Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Сильченко В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Прохладненского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2022 г., вынесенные в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Прохладненского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2022 г, местная религиозная организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" с конфискацией литературы.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Сильченко В.А. просит отменить вынесенные в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики судебные акты, приводя доводы об их незаконности, и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях религиозной организации состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений урегулированы Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 названного Федерального закона религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 г. N 251 утвержден Перечень предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с данным Перечнем к продукции религиозного назначения относятся: богослужебная литература, в том числе Священное Писание, чинопоследования, указания, ноты, служебники, требники, чиновники, канонники, минеи, а также молитвословы, религиозные календари, помянники, святцы; богословские, религиозно-образовательные и религиозно-просветительские книжные издания; официальная бланковая и листовая продукция религиозных организаций, в том числе отдельные молитвы, канонические изображения, изречения, открытки и конверты религиозных организаций, патриаршие и архиерейские послания и адреса, грамоты, приглашения, дипломы духовных учебных заведений, свидетельства о совершении таинств и паломничества; аудио- и видеоматериалы, иллюстрирующие вероучение и соответствующую ему практику, в том числе богослужения, религиозные обряды, церемонии и паломничество; аудио- и видеоматериалы богословского и религиозно-образовательного содержания (кроме анимационных, игровых (художественных) фильмов), содержащие пособия по обучению религии и религиозному воспитанию.
Маркировке подлежат литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, как имеющие, так и не имеющие религиозное назначение.
Понятие "маркировка", используемое в статье 17 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, означает исключительно нанесение в произвольной форме (в печатном, рукописном или ином виде) полного официального наименования данной организации на любые материалы - как выпускаемые ею, так и выпущенные иными организациями, но используемые ею при осуществлении своей миссионерской деятельности. В тех случаях, когда материалы распространяются религиозной организацией в рамках миссионерской деятельности, но созданы (выпущены) иной религиозной организацией, требуется наличие двух маркировок: той религиозной организации, которая непосредственно издала (произвела) материалы, и той, которая приобрела их для использования в своей миссионерской деятельности.
Под миссионерской деятельностью в целях Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами (пункт 1 статьи 24.1 названного Федерального закона).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 13 марта 2018 N 579-О высказал позицию, указав на то, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица в установленном порядке), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности при этом является именно распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые, не будучи его последователями, вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений.
Иными словами, распространение религиозным объединением, его участниками, другими лицами вовне информации о деятельности данного религиозного объединения, проводимых им мероприятиях, включая богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, подпадает под определение миссионерской деятельности как таковой, только если содержит названный системообразующий признак: при его наличии установление факта осуществления религиозным объединением, его участниками, иными лицами миссионерской деятельности на законных основаниях требует, помимо решения иных вопросов, выявления всех признаков миссионерской деятельности, указанных в пункте 1 статьи 24.1 и пункте 2 статьи 24.2 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ, а его отсутствие в осуществляемой в области вероисповедных отношений деятельности свидетельствует о том, что такая деятельность не может квалифицироваться как миссионерская в смысле названного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ возле "адрес" руководитель местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Боронин Т.В. в рамках миссионерской деятельности распространил, передав гражданам С.К.Г... и В.О.Л. религиозную литературу, не имеющую маркировку с названием данной организации, для вовлечения их в данную религиозную структуру.
Помимо этого, ДД.ММ.ГГГГ при проведении должностным лицом УФСБ по Кабардино-Балкарской Республике оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений" по адресу: "адрес", в помещении вышеназванного магазина обнаружена религиозная литература, имеющая отношение к местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня, на которой отсутствовала маркировка с полным наименованием организации, предназначенная также для распространения среди жителей республики.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 5, 5 оборот); протоколами добровольной выдачи религиозной литературы (л.д.59-60, 64-68); протоколами опроса С.К.Г. и В.О.Л. (л.д. 61-63); постановлением о проведении оперативно-розыскного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.70-71); протоколом обследования помещений, зданий, сооружений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-80); выпиской из ЕГРЮЛ местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики (л.д. 12 - 21); и иными материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все представленные доказательства проверены нижестоящими судебными инстанциями в совокупности друг с другом, им дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть привлечен только специальный субъект - религиозная организация.
Действия религиозной организации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом выводы судебных инстанций о доказанности совершения религиозной организацией административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26 "Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2019 г, согласно которой под распространением религиозной литературы и материалов религиозного назначения в рамках миссионерской деятельности следует понимать не только вручение данных материалов конкретным лицам, но и обеспечение свободного доступа к этой литературе и материалам неопределенного круга лиц вне мест, специально предназначенных для осуществления религиозной деятельности.
Анализ изложенных выше обстоятельств позволяет признать, что судебные инстанции, вопреки доводам жалобы, верно исходили из того, что вручение пастором религиозной организации Борониным Т.В. религиозной литературы С.К.Г. и В.О.Л... осуществлялось в рамках миссионерской деятельности. При этом судебные инстанции обоснованно отклонили доводы религиозной организации о том, что обнаруженную 23 сентября 2021 г. в помещении магазина религиозную литературу никто не распространял, отметив, что литература находилась в свободном доступе для всех граждан, посещающих торговое помещение, что расценивается как распространение религиозной литературы.
Нарушений процессуальных норм при составлении процессуальных документов по делу не установлено. В соответствии с нормами главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях они являются допустимыми доказательствами и обоснованно приняты в качестве таковых нижестоящими судебными инстанциями при вынесении судебных актов по делу об административном правонарушении в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики. Порядок и срок давности привлечения религиозной организации к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено местной религиозной организация Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики в пределах санкции части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела не подтверждается, что у местной религиозной организации не имелось возможности для соблюдения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, за нарушение которого наступает административная ответственность по части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом все доводы жалобы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Прохладненского судебного района Кабардино-Балкарской Республики от 13 декабря 2021 г. (здесь и далее день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2022 г, вынесенные в отношении местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника местной религиозной организации Церковь Христиан Адвентистов Седьмого дня г. Прохладного Кабардино-Балкарской Республики Сильченко В.А. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции Мурзакова Р.Ф.
Справка:
мировой судья Кертбиев З.М.
судья городского суда Шашаев А.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.