Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольводпроект" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2021 г. по административному делу N 3а-729/2021 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Ставропольводпроект" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании не действующими отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года N 1122 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - перечень на 2018 год), в который включены находящиеся в нежилом здании, расположенном по адресу: "адрес" нежилые помещения: под пунктом 5249 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5250 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5252 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5253 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5255 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5256 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5257 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5258 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5263 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5264 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 5266 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2018 года N 985 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень на 2019 год), в который включены указанные помещения под пунктами 3634, 3635, 3637, 3638, 3640, 3641, 3642, 3643, 3648, 3649, 3651 соответственно.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. N 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - перечень на 2020 год), в который включены следующие спорные нежилые помещения: под пунктом 6841 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 6842 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 6844 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", под пунктом 6846 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" под пунктом 6854 объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. N 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - перечень на 2021 год), в который включены указанные нежилые помещения под пунктами 6870, 6871, 6873, 6875, 6883 соответственно.
Нормативные правовые акты размещены на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольводпроект" (далее также - ООО "Ставропольводпроект", общество), являясь собственником перечисленных нежилых помещений обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании не действующими вышеперечисленных пунктов перечней за указанный период ссылаясь в обоснование своего требования на то, что указанные объекты не обладают признаками объектов налогообложения, определенными положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что нарушает права общества и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 17 сентября 2021 г. административный иск ООО "Ставропольводпроект" удовлетворен, признаны не действующими со дня принятия пункты 5249, 5250, 5252, 5253 5255, 525, 5257, 5258, 5263, 5264 перечня на 2018 год, пункты 3634, 3635, 3637, 3638, 3640, 3641, 3642, 3643, 3648, 3649, 3651 перечня на 2019 год, пункты 6841, 6842, 6844, 6846, 6854 перечня на 2020 год, пункты 6870, 6871, 6873, 6875, 6883 перечня на 2021 год.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2021 г, решение Ставропольского краевого суда от 17 сентября 2021 года отменено, по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска общества отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 14 апреля 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2022 г, ООО "Ставропольводпроект" ставит вопрос об отмене апелляционного определения и просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Зудина А.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судом апелляционной инстанции не допущены.
При разрешении дела суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в установленном порядке уполномоченным органом, с соблюдением порядка их принятия и опубликования.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности включения нежилых помещений, в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества. При этом исходил из того, что наименование здания "административно-торговое", в котором находятся нежилые помещения, не свидетельствуют о возможности их отнесения к объектам торговли без установления помещений, площадь которых составляет более 20 процентов общей площади здания; включенные в перечни нежилые помещения не используются в качестве торговой, фактическое обследование их административным ответчиком не производилось, а вид разрешенного использования земельного участка под зданием однозначно не предполагает размещение на нем административно-делового центра.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отменил решение суда об удовлетворении требований общества и отказывая обществу, исходил из того, что принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения являются частями здания с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования "торговля", который соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г..N 540, а также классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г..N П/0412, в которых под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)"; указанное здание также включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год под пунктом 5245, на 2019 год под пунктом 13627, на 2020 год под пунктом 1964 и на 2021 год под пунктом 2046, в качестве торгового центра (комплекса).
Кроме того, суд апелляционной инстанции, установив, что согласно техническому паспорту здания, в здании расположены торговые помещения: в подвале литера А2 - торговые залы площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м; на первом этаже литера А1 - торговые залы площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты"5 кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м; на первом этаже литера А2 - витрина площадью "данные изъяты" кв.м, торговые залы площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м; на втором этаже литера А1 - магазины площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, торговое помещение площадью "данные изъяты" кв.м, торговые залы площадью "данные изъяты" кв.м, "данные изъяты" кв.м, которые составляют "данные изъяты" кв.м (25, 42%) от общей площади здания "данные изъяты" кв.м, то есть более 20 процентов, пришел к выводу о том, что спорные объекты отвечают вышеприведенным критериям, определенным региональным и федеральным законодательством.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (статьи 3 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).
Статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Таким образом, для признания законным оспариваемых пунктов о включении спорных зданий в перечни достаточно установить соответствие их хотя бы одному из названных критериев.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. N 44-кз "О налоге на имущество организаций", классификатора видов разрешенного использования земельных участков, сделал правильный вывод о наличии оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, отвечающих критериям, установленным названным законоположениям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятый судом апелляционной инстанции судебный акт, вынесенным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы приведенный вывод суда апелляционной инстанции соответствует обстоятельствам административного дела и собранным по административному делу доказательствам, которым судом апелляционной инстанции дана правовая оценка.
Довод жалобы о том, что здание, в котором находятся вышеуказанные помещения, не является зданием коммерческого назначения, не может быть принят во внимание судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции подробно проанализированы критерии для включения спорных помещений в перечни, в том числе, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены в кассационном порядке, в том числе по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольводпроект" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.