Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1628/2021 по иску Кузнецова Игоря Ивановича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчёте пенсии по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Котласского городского суда Архангельской области от 26 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кузнецов И.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонному), уточнив исковые требования, просил обязать ответчика произвести перерасчёт страховой пенсии с 4 августа 2016 г, рассчитать и выплатить пенсию за период с 4 августа 2016 г. по 19 февраля 2021 г, включить в страховой стаж в полуторном исчислении периоды работы с 1 августа 1978 г. по 3 октября 1979 г, с 4 января 1982 г. по 2 октября 1982 г, с 1 декабря 1982 г. по 7 июля 1988 г, с 8 июля 1988 г. по 25 июня 1990 г, с 26 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г.
Определением суда от 8 июля 2021 г. произведена замена Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонного) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее Отделение).
Определением суда от 29 июля 2021 г. прекращено производство по делу в части требований о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы в КЛПХ ПЛЗО "Котласлес" с 1 сентября 1993 г. по 6 июля 1994 г. в связи с отказом истца от иска.
Определением суда от 29 сентября 2021 г. прекращено производство по делу в части требований о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода работы в администрации МО "Красноборский муниципальный район" с 21 марта 2012 г. по 27 марта 2012 г. в связи с отказом истца от иска.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 26 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2022 г, исковые требования Кузнецова И.И. удовлетворены. На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить Кузнецову И.И. в страховой стаж в полуторном исчислении периоды работы с 1 августа 1978 г. по 3 октября 1979 г, с 4 января 1982 г. по 2 октября 1982 г, с 1 декабря 1982 г. по 7 июля 1988 г, с 8 июля 1988 г. по 25 июня 1990 г, с 26 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г, а также произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости Кузнецову И.И. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) с 4 августа 2016 г. по 19 февраля 2021 г. и выплатить страховую пенсию по старости за указанный период.
В кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Кузнецов И.И. с 13 марта 2007 г. является получателем пенсии за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
4 августа 2016 г. Кузнецов И.И, 17 июля 1961 года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Решением пенсионного органа от 12 октября 2016 г. N 238506/16 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа (25 лет) и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (20 лет).
Согласно расчёту, произведённому пенсионным органом с применением части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, по состоянию на 4 августа 2016 г. страховой стаж Кузнецова И.И. составил 22 года 2 месяца 21 день, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 10 лет 10 месяцев 19 дней. Периоды работы с 1 августа 1978 г. по 3 октября 1979 г, с 4 января 1982 г. по 2 октября 1982 г, с 1 декабря 1982 г. по 7 июля 1988 г, с 8 июля 1988 г. по 25 июня 1990 г, с 26 июня 1990 г. по 31 декабря 1991 г. включены в страховой стаж в календарном порядке и не включены в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Период работы с 1 января 1992 г. по 31 августа 1993 г. учтён в страховой стаж в льготном исчислении и включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, в решении ответчика от 12 октября 2016 г. N 238506/16 не осуществлен расчёт количества стажа в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ без применения части 8 статьи 13 названного Федерального закона, согласно которому по состоянию на 4 августа 2016 г. страховой стаж Кузнецова И.И. составил 22 года 2 месяца 21 день, стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 21 год 10 месяцев 22 дня. При этом спорные периоды работы по 31 декабря 1991 г. включены в страховой стаж истца в календарном порядке. Также спорные периоды трудовой деятельности истца при подсчете стажа без учета применения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ включены пенсионным органом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
20 февраля 2021 г. истец вновь обратился к ответчику с аналогичным заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Решением пенсионного органа истцу была назначена страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 20 февраля 2021 г.
24 марта 2021 г. Кузнецов И.И. обратился к ответчику с заявлением о выплате пенсии за период с 4 августа 2016 г. по 19 февраля 2021 г.
Письмом от 13 апреля 2021 г. Кузнецову И.И. разъяснено, что по его обращению 4 августа 2016 г. решением от 12 октября 2016 г. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, других обращений за назначением пенсии не зарегистрировано.
Как следует из трудовой книжки истца, 1 августа 1978 г. Кузнецов И.И. принят учеником монтера в Котласский ЭТУ С (Красноборский ЛТУ), 3 октября 1979 г. уволен в связи с уходом в ряды Советской Армии, 4 января 1982 г. принят электромонтером диспетчерского оборудования в Кранобоский ЛПХ, 16 июля 1985 г. переведен электромонтером средств пятого разряда производственно-технической связи, 7 июля 1988 г. уволен в связи с переводом в Архангельский ЛТУС, 8 июля 1988 г. принят электромонтером линейных сооружений и абонентских устройств радиофикации в Архангельский узел связи (Котласский цех), 1 февраля 1989 г. переведён электромехаником связи, 25 июня 1990 г. уволен в связи с переводом в Красноборский КЛПХ, 26 июня 1990 г. принят электромехаником связи управления леспромхоза в Красноборский КЛПХ ПАЗО "Котласлес", 6 июля 1994 г. уволен в связи с переводом в ОВД Красноборского района.
Удовлетворяя исковые требования Кузнецова И.И, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не оспаривается право истца на включение спорных периодов в страховой стаж, в указанные периоды трудовая деятельность осуществлялась им в организациях, расположенных в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Проанализировав действовавшее в спорные периоды пенсионное законодательство, суд пришел к выводу о том, что при подсчете стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах до 1 января 2002 г. в целях определения права на пенсию засчитывались в страховой стаж в полуторном размере.
Приняв во внимание, что при включении спорных периодов работы в страховой стаж с применением льготного порядка исчисления у истца, с учётом продолжительности стажа, определённого пенсионным органом, образуется страховой стаж общей продолжительностью более 25 лет и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, более 20 лет, суд усмотрел наличие правовых оснований для вывода о возникновении у истца права на досрочную страховую пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (за исключением фиксированной выплаты) с момента первоначального обращения за её назначением, то есть с 4 августа 2016 г, возложив на пенсионный орган обязанность произвести перерасчёт размера страховой пенсии по старости истца и выплатить ему страховую пенсию по старости за период с 4 августа 2016 г. по 19 февраля 2021 г.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда указала, что ответчиком не оспаривается, что местонахождение юридических лиц, с которыми истец состоял в трудовых отношениях, является Красноборский район Архангельской области, и работа в данных предприятиях может быть включена в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при варианте расчета стажа без применения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ данные периоды включены в страховой стаж в полуторном исчислении и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, вышеуказанные положения в целях определения права на страховую пенсию допускают при исчислении страхового стажа включение периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В спорные периоды работы истца порядок исчисления стажа регулировался Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" (далее - Положение N 590).
Несмотря на то, что Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления, положения абзаца второго пункта 110 Положения N 590 указывали, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР), которой определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР, сокращена с пяти до трёх лет.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 г. N 530/П-28 (далее - Инструкция), льготы, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР, предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР, с учётом изменений и дополнений, внесённых Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
На основании подпункта "а" пункта 43 Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из анализа приведённых норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере. Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера из других местностей, такая льгота предоставлялась дополнительно лишь в случае заключения срочного трудового договора о работе в этих районах, из чего обоснованно исходил суд первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции указал, что доводы представителя ответчика о том, что по ранее действовавшему пенсионному законодательству не было предусмотрено правил о зачёте одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, за один год и шесть месяцев, являются ошибочными, направлены на иное толкование норм материального права.
Более того, в дальнейшем статьёй 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 31 декабря 2001 г, прямо предусмотрено льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторном размере, в статье 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" указывалось, что при подсчёте трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Законодательство, действовавшее до 1 января 1992 г, также не может применяться в ином истолковании, которое приводило бы к установлению различий в правовом положении граждан, по существу носящих дискриминационный характер, а именно лишающих местных жителей, осуществляющих трудовую деятельность в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, права на льготное исчисление трудового стажа, в отличие от лиц, прибывших на работу из других местностей и заключивших срочный трудовой договор.
При этом, апелляционной инстанцией принято во внимание, что законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца, предусматривало зачёт периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в таких районах, в стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в полуторном исчислении.
Суд апелляционной инстанции согласился и с мотивами, по которым судом первой инстанции были отвергнуты как несостоятельные применительно к положениям части 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ доводы ответчика о невозможности исчисления спорных периодов в льготном порядке, как протекавших в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при применении ранее действовавших правил исчисления стажа, поскольку периоды имели место до отнесения Красноборского района Архангельской области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, приведенным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из пенсионного законодательства.
С учетом вышеизложенных правовых норм и разъяснений, фактических обстоятельств дела судебная коллегия полагает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в страховой стаж в льготном полуторном исчислении.
Ранее действовавшее пенсионное законодательство допускало исчисление общего стажа в льготном порядке при условии выполнения работ в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях вне зависимости от заключения срочного трудового договора (контракта).
Доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца, местонахождения учреждений, в которых истец осуществлял трудовую деятельность и не опровергают выводы суда о праве истца на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, учитывая действующее в спорный период пенсионное законодательство.
Установив включение пенсионным органом спорных периодов в страховой стаж в календарном порядке, суды правильно исчислили периоды в льготном исчислении ввиду нормативно-правового регулирования правоотношений на момент их возникновения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с исчислением стажа истца в полуторном размере основаны на неправильном применении вышеуказанных норм материального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 26 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 27 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.