Судья Московского городского суда Козлов И.П. рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2022 года дело по жалобе защитника ООО "МИП-СТРОЙ N1" ** Т.А. на решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года, которым постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТN 08-37-002-005/2020/2020 от 16 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "МИП-Строй N 1" оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N 08-37-002-005/2020/2020 от 16 июля 2020 года ООО "МИП-Строй N 1" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа размере 300 000 (триста тысяч) рублей
Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник ООО "МИП-Строй N 1" ** Т.А. подала жалобу в суд.
Решением судьи Солнцевского районного суда данное постановление должностного лица было оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "МИП-СТРОЙ N1" ** Т.А. просила постановление должностного лица административного органа отменить, производство по делу прекратить, указывая на нарушения закона при проведении проверки и отсутствия доказательств вины ООО "МИП-Строй N1".
Исследовав также материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ** Т.А, представителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы ** К.В, возражавшего против доводов жалобы, пояснившего также, что в данном случае имела место не проверка, а обследование,, прихожу к выводу об отсутствии оснований к отмене или изменению решения суда и постановления должностного лица.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах подлежат квалификации по КоАП РФ, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) содержат признаки преступлений, предусмотренных УК РФ.
Согласно части 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды", правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Как усматривается из материалов дела, 08 апреля 2020 года в 11 час. 20 мин. в ходе обследования земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории - природного заказника "**", по адресному ориентиру: г. Москва, **, должностными лицами ГПБУ "Мосприрода" выявлен факт нарушения правил охраны и природных ресурсов на особо охраняемой природной территории в виде слива неочищенных сточных вод со строительной площадки, в результате чего нарушен почвенный покров на площади 15 м 2 в нарушение ч. 2 ст. 30 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Указанные обстоятельства и вина ООО "МИП-СТРОЙ N1" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении N 08-37-002-005/2020 от 03 июня 2020 года, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом; приказом ГПБУ "Мосприрода" об утверждении показателей государственного задания на 2020 год; определением N 08-37-002-005/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 08 апреля 2020 года; актом обследования территории N 08-37-002-005/2020 от 08 апреля 2020 года с фототаблицей и планом-схемой к нему; выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными имеющимися в деле доказательствами.
Согласно КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Федеральный Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что в отношении ООО "МИП-Строй N1" проводилась какая-либо проверка.
В силу положений ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" законодателем предусмотрено мероприятие контроля, не являющееся проверкой, - это обследования земельных участков, акваторий водоемов, не предполагающее взаимодействие должностного лица, проводящего обследование, с юридическим лицом, а также уведомление данного лица о проведении обследование.
Всем доказательствам дана надлежащая оценка.
Довод о недоказанности того факта, что именно ООО "МИП-Строй N1" совершило правонарушение, поскольку на указанном участке осуществляли деятельность и иные подрядчики был предметом исследования суда первой инстанции и был обоснованно отклонен, в том числе и на основании допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля инспектора ** А.А...
В судебном заседании защитник общества не отрицала, что по указанному адресу ее организацией проводятся работы.
Отсутствие разрешения подтверждается материалами дела и в жалобе не оспаривается.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда направлены на иную оценку доказательств, сделанную в более выгодном для заявителе свете, направлены на попытку уйти от ответственности и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. назначено в соответствии с требованиями,, КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.39 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения является минимальным, справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям административного наказания, установленным КоАП РФ, поскольку в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством в области охраны окружающей среды.
Вопреки доводам жалобы, исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением наименование организации, позволяющих применить положения ч. 2.9 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении и рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 23 июня 2021 года, постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТN 08-37-002-005/2020/2020 от 16 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "МИП-Строй N 1" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Козлов И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.