Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поволоцкой Т. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2022 года по административному делу N 2а-3470/2021 по административному исковому заявлению Поволоцкой Т. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным оформленный письменным ответом отказ, возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - Налимовой К.В, возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Поволоцкая Т.Н. обратилась в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просила признать незаконным оформленный письменным ответом от 20 мая 2021 года N 8899 отказ административного ответчика в предоставлении адвокату Поволоцкой Т.Н. заверенных копий документов, представленных для приватизации (приобретения в частную собственность) земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", массив Вартемяги, СНТ "Звезда", участок N, ранее принадлежавшего Боеву С. А, умершему ДД.ММ.ГГГГ, а также заверенных документов, оформленных уполномоченным органом (организацией) при приватизации участка; возложить обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и препятствия к их осуществлению.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 26 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Поволоцкой Т. Н. о признании незаконным оформленного письменным ответом от 20 мая 2021 года N8899 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о предоставлении заверенных копий документов, возложении обязанности устранить нарушения отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Поволоцкая Т.Н. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом первой инстанции и материалами дела установлены следующие обстоятельства.
21 апреля 2021 года в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области был направлен административным истцом Поволоцкой Т.Н. адвокатский запрос N24 о предоставлении следующих документов: заверенные копии документов, представленных заявителем для приватизации
(приобретения в частную собственность) земельного участка с кадастровым номером N, адрес "адрес", массив Вартемяги, СНТ "Звезда" участок N 445, ранее принадлежавшего Боеву С. А, умершему ДД.ММ.ГГГГ, а также заверенные документы, оформленные уполномоченным органом (организацией) при приватизации участка. Запрос направлен на официальный адрес электронной почты 47upr@rosreestr.ru и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.
В запросе было указано, что в работе адвоката Поволоцкой Т.Н. (реестровый N) находится производство по обращению (соглашение об оказании правовой помощи от 15 апреля 2021 года N) Амосийской О.Л. - собственника земельного участка с кадастровым номером N адрес: "адрес", массив Вартемяки, СНТ "Звезда" участок N об оказании ей юридической помощи в споре с собственником соседнего участка - Зорченко Е.В. о самовольном занятии участка доверителя.
Ответом от 20 мая 2021 года N 8889 административному истцу было отказано в предоставлении запрашиваемых по адвокатскому запросу надлежаще заверенных копий документов.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что сведения из Единого государственного реестра недвижимости в виде копий документов, могут быть выданы ограниченному кругу лиц на основании запроса по установленной форме, поступившего в порядке, регламентированном законодательством Российской Федерации. При этом адвокатский запрос основанием для предоставления таких сведений не является. Оспариваемый отказ, принятый уполномоченным органом в пределах предоставленной законодательством компетенции, соответствует положениям действующего законодательства и, следовательно, признанию незаконным не подлежит.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда признала их правильными.
Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" определено понятие адвокатского запроса, его предмет, установлены требования, предъявляемые к адвокатскому запросу, а также сроки рассмотрения запроса.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Из положений пункта 4 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" следует, что в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:
субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;
нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;
запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
По смыслу указанных норм право адвоката на получение информации не является безусловным, осуществляется в определённых целях и ограничивается обязательными требованиями законодательства, регулирующими отношения по поиску, получению, передаче и распространению информации, а также её защиты.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации любая затрагивающая права и свободы гражданина информация (за исключением сведений, содержащих государственную тайну, сведений о частной жизни, а также конфиденциальных сведений, связанных со служебной, коммерческой, профессиональной и изобретательской деятельностью) должна быть ему доступна, при условии что законодателем не предусмотрен специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты. При этом Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан (определения от 12 мая 2003 года N 173-0, от 29 января 2009 года N 3-0-0 и др.).
Предусмотренный Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" перечень оснований для отказа в предоставлении сведений по адвокатскому запросу является общим по отношению к основаниям, установленным специальными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона N 63-ФЗ в случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регламентируется положениями статей 62, 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В силу части 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Часть 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ограничивает круг лиц, которым предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным, к которым адвокат не относится.
Согласно части 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая формы запросов о предоставлении сведений, порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, их состав и порядок заполнения таких запросов), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В приложении N 2 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 года N 968, действовавшем на дату направления оспариваемого ответа, представлена форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об объектах недвижимости и (или) их правообладателях.
Частью 1 ст.63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлен перечень, в соответствии с которым сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются бесплатно по запросам о предоставлении сведений.
Согласно части 2 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, аналитическая и иная информация по запросам о предоставлении сведений лиц, не указанных в части 1 настоящей статьи, предоставляются за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Росреестра от 13.05.2020 N П/0145 "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и иной информации" установлен размер платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. Как следует из установленных по делу обстоятельств, отказ административного ответчика в предоставлении истребуемых административным истцом документов мотивирован тем, что с запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости ограниченного доступа на безвозмездной основе обратилось лицо, которому такие сведения предоставлены быть не могут.
Административный истец не относится к перечню лиц, обладающих правом на безвозмездное получение сведений, предусмотренных частью 13 статьи 62 и частью 1 статьи 63 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, материалами настоящего дела установлено, что адвокатский запрос не соответствует указанным нормам действующего законодательства, в связи с чем оснований для его исполнения не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической форме и состоит в том числе из реестровых дел.
Как следует из п.п.28, 29 Порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость, утвержденного Приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666 реестровое дело открывается на каждый объект недвижимого имущества и каждый объект реестра границ. Реестровое дело состоит из томов, в каждый из которых помещаются документы, относящиеся к одному учетно-регистрационному действию (включая внесение изменений в ЕГРН, в том числе исправление технической ошибки, внесение записи о наличии возражения в отношении зарегистрированного права, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя) или действию, связанному с внесением сведений в реестр границ, для совершения которого приняты. документы.
В реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, а также иные документы, указанные в Законе N 218-ФЗ
Представленные заявителем документы, не относящиеся к заявленному учетно-регистрационному действию, в том числе не являющиеся основанием для принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, совершении иного действия, указанного в пункте 29 Порядка, в дело не помещаются.
Таким образом, из системного толкования действующего законодательства усматривается, что реестровое дело содержит в себе все правоустанавливающие документы по объекту недвижимого имущества, которые имеются в распоряжении Управления Росреестра и подлежат выдаче в соответствии с вышеуказанным порядком, который административным истцом соблюден не был.
Иной формы хранения указанных документов законодательством не предусмотрено.
При этом, в силу положений ст.24 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития от 14.11.2006 N 376 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", согласно пункту 1.3 которого государственную услугу "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства", предоставляет федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы и их территориальные отделы.
При этом с заявлением о предоставлении в пользование документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства административный истец не обращалась.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" предусмотрены случаи, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется. При этом предоставление информации о персональных данных субъекта по адвокатскому запросу федеральным законодательством не предусмотрено.
Как усматривается из адвокатского запроса была заявлена просьба представить копии документов, представленных для приватизации земельного участка, принадлежавшего Боеву С. А, умершему ДД.ММ.ГГГГ, а также заверенные документы, оформленные уполномоченным органом (организацией) при приватизации участка. При этом, исходя из представленного запроса, адвокат действует в интересах Амосийской О.Л.
При этом как усматривается из материалов дела право собственности Амосийской О.Л. возникло на основании договора купли-продажи, а не приватизации.
Из анализа текста указанного запроса не усматривается факт принадлежности данных документов доверителю, поскольку указаны сведения в отношении иного лица, указание на доверенность или ордер адвоката в нарушение требований к форме адвокатского запроса в запросе не указан.
Право адвоката на получение сведений, необходимых для оказания юридической помощи, не является абсолютным, при этом не должно противоречить требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Тот факт, что адвокат Поволоцкая Т.Н. представляет интересы Амосийской О.Л, не является безусловным основанием для предоставления ей сведений о персональных данных иных лиц, которые защищены законом, отнесены к информации с ограниченным доступом и могут быть выданы только в установленном законом порядке.
Кроме того, адвокат Поволоцкая Т.Н. не лишена возможности при рассмотрении дела с участием её доверителя обратиться к суду с ходатайством об истребовании доказательств, в том числе сведений, содержащих конфиденциальную информацию.
Кроме того, до вступления в силу Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядок регистрации жилищного фонда осуществлялся в соответствии с Инструкцией "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации" (далее - Инструкция), утвержденной приказом Центрального статистического управления СССР от 15.07.1985 N 380, изданным во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1985 г. N 136 (утратившим силу на основании Приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 г. N 37), согласно положениям которой функции по регистрации на объекты жилищного фонда в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности были возложены на бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов. Данные о праве собственности на жилые дома (помещения) на основании решений исполкомов районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов вносились бюро технической инвентаризации в реестровые книги данного населенного пункта (п 5 1 Инструкции).
Вместе с тем, на территории Ленинградской области в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.01.1995 N 15/1 "О государственной регистрации недвижимости на территории Ленинградской области" в целях осуществления на территории Ленинградской области государственной регистрации недвижимости уже была создана и учреждена Ленинградская областная регистрационная палата, которая с 01.04.1995г. была уполномочена осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним и вести государственный реестр данных о правах на недвижимость. В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.11.1995 N 459 "О регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на территории Ленинградской области" в целях осуществления единой государственной политики в сфере регистрации недвижимости, создания эффективной системы управления недвижимостью и упорядочения деятельности на рынке недвижимости Ленинградской области, до принятия Закона о регистрации было утверждено временное положение о регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на территории Ленинградской области.
Ленинградская областная регистрационная палата с принятием Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непосредственно приступила к осуществлению своих функций и полномочий в соответствии с указанным законом как учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Ленинградской области как единого регистрационного округа, осуществив перенос сведений реестра данных о правах на недвижимость (сведений о правах, начиная с 01.04.1995г.) в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем, сведения и документы, касающиеся прав на недвижимое имущество, возникших до указанной даты в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области по пояснению её представителя в суде кассационной инстанции и исходя из отзыва на кассационную жалобу, отсутствуют. Таким образом, по пояснениям представителя ответчика в суде кассационной инстанции, предоставление истребуемых сведений и документов указанной организацией невозможно.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту. Совокупности таких обстоятельств по делу не установлено.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым бы не была дана подробная и мотивированная оценка судами первой и второй инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 26 января 2022 года по административному исковому заявлению Поволоцкой Т. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным оформленный письменным ответом отказ, возложении обязанности устранить нарушения оставить без изменения, кассационную жалобу Поволоцкой Т. Н. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 8 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт- Петербургского городского суда от 26 января 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.