N 580, от 15.12.2020 N 791 течение срока временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации продлевался до 15 июня 2021 года включительно.
При этом п. 2 Указа Президента РФ от 15.12.2020 N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что действие подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)":
а) по истечении 90 суток с даты вступления в силу настоящего Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу настоящего Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство;
б) по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу настоящего Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, не распространяется на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства.
Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации (п. 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 N 364).
В соответствии с Приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений" воздушное сообщение с Республикой Украина не возобновлено.
Между тем официальных данных, указывающих на то, что Российской Федерацией было прекращено транспортное сообщение с Республикой Украина через сухопутную границу с использованием автотранспорта в рамках рассмотрения дела не установлено.
Таким образом, Федоренко С.В. с 01 апреля 2021 г. находился на территории Российской Федерации в отсутствии законных оснований, при этом имея возможность покинуть территорию Российской Федерации, не выполнил данную обязанность.
Согласно пп. а п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" приостановлено с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Подпунктом б п. 2 данного Указа установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.
В данном случае Федоренко С.В, относящийся к гражданам, указанным в пп. б. п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364, мер к узакониванию своего положения на территории Российской Федерации в срок до 30 сентября 2021 г. не предпринял.
С учетом вышеназванных обстоятельств выявление Федоренко С.В. на территории Российской Федерации 22 апреля 2022 года обоснованно признано судьей районного суда как нарушение установленного миграционным законодательством режима пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Приведенные в протесте доводы о невозможности выдворения Федоренко С.В. на территорию государства его принадлежности в связи с проводимыми там боевыми действиями, а также в связи с не исполнением Федоренко С.В. наказания в виде обязательных работ, назначенного приговором Нагатинского районного суда г. Москвы, не свидетельствуют о незаконности судебного акта.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Необходимость и обязательность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Из представленных материалов усматривается, что при назначении Федоренко С.В. административного наказания, судьей Нагатинского районного суда города Москвы требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены: наказание назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, личности виновного и других обстоятельств дела.
Так, согласно представленным материалам, Федоренко С.В. длительное время находится на территории Российской Федерации в отсутствии законных оснований; мер к легализации своего нахождения на территории Российской Федерации им предпринято не было.
Помимо этого, Федоренко С.В. неоднократно в период нахождения на территории Российской Федерации привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, в том числе дважды по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ за отказ от прохождения медицинского освидетельствования водителя при управлении транспортным средством, что является грубым нарушением Правил дорожного движения. 11 марта 2022 г. приговором Нагатинского районного суда г. Москвы привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 1 УК РФ за управление транспортным средством в состоянии опьянения будучи лишенным права управления.
Данные обстоятельства, хотя и не могут быть признаны отягчающими, но, тем не менее, отрицательно характеризуют Федоренко С.В. и свидетельствуют о том, что на территории Российской Федерации он не соблюдает не только миграционное законодательство, но и грубо нарушает и игнорирует иные нормы закона Российской Федерации.
Также следует отметить, что в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении статуса беженца или временного убежища на территории Российской Федерации в связи с невозможностью возвратиться в Республику Украина Федоренко С.В. также не обращался.
В связи с этим назначение судьей районного суда Федоренко С.В. обязательного дополнительного вида наказания как административное выдворение путем принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации основано на фактических обстоятельствах дела и соответствует целям и задачам, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ, назначения наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
.
Таким образом, оснований для признания постановления судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года незаконным и его отмены или изменения по приведенным в протесте доводам, в том числе касающихся невозможности дальнейшего исполнения назначенного приговором суда наказания в виде обязательных работ, не имеется.
В данном случае вопрос исполнения уголовного наказания не может служить основанием, препятствующим назначению Федоренко С.В. административного наказания в виде административного выдворения.
Назначение Федоренко С.В. наказания в виде административного выдворения и помещение его в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, не является препятствием для дальнейшего отбытия последним уголовного наказания путем изменения ему порядка исполнения наказания в виде обязательных работ, а также отсрочки исполнения назначенного административного наказания в соответствии с действующим законодательством.
Каких-либо иных обстоятельств, исключающих возможность применения к Федоренко С.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Федоренко С.В. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Нагатинского районного суда г. Москвы от 22 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Украина Федоренко... оставить без изменения, протест прокурора Южного административного округа Меретукова А.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.