Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фуганова Д.Г.
судей Кураковой С.С, Нагуляк М.В.
при секретаре Вялых А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Жирохова Я.И. на приговор Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 30 мая 2019 г.
Заслушав доклад судьи Кураковой С.С, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы, постановления судьи Верховного Суда РФ, выступление осужденного Жирохова Я.И. и его адвоката Кобин Л.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора Кункевич Л.С. полагавшей необходимым судебные решения изменить, судебная коллегия
установила:
приговором Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2018 года
Жирохов Ярослав Ильич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", ранее не судимый, осужден по ч. 3 ст.2291 УК РФ с применением ст.64 УК РФ к 5 годам лишения свободы, за совершение 2-х преступлений, предусмотренных ч.2 ст.228 УК РФ, к 3 годам лишения свободы за каждое преступление, на основании ч. 3 ст.69 УК РФ - к 6 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда от 30 мая 2019 года приговор от 26 октября 2018 года в отношении Жирохова Я.И. изменен: постановлено на основании ч. 3 ст.72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы время содержания его под стражей с 26 октября 2018 года по день вступления приговора в законную силу -30 мая 2019 года включительно из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима; исключена из описательно-мотивировочной части приговора ссылка суда на явку с повинной Жирохова Я.И. как на доказательство по делу. В остальном судебные решения в отношении Жирохова Я.И. оставлены без изменения.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации Иванова Г.П. кассационная жалоба осужденного Жирохова Я.И. на вышеуказанные судебные решения вместе с уголовным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Приговором суда Жирохов Я.И. признан виновным в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств в крупном размере, совершенном группой лиц по предварительному сговору; в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, полученных контрабандным путем, а также в незаконных приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере, изъятых в ходе обыска по месту его проживания.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе Жирохов Я.И, выражая несогласие с состоявшимися в отношении его судебными решениями, указывает на то, что его действия, связанные с получением в почтовом отделении посылки из-за границы, были квалифицированы как контрабанда и по ч.2 ст.228 УК РФ как незаконные приобретение и хранение наркотических средств, однако, с учетом того, что он был задержан в почтовом отделении сразу после получения посылки, то квалифицирующий признак незаконное хранение наркотических средств в его действиях отсутствует. Считает назначенное наказание чрезмерно суровым; обращает внимание на то, что смягчающие его наказание обстоятельства относятся не только к преступлению, предусмотренному ч. 3 ст.2291 УК РФ, по которой при назначении наказания были применены положения ст.64 УК РФ, но и к двум преступлениям, предусмотренным ч.2 ст.228 УК РФ; при назначении наказания суд не рассмотрел вопрос о применении к нему положений ст. 96 УК РФ. Полагает, что суд не вправе был ссылаться на большую социальную опасность преступлений. Просит об изменении судебных решений и смягчении наказания.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Приговор в отношении Жирохова Я.И. в целом соответствует требованиям ст.ст. 307-309 УПК РФ. В соответствии со ст. 73 УПК РФ в обжалуемом приговоре содержится описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, времени, способа совершения, формы вины, мотива, приведены доказательства, которым дана правильная юридическая оценка, детально изложены обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции.
Все необходимые требования уголовно-процессуального закона, строгое соблюдение которых обеспечивает правильное и объективное рассмотрение дела, судом по данному уголовному делу были выполнены.
Виновность осужденного в совершении вышеуказанных преступлений установлена и подтверждается собранными в ходе предварительного следствия и исследованными в судебном заседании доказательствами, подробно изложенными в приговоре суда.
Всем положенным в основу приговора доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 17 и 88 УПК РФ. При исследовании и оценке доказательств не допущено существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые повлияли бы на правильность установления фактических обстоятельств.
Неустранимые сомнения в виновности осужденного, требующие толкования в его пользу, предположительные выводы, по уголовному делу отсутствуют.
Фактические обстоятельства дела указывают на то, что судом правильно установлены обстоятельства преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 288 УК (преступление, совершенное в период от начала августа 2017 по 3 сентября 2009 г.) и по ч.3 ст. 229.1 УК РФ и его действия квалифицированы верно.
Однако судом при постановлении приговора было допущено существенное нарушение уголовного закона, повлиявшее на исход дела, предусмотренное ст. 401.15 УПК РФ.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 (ред. от 16 мая 2017 года) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами", под незаконным хранением без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах).
Согласно приговору 2 сентября 2017 г. Жирохов Я.И. прибыл в почтовое отделение, где получил международное почтовое отправление, в котором находилась смесь, содержащая наркотическое средство МДМА (d, L-3, 4-метилендиокси-М-альфа-диметил-фенил-этиламин), общей массой 254, 11 г, смесь, содержащая наркотическое средство - метамфетамин (первитин), массой 1, 10 г, а также наркотическое средство - кокаин, массой 1, 05 г, незаконно перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которое незаконно хранил без цели сбыта при себе вплоть до момента задержания его в этот же день в почтовом отделении связи сразу после получения посылки.
Эти действия осужденного Жирохова Я.И. были квалифицированы судом по ч.2 ст.228 УК РФ как незаконные приобретение и хранение наркотического средства в крупном размере.
Таким образом, судом установлено, что Жирохов Я.И. был задержан сотрудниками полиции сразу после того, как получил международное почтовое отправление, и его противоправные действия были пресечены непосредственно после приобретения героина.
При таких обстоятельствах осужденный Жирохов Я.И. не приступил к фактическому владению указанным наркотиком, что свидетельствует о неправильной квалификации его действий как незаконное хранение наркотических средств.
Поскольку из приговора подлежит исключению осуждение Жирохова Я.И. за незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта по преступлению от 2 сентября 2017 г, назначенное ему наказание подлежит смягчению.
При назначении наказания судебная коллегия принимает во внимание, признанные судом смягчающие наказание обстоятельства и положительные данные о личности осужденного, изложенные в приговоре, а также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Оснований для применения ст. 64 УК РФ в отношении наказания, назначенного по преступлениям, предусмотренным ч.2 ст. 228 УК РФ, не имеется, поскольку судом не установлено исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности этих преступлений.
Исключение осуждения Жирохова Я.И. за хранение наркотического средства не влечет снижение ему наказания по ч.2 ст. 228 УК РФ, поскольку оно назначено в минимальном размере и основания для применения ст. 64 УК РФ отсутствуют. Вместе с тем, внесение указанных изменений подлежит учету при определении осужденным наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ, то есть совокупности преступлений, одним из которых является данное преступление.
Вид исправительного учреждения, в котором Жирохову Я.И. надлежит отбывать наказание, определен верно.
Руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Жирохова Я.И. удовлетворить частично.
Приговор Всеволожского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2018 и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ленинградского областного суда 30 мая 2019 г. в отношении Жирохова Ярослава Ильича изменить:
исключить осуждение за незаконное хранение наркотического средства по ч.2 ст. 228 УК РФ по преступлению от 2 сентября 2017 г.
В соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 229.1, ч.2 ст. 282, ч.2 ст. 282 УК РФ назначить наказание в виде 5 лет 9 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий Фуганов Д.Г.
Судьи: Куракова С.С.
Нагуляк М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.