Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Титовой В. А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года по административному делуN 2а-2822/2020 по административному исковому заявлению Титовой В. А. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, заместителю начальника отдела учетов и архивной информации Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кабировой Р. Р. об оспаривании заключения.
По первой инстанции решение вынесено Красносельским районным судом Санкт-Петербурга 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Титовой В.А. - Кокаревой О.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Титова В.А. обратилась в Красносельский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным заключение Министерства внутренних дел по Республике Татарстан (далее - МВД по Республике Татарстан) и возложить на него обязанность выдать справку о ее реабилитации и реабилитации ее отца Скурихина А.Г. В обоснование требований административный истец указала, что вступившим в законную силу решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года по делу N установлен факт применения политических репрессий в отношении ее отца Скурихина А.Г, ДД.ММ.ГГГГ, "адрес", "адрес"а, "адрес" связанных с направлением на спецпоселение и привлечением к принудительному труду. Административный истец Титова В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Скурихина А.Г. и находилась с отцом в период применения к нему политических репрессий. 22 февраля 2019 года она обратилась к административному ответчику с заявлением о выдаче справки о реабилитации ее и отца Скурихина А.Г. Заключением об отказе в реабилитации от 20 января 2020 года ей отказано в удовлетворении заявления. Указанное заключение нарушает ее право на получение соответствующего статуса, установленного Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 декабря 2020 года, административные искровые требования удовлетворены. Судом постановлено обязать МВД по Республике Татарстан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу выдать справку о реабилитации в отношении Скурихина А.Г. и Титовой В.А. согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон о реабилитации).
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 7 июля 2021 года отменено апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 8 декабря 2020 года, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд. В кассационном определении обращено внимание на неверную оценку судами в рассматриваемом случае обстоятельств преюдициального характера вышеназванного решения суда от 2 октября 2017 года об установлении факта применения политических репрессий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июня 2020 года отменено, в удовлетворении административных исковых требований Титовой В.А. отказано.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный истец подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 2 октября 2017 года по делу N2-4291/2017 удовлетворено заявление Титовой В.А. об установлении факта политических репрессий в отношении ее отца Скурихина А.Г, ДД.ММ.ГГГГ, "адрес". "адрес" "адрес", связанных с направлением на спецпоселение и привлечением к принудительному труду.
В качестве заинтересованного лица по указанному делу участвовало МВД по Республике Татарстан.
Из содержания вышеприведенного решения следует, что родителями Титовой В.А. являются Скурихин А.Г. и Скурихина М.А, что подтверждено соответствующим свидетельством о рождении.
В ходе рассмотрения спора установлено, что 26 февраля 1941 года Скурихин А.Г. призван в армию.
ДД.ММ.ГГГГ на территории Литвы взят немцами в плен, содержался в лагерях военнопленных на территории Литвы и Германии, на проверочный фильтрационный пункт НКВД прибыл ДД.ММ.ГГГГ из Германии, выбыл ДД.ММ.ГГГГ 200 ЗСП.
ДД.ММ.ГГГГ заключением КГБ при СМ ТАССР Скурихин А.Г. был взят на оперативный учет как репатриант и снят с оперативного учета ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов настоящего дела следует, что Титова В.А. обращалась в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об установлении в отношении нее факта политических репрессий (дело N 2- 4386/2018). Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 21 февраля 2019 года отменено решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 22 октября 2018 года и производство по указанному делу прекращено.
Согласно указанному апелляционному определению для заявителя Законом о реабилитации не предусмотрена возможность установления в судебном порядке факта применения политических репрессий в виде ссылки, высылки, направления на спецпоселение, статьей 7 данного Закона предусмотрен специальный несудебный порядок установления таких фактов органами внутренних дел с возможностью дальнейшего обжалования решения данного органа. Доказательств обращения Титовой В.А. в МВД по Республике Татарстан и отказа в выдаче справки о реабилитации в материалы дела не представлено (л.д. 8-12).
Вступившим в законную силу решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2019 года по делу N 2а-4721/2019 частично удовлетворены административные исковые требования Титовой В.А. к МВД по Республике Татарстан о признании бездействия незаконным. Судом признано незаконным бездействие МВД по Республике Татарстан, выразившееся в непринятии решения по заявлению Титовой В.А. от 22 февраля 2019 года о реабилитации ее и ее отца Скурихина А.Г. На административного ответчика возложена обязанность принять решение по заявлению Титовой В.А. от 22 февраля 2019 года в порядке статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу (л.д. 13-14).
В материалы гражданского дела N 2-4291/2017 Титовой В.А. представлен отказ МВД по Республике Татарстан от 13 января 2015 года N 5/Т-235 в реабилитации Скурихина А.Г, N, уроженца д. Н. Юраши, Бемышевского района УАССР (так в документе) по причине отсутствия в архиве достаточных сведений о его пребывании в плену, осуждении, нахождении на спецпоселении (л.д. 11). Из архивной справки Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан от 20 августа 2013 года N 104-ФЗ усматривается, что Скурихин А.Г, 1915 года рождения, уроженец Нижнее Юраши, Граховского района, Удмуртской АССР (так в документе), мобилизован в армию Бемыжским райвоенкоматом УАССР, служил солдатом в 84 саперном батальоне, 3 июля 1941 года под Ковно попал в плен, ранен. Жена Скурихина М.И, урож. "адрес", "адрес", "адрес" (так в документах). 12 мая 1958 года УАО КГБ при СМ ТАССР Скурихин А.Г. снят с оперативного учета (л.д. 8). Согласно Заключению КГБ при СМ ТАССР от 9 декабря 1955 года Скурихин А.Г. взят на оперативный учет, как репатриант и снят с оперативного учета 12 мая 1958 года (л.д.34- 35, 36).
В материалы гражданского дела N 2-4386/2018 Титовой В.А. дополнительно представлена архивная справка ГКУ "Центральный государственный архив Удмуртской республики" от 16 февраля 2017 года N 17-08852 из которой следует, что Скурихина А.Г, ДД.ММ.ГГГГ, уроженец Нижнее Юраши, "адрес" УАССР (так в документе), призван в армию 26 февраля 1941 года Бемышевским райвоенкоматом. 3 июля 1941 на территории Литвы возле д. Жосли взят в плен, содержался в лагерях военнопленных на территории Литвы и Германии. На проверочный пункт НКВД прибыл 7 июня 1945 года из Баркауза (так в документе) Германия, выбыл 13 июня 1945 года 200 ЗСП (так в документе). Содержание справки согласуется с представленной в материалы дела копией фильтрационного дела Скурихина А.Г. (л.д. 11, 24-32). Согласно копиям документов фильтрационного дела, предоставленного из архивного фонда КГБ ТАССР, Скурихин А.Г. состоял на оперативном учете в Таканышском РО МТБ ТАССР, работал углежогом в Лубянском лесхозе Таканышского района ТАССР, снят с оперативного учета 12 мая 1958 года. Архивное дело N 29741 переведено в фонд секретного делопроизводства (л.д. 58-73).
Аналогичные доказательства были представлены Титовой В.А. в материалы дела N2а-4721/2019. Кроме того, из протокола допроса свидетеля Титова А.В. следует, что Скурихин А.Г. в принудительном порядке был выселен на территорию ТАССР, где работал углежогом, Титова В.А. жила вместе с отцом (л.д.65-69).
Оспариваемым в настоящем деле заключением от 20 января 2020 года отказано в реабилитации Скурихина А.Г. и Титовой В.А. по основаниям: отсутствие в решении суда от 2 октября 2017 года данных, подтверждающих факт применения к Скурихину А.Г. мер политических репрессий на территории ТАССР, нахождения на учете спецпоселения на территории ТАССР и освобождении со спецпоселения, решение суда вынесено без учета свидетельских показаний, установочная часть решения содержит акт, не имеющий отношения к материалам рассматриваемого дела; решением суда от 22 октября 2018 года в удовлетворении иска об установлении юридически значимого факта Титовой В.А. отказано с прекращением производства по делу N 2-4386/2018 (л.д. 15-15 обр.сторона).
Суд первой инстанции, проверяя обоснованность отказа в реабилитации Титовой В.А, установив, что по возвращении из плена Скурихин А.Г. совместно с женой, старшим сыном и дочерью (административным истцом) были принудительного переселены в "адрес", ТАССР, принял во внимание вступившее в законную силу решение об установлении обстоятельств применения в отношении отца Титовой В.А. - Скурихина А.Г. политических репрессий в виде направления на спецпоселение и привлечение к принудительному труду, а также доказательства, подтверждающие, что административный истец в названный период времени находилась вместе с отцом на территории ТАССР, пришел к выводу о наличии оснований для признания заключения от 20 января 2020 года незаконным.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда указала, что данный вывод суда постановлен в противоречие с обстоятельствами дела, представленными, в том числе новыми, доказательствами, что привело к неправильному применению к рассматриваемым правоотношениям положений действующего законодательства.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
Согласно статье 1.1 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
При этом согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" настоящий Закон в части порядка реабилитации распространяется на: граждан Российской Федерации, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года; на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД - МТБ - МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам); на иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами.
Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления; б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МТБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод; г) необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления (статья 3 Закона о реабилитации).
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.
Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки (статья 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
Приказом от 23 ноября 2011 года N 1165 Министерством внутренних дел Российской Федерации утвержден Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий (далее - Административный регламент).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 24 апреля 2018 года N 1100-0), определяя исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий и подлежащих представлению заявителем, данный Административный регламент закрепляет, что предоставление названной государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в информационный центр (пункт 15).
Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить, в соответствии с которым в целях сокращения сроков исполнения заявления заявитель вправе предоставить архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии), подтверждающие факт применения политической репрессии в административном порядке к лицу, полученные от иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 19).
Основаниями же для отказа в реабилитации - предоставлении государственной услуги по выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий признается отсутствие: правовых оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий; архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке; политического мотива при принятии решения о применении репрессии к конкретному лицу (пункт 22 указанного Административного регламента).
При этом в пункте 11 Административного регламента указано, что при проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР.
Пунктом 17 Административного регламента предусмотрено, что при обращении родственника репрессированного к заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; доверенность от имени репрессированного, выданная в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на ознакомление его родственников с запрашиваемой в отношении него информацией либо документ (копия), подтверждающий факт смерти репрессированного; документ (копия), подтверждающий родственные отношения с репрессированным.
Согласно пункту 48.1 Административного регламента справка о реабилитации жертв политических репрессий выдается лицам, указанным в подпункте 2.1 Административного регламента, при документальном подтверждении факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке в отношении конкретного лица.
В соответствии с пунктом 48.2 Административного регламента справка оформляется также лицам, указанным в пункте 2.2 Административного регламента (дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам) в случае: документального подтверждения факта принятия решения о применении репрессий по политическим мотивам в административном порядке к родителям или лицам, их заменявшим; реабилитации родителей или одного из них; документального подтверждения сроков нахождения родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении; документального подтверждения факта рождения (свидетельство о рождении) заявителя в период нахождения его родителей или одного из них в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В соответствии с пунктом 48.3 Административного регламента подготовка мотивированного письма об отказе в выдаче справки о реабилитации осуществляется при отсутствии, в том числе, архивных документальных материалов, подтверждающих факт применения репрессии в административном порядке.
Таким образом, в силу приведенных норм действующего законодательства каждое заявление о реабилитации подлежит рассмотрению в индивидуальном порядке с установлением факта применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке.
Возражая против доводов Титовой В.А, сторона административного ответчика ссылалась на то, что на территории Таканышского (Кукорского) района Татарской АССР не было спецпоселений для содержания бывших военнопленных. Согласно карточке от 10 июня 1945 года, Скурихин А.Г. прибыл в спецлагерь или проверочно-фильтрационный пункт НКВД 7 июня 1945 года, а убыл 13 июня 1945 года в 200 ЗСП, то есть был направлен в 200 запасной стрелковый полк, что подтверждает архивная справка от 21 апреля 2021 года. Затем 21 августа 1945 года убыл в 4-ую Зенитную Арт. Дивизию, а не на спецпоселение и не на принудительные работы. Тем самым указанные документы подтверждают зачисление Скурихина А.Г. в 200 запасной стрелковый полк, а не направление на спецпоселение (т. 2 лл.д. 24-35).
Указанные возражения согласуются с нормативными правовыми актами, действовавшими в спорный период.
Так, согласно Постановлению от 18 августа 1945 годаN ГКО-9871сс "О направлении на работу в промышленность военнослужащих Красной Армии, освобожденных из немецкого плена, и репатриантов призывного возраста", в целях оказания неотложной помощи рабочей силой предприятиям угольной промышленности, черной металлургии и лесозаготовкам Наркомлеса СССР в районах Камского бассейна Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Разрешить НКО СССР во изменение порядка, установленного Постановлением ГКО от 4 ноября 1944 года N 6884с, направить для работы на предприятия угольной промышленности, черной металлургии и на лесозаготовки Наркомлеса СССР в районы Камского бассейна военнослужащих Красной Армии, освобожденных из немецкого плена, прошедших предварительную регистрацию; репатриируемых советских граждан, признанных по состоянию здоровья годными к военной службе и подлежащих по закону мобилизации в Красную Армию.
2. Обязать НКО СССР (т. Смородинова) в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления направить до 1 ноября 1945 года 360 тыс. человек.
3. Организацию в батальоны бывших военнопленных и военнообязанных и направление их в промышленность возложить на НКО СССР.
4. Всех выявленных при регистрации и последующей проверки органами НКВД, НКГБ и СМЕРШ НКО среди бывших военнопленных и военнообязанных лиц, служивших в немецкой армии, в специальных немецких формированиях, "власовцев" и полицейских в батальоны не включать и передавать Наркомвнуделу для расселения и использования на работах в районах Норильского и Ухтинского комбинатов НКВД СССР, Печорском угольном бассейне, а также на лесозаготовках в верховьях р. Камы Молотовской области.
Установить, что предусмотренные настоящим пунктом спецконтингенты расселяются в указанных выше районах на положении спецпереселенцев и обязаны отработать на предприятиях 6 лет.
Разрешить НКВД СССР желающим из них выписывать семьи для совместного проживания, оказывая содействие семьям спецпереселенцев в переезде к месту работы главы семьи и устройству на месте.
Постановлением ГКО от 4 ноября 1944 года N 6884с "О проверке НКВД всех военнопленных, освобожденных Красной и союзной армиями на предмет сотрудничества с немцами" было предусмотрено, что бывшие военнопленные после проверки могут быть направлены на пополнение войск фронтов, а также могут быть переданы в рабочие кадры промышленности или использованы на строительствах НКВД, а также в охране спецлагерей и лагерей ГУЛАГа НКВД СССР.
Таким образом, согласно постановлениям от 4 ноября 1944 года и от 18 августа 1945 года на положении спецпереселенцев расселялись бывшие военнопленные и военнообязанные лица, выявленные при регистрации и последующей проверки органами НКВД, НКГБ и СМЕРШ НКО, служившие в немецкой армии, в специальных немецких формированиях, "власовцев" и полицейских в батальоны.
Материалами дела установлено, что из архивной справки Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан от 20 августа 2013 года N 104 "Ф" усматривается, что Скурихин А.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Нижнее Юраши, Граховского района, Удмуртской АССР (так в документе), мобилизован в армию Бемыжским райвоенкоматом У АССР, служил солдатом в 84 саперном батальоне, 3 июля 1941 года под Ковно попал в плен, ранен. На проверочный пункт НКВД прибыл 7 июня 1945 года из Баркауза (так в документе) Германия, выбыл 13 июня 1945 года 200 ЗСП. Согласно копиям документов фильтрационного дела, предоставленного из архивного фонда КГБ ТАССР, Скурихин А.Г. состоял на оперативном учете в Таканышском РО МТБ ТАССР, работал углежогом в Лубянском лесхозе Таканышского района ТАССР, снят с оперативного учета 12 мая 1958 года. Архивное дело N 29741 переведено в фонд секретного делопроизводства (л.д. 58-73).
Скурихин А.Г. в порядке Постановления от 18 августа 1945 года N ГКО-9871сс "О направлении на работу в промышленность военнослужащих красной армии, освобожденных из немецкого плена, и репатриантов призывного возраста", направлен НКО СССР, как военнослужащий Красной Армии, освобожденный из немецкого плена, прошедший предварительную регистрацию; репатриируемых советских граждан, признанных по состоянию здоровья годными к военной службе и подлежащих по закону мобилизации в Красную Армию для работы на предприятиях промышленности в целях оказания неотложной помощи рабочей силой предприятиям угольной промышленности, черной металлургии и лесозаготовкам, а не на положении спецпереселенца. Доказательства обратному материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая приведенные нормативные положениям в совокупности с доказательствами, представленными в материалы дела судебная коллегия приходит к выводу, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о применении к Скурихину А.Г. и членам его семьи незаконных репрессий в 1945 году в виде ссылки, высылки, направлении на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод. Доводы, указанные в административном иске не нашли своего подтверждения как в ходе проведенной административным ответчиком проверки при рассмотрении заявления административного истца, так и в ходе судебного разбирательства. Доказательства того, что проживание заявителя с родителями в Таканышском районе ТАССР было вызвано применением мер государственного принуждения административным истцом не представлено и материалы дела не содержат. Оспариваемое заключение вынесено компетентным органом в рамках предоставленных полномочий, мотивированно, подписано уполномоченным лицом.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции правильно отменено в апелляционном порядке с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Титовой В. А. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, заместителю начальника отдела учетов и архивной информации Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Кабировой Р. Р. об оспаривании заключения, оставить без изменения, кассационную жалобу Титовой В. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 декабря 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.