Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Арзон" ** Э.А. на постановление судьи Головинского районного суда г. Москвы от09 августа 2021 года, которым ООО "Арзон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административном правонарушении и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
установил:
10 декабря 2020 года в отношении ООО "Арзон" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Головинский районный суд г. Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
С данным постановлением не согласился генерального директора ООО "Арзон" ** Э.А, который указал в своей жалобе об отсутствии надлежащего извещения о рассмотрении дела, поскольку общество по месту проведения проверки не6 извещалось, общество не является субъектом правонарушения, так как иностранного гражданина принимал на работу управляющий, просит заменит ь штраф на предупреждение, снизить назначенное наказание. В дополнении ссылается на незаконность проверки, так как в распоряжении указан иной адрес,, протокол составлен неуполномоченным лицом, нарушены сроки составления протокола, распоряжение о проведении проверки не вручено, а в акте проверки не указано, что нарушение допущено юридическим лицом, ссылается, что является субъектом малого предпринимательства.
Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы жалобы, выслушав ** Э.А, защитника ** Ф.Ш, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как следует из материалов дела, ООО "Арзон" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неуведомленнии территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, нарушение, совершенное в городе федерального значения Москве.
Так 03 октября 2020 года, примерно в 00 часов 01 минут, по адресу: г.Москва, бульвар **, в ходе проверки сотрудниками ОМК ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве установлено, что ООО "Арзон" в нарушение ч.8 ст.13 Федерального закона N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не уведомило территориальное подразделение УВМ ГУ МВД России по г.Москве, о заключении 29.09.2020 в соответствии со ст.67 ТК РФ, трудового договора с гражданином Республики Узбекистан ** Д, с момента допуска работника к работе, в качестве пекаря кафе "***", расположенного по адресу: г.Москва, ул.**, корп. 1, стр. 2, с ведома и по поручению ООО "Арзон".
Факт совершения юридическим лицом ООО "Арзон" вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается: протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "Арзон" от 10.12.2020; распоряжением зам.начальника ОВМ УВД по СВАО ГУ МВД России по г..Москве N 243 от 29.09.2020 о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан, пребывающих (проживающих) в Российской Федерации, мест их пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности, транспортных средств, на объекте осуществления трудовой деятельности по адресу: г..Москва, ул.***; актом проверки соблюдения положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и соблюдения правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников Российской Федерации и использования их труда, осуществления трудовой деятельности иностранными работниками N243 от 05.10.2020; протоколом осмотра территории от 29.09.2020, проведенного на объекте, расположенном по адресу: г..Москва, ул.**, с фототаблицей; письменными объяснениями свидетеля ** Д, полученным в ходе административного расследования, согласно которому он, будучи гражданином Республики Узбекистана, осуществляет трудовую деятельность в качестве пекаря в ООО "Арзон", на объекте по адресу: г..Москва, ул.***; сведениями из базы данных в отношении ** Д.; договором аренды нежилого помещения N27/11/19 от 27.11.2019, расположенного по адресу: г..Москва, ул.**, актом приема-передачи нежилого помещения от 27.11.2019, заключенных между ООО "Арзон" и ИП ** Д.А.; письмом УВД по СВАО ГУ МВД России по г..Москве, согласно которого информационные ресурсы МВД России не содержат сведений о направлении ООО "Арзон" уведомлений о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранными гражданами в Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции;
выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Арзон".
Доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Выводы о виновности ООО "Арзон" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Арзон", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Таким образом, действия ООО "Арзон" правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины ООО "Арзон" в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Довод о том, что в распоряжении указан иной адрес не состоятелен. Из распоряжения N243 от 29.09.2020г. усматривается, что указан адрес: г. Москва, ул. **, что означает, что по данному адресу подлежали проверке все строения, в том числе и строение 2, где и были выявлены правонарушения.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении ООО "Арзон" составлен неуполномоченным должностным лицом, является несостоятельным.
В соответствии с КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ (КоАП РФ).
На основании п. 1.1.5, 1.3.15 Перечня должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Российской Федерации об административных правонарушениях (к приказу МВД России от 30 августа 2017 года N 685), протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, вправе составлять должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции, а также должностные лица подразделений по вопросам миграции.
Таким образом, старший инспектор ОМК ОВМ УВД СВАО ГУ МВД России по г. Москве, майор полиции Фабрикантов А.В. был наделен полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
В силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
предусмотрено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, не является недостатком протокола.
В соответствии с Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ГК РФ), в том числе извещений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Из материалов дела усматривается, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Арзон" извещалось по месту регистрации и почтовое отправление было возвращено за истечением срока хранения после неудачной попытки вручения (л.д.35).
Установленные ст. 28.5 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении пресекательными не являются и не могут служить основанием к отмене постановления суда.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, по делу не установлено.
Санкция ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, факта совершения обществом административного правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения юридического лица, является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ - внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, также отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Между тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к установленному законодательством порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности.
Таким образом, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленная данной административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина, в связи с чем довод жалобы о привлечении ООО "Арзон" к административной ответственности по другим делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта. При этом указанная норма является специальной по отношению к ст.4.4 КоАП РФ. В связи с чем оснований для применения положений ч.5 ст.4.4 КоАП РФ не имеется.
Также не имеется оснований для применения положений ст. 4.1.2 КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку в соответствии с ч.4 указанной нормы правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Головинского районного суда г. Москвы от 09 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО "Арзон" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.