Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Зеленского А.М, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года по административному делу N 2а-1821/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми к Лихачеву С. Д. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени
По первой инстанции решение вынесено решение Воркутинским городским судом Республики Коми 13 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лихачеву С.Д. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, в обоснование которого указала, что Лихачев С.Д. осуществлял деятельность в качестве адвоката в период с 03 июля 2015 года по 27 сентября 2018 года. Задолженность административного ответчика за 2017 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила 23400 рублей со сроком уплаты 09 января 2018 года, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 4590 рублей со сроком уплаты 09 января 2018 года. Сумма страховых взносов не была уплачена адвокатом Лихачевым С.Д. в установленный срок, в связи с чем, на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации были начислены пени. В адрес Лихачева С.Д. было направлено соответствующее требование об уплате страховых взносов на ОПС и ОМС и пеней по ним, но задолженность в установленный срок оплачена не была. 19 марта 2020 года мировой судья вынес судебный приказ N 2а-1401/2020 о взыскании с Лихачева С.Д. недоимки по страховым взносам, который был отменён в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения. В связи с изложенным, МИФНС России N 8 по Республике Коми просила взыскать с Лихачева С.Д. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23400 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОПС за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в размере 90, 68 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 4590 рублей, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на ОМС за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в размере 17, 79 рублей, почтовые расходы в размере 74, 75 рублей.
Решением Воркутинского городского суда от 13 сентября 2021 года административный иск МИФНС N 8 по Республике Коми к Лихачеву С.Д. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, судебных расходов удовлетворён. С Лихачева С.Д. в пользу МИФНС N 8 по Республике Коми взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 год в размере 23400 рублей, пени, начисленные за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в сумме 90, 68 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 год в размере 4590 рублей, пени, начисленные за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в сумме 17, 79 рублей, почтовые расходы 74, 75 рублей, а всего 28143 рубля 22 копейки. Взыскана с Лихачева С.Д. в бюджет МО ГО "Воркута" государственная пошлина в размере 1042 рублей 95 копеек.
Определением Воркутинского городского суда Республики Коми от 29 октября 2021 года внесены исправления в решение Воркутинского городского суда от 13 сентября 2021 года, изложив второй абзац резолютивной части решения следующим образом: "взыскать с Лихачева С.Д. в пользу МИФИ N 8 по Республике Коми недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2017 год в размере 23400 рублей, пени, начисленные за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в сумме 90, 68 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 год в размере 4590 рублей, пени, начисленные за период с 10 января 2018 года по 24 января 2018 года, в сумме 17, 79 рублей, почтовые расходы - 74, 75 рублей, а всего - 28173 рубля 22 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2021 года отменено полностью, принято по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми к Лихачеву С. Д. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени отказано.
На вступившее в законную силу апелляционное определение административный истец подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд апелляционной инстанции исходил из того, что налоговым органом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о выдачи судебного приказа, на момент обращения в суд с заявлением о взыскании с Лихачева С.Д. недоимки, налоговый орган уже утратил право на его принудительное взыскание в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.
Однако такие выводы противоречат нормам материального права.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), которые в силу подпункта 1 пункта 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены статьёй 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации установлены тарифы страховых взносов. Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (страховых взносов) является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (страховых взносов) в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, Лихачев С.Д. осуществлял деятельность адвоката в период с 03 июля 2015 года по 27 сентября 2018 года.
В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений) адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, а именно если величина дохода плательщика за расчетный период 2017 год не превышает 300000 рублей, то величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется по соответствующей формуле в размере 23400 рублей, а размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2017 год определяется по соответствующей формуле в размере 4590 рублей.
Срок уплаты страховых взносов в фиксированном размере за 2017 год определяется не позднее 09 января 2018 года.
В связи с неуплатой Лихачевым С.Д. в установленный законом срок страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование МИФНС России N 8 по Республике Коми исчислены соответствующие страховые взносы за расчетный период 2017 года.
Судебным приказом мирового судьи Паркового судебного участка города Воркуты, временно исполнявшим обязанности мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты, от 19 марта 2020 года с Лихачева С.Д. взыскана недоимка за расчётный период 2017 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 23400 рублей, пени в размере 90, 68 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей, пени в размере 17, 79 рублей, государственная пошлина в бюджет МО ГО "Воркута" в размере 521, 48 рублей.
Определением мирового судьи Северного судебного участка города Воркуты, временно исполнявшим обязанности мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты, от 28 декабря 2020 года судебный приказ был отменён в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Настоящий административный иск подан 16 июня 2021 года
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает аналогичный порядок исчисления срока для обращения в суд, если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу части 31 статьи 1 КАС РФ заявления о вынесении судебного приказа по бесспорным требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются мировым судьей по правилам главы 111 КАС РФ. По существу заявленного требования мировым судьей выносится судебный приказ, который на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения может быть отменен (часть 1 статьи 1237 КАС РФ).
По смыслу положений глав 111 и 32 КАС РФ, учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что оно подано по истечении шестимесячного срока, то требование о взыскании обязательных платежей и санкций, содержащееся в нем, не является бесспорным. Соответственно, в силу пункта 3 части 3 статьи 1234 КАС РФ мировой судья отказывает в принятии такого заявления.
В этом случае взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 6 части 1 статьи 286, часть 2 статьи 286 КАС РФ, пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 111 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (часть 2 статьи 287 КАС РФ).
Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом (таможенным органом) должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, и только при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом основания для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 1234 КАС РФ, то указанный срок им признан не пропущенным. Судам также необходимо учитывать, что поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (части 3 статьи 1238 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение. Из этого следует, что при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом производстве после отмены судебного приказа мирового судьи по тому же требованию правовое значение для исчисления срока обращения в суд с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Поскольку определение мирового судьи Северного судебного участка города Воркуты, временно исполнявшим обязанности мирового судьи Горного судебного участка города Воркуты было вынесено 28 декабря 2020 года срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей истекал 28 июня 2021 года.
Обратившись в суд с иском 16 июня 2021 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми, вопреки доводам суда апелляционной инстанции, не пропустила установленный законом срок на обращение в суд.
Апелляционное определение незаконно и подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 февраля 2022 года отменить.
Оставить в силе решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 13 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Коми к Лихачеву С. Д. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 июля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.