Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Красновой Н.П, Рогачёвой Ю.А, при секретаре З.А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ищенко А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, комитету по управлению имуществом Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Саратовской области на решение Саратовского областного суда от 17 января 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогачёвой Ю.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Ищенко А.А. обратился в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости в размере 16 380 000 рублей по состоянию на 1 апреля 2014 года, а также восстановлении срока на обращение в суд.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником спорного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого установлена распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года N990-р, в размере 26 315 776, 37 рублей по состоянию на 11 января 2013 года.
Вместе с тем, согласно отчету об оценке оценщика ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ N рыночная стоимость нежилого здания определена в размере 16 380 000 рублей по состоянию на 1 апреля 2014 года. Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как налогоплательщика.
Решением Саратовского областного суда от 17 января 2022 года Ищенко А.А. восстановлен срок на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, административное исковое заявление удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость спорного нежилого здания, равная его рыночной стоимости, в размере 16 380 000 рублей по состоянию на 1 апреля 2014 года.
Датой подачи заявления с учетом определения об исправлении описки считать 31 декабря 2020 года.
В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет по управлению имуществом Саратовской области просил решение Саратовского областного суда от 17 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обосновании доводов жалобы указал, что судом первой инстанции неправильно применены положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", не учтены разъяснения, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N2 (2021), неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации определены объекты налогообложения по налогу на имущество физических лиц, в том числе здания, строения, сооружения, помещения.
На основании статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Законом Саратовской области от 26 октября 2017 N81-ЗСО установлена единая дата начала применения на территории Саратовской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2018 года.
Судом установлено и следует из материалов дела, Ищенко А.А. является собственником спорного объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" - нежилого здания (бытовой корпус), площадью 1 194, 7 кв.м.
В соответствии с данными ФГБУ "ФКП Росреестра" 1 апреля 2014 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере 26 315 776, 37 рублей, определенной ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Саратовской области в соответствии с положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 13 декабря 2018 года N1096-р "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Саратовской области в 2020 году" на территории Саратовской области в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области.
Спорный объект недвижимости вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Саратовской области, сформированный по состоянию на 1 января 2020 года, в связи с чем распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 16 ноября 2020 года N1110-р "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, машино-мест и единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Саратовской области, по состоянию на 1 января 2020 года" кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 6 913 494, 12 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости, является архивной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Результаты определения кадастровой стоимости, ставшей архивной, могут применяться для целей, установленных законодательством, в частности, затрагивать права и обязанности лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, за который налог исчисляется исходя из размера архивной кадастровой стоимости.
Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, административный истец представил отчет об оценке объекта недвижимости N05-12 от 30 декабря 2020 года, подготовленный частнопрактикующим оценщиком Родионовым Д.О, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 1 апреля 2014 года составила в размере 16 380 000 рублей.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства и может быть использован при установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом судом первой инстанции восстановлен предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" срок для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возможности восстановления истцу срока для подачи административного искового заявления, и об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 1 апреля 2014 года в размере 16 380 000 рублей, поскольку такие выводы суда мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доказательств, опровергающих достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, определенной в отчете об оценке и установленной судом, лицами, участвующими в деле, в порядке статей 62, 63, 247 КАС РФ не представлено, в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе комитет по управлению имуществом Саратовской области ссылается на начало действия с 1 января 2021 года на территории Саратовской области нового порядка разрешения споров в области кадастровой оценки, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ. По мнению административного ответчика, поскольку обращение административного истца в суд с настоящим иском имело место после указанной даты, то при рассмотрении дела подлежит применению новое правовое регулирование.
Судебная коллегия с такими доводами апелляционной жалобы согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ и Постановлением Правительства Саратовской области от 25 декабря 2020 года N1034-П установлена дата перехода к применению на территории Саратовской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ предусмотрено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей) (часть 1).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа (часть 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ). При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установления рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
С 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ в Саратовской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ.
При этом частью 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ установлено, что заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Как следует из части 6 статьи 24 и части 1 статьи 25 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ, положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2021 год).
Исходя из положений части 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу названного закона проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ не предусмотрена.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Суд первой инстанции правильно установил, что у административного истца сохраняется возможность оспаривания результатов определения ставшей архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с сохранением права на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, поскольку изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, определенная по состоянию на 1 апреля 2014 года, применяется для целей налогообложения с даты начала ее применения по 31 декабря 2020 года, поэтому установление в отношении объекта недвижимости архивной кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости имеет для административного истца правовое значение.
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Учитывая изложенное, то обстоятельство, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной и новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости не содержит специальных правил применительно к спорным правоотношениям, не свидетельствует об отсутствии такого права у административного истца.
Иной подход означал бы ограничение права истца на доступ к правосудию.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Правовых оснований к отмене решения суда доводы апелляционной жалобы не содержат, сводятся к несогласию с содержащимися в решении суда выводами, что не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Саратовского областного суда от 17 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом Саратовской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Саратовский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 июня 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.