Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдулатипова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Шамсутдинова Ш.А. к Собранию депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии N 1798 Цунтинского района Республики Дагестан, Территориальной избирательной комиссии Цунтинского района Республики Дагестан, Абдулатипову А.А. о признании незаконными действий по проведению конкурса, признании незаконным и отмене решения от 10 декабря 2020 г. N 5, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав посредством видео-конференцсвязи представителя Абдулатипова А.А. Газимагомедова З.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шамсутдинов Ш.А. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, Участковой избирательной комиссии N 1798 Цунтинского района Республики Дагестан, Территориальной избирательной комиссии Цунтинского района Республики Дагестан, Абдулатипову А.А. о признании незаконными действий по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", признании незаконным и отмене решения от 10 декабря 2020 г. N 5 об избрании и утверждении главой данного муниципального образования Абдулатипова А.А, возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что решением Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" от 10 декабря 2020 г. главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" на основании конкурсного отбора кандидатур избран Абдулатипов А.А, что противоречит Уставу сельского поселения, согласно которому предусмотрено избрание главы путем всенародных выборов. Шамсутдинов Ш.А. обратился в Министерство юстиции Республики Дагестан, где получил копию Устава сельского поселения в редакции от 27 марта 2017 г, где в статье 30 указывается, что глава избирается на всенародных выборах сроком на 5 лет. Устав, содержащий изменения в 2019 г, представлен в Территориальную избирательную комиссии Цунтинского района, но не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Дагестан и не опубликован. По данному поводу последовало обращение в прокуратуру Цунтинского района, откуда подан протест Собранию депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан на оспариваемые решения, однако протест отклонен.
В последующем требования административного иска уточнены, Шамсутдинов Ш.А. просил признать незаконным и отменить решения Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан от 6 ноября 2020 г. N 3 "Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" и от 10 декабря 2020 г. N 5 "Об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский".
Решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 17 февраля 2021 г. уточненные требования Шамсутдинова Ш.А. удовлетворены, решения Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан от 6 ноября 2020 г. N 3 "Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", от 6 ноября 2020 г. N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" и от 10 декабря 2020 г. N 5 "Об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" признаны незаконными и отменены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 г. вышеуказанное решение суда по апелляционной жалобе Абдулатипова А.А. и его представителя Газимагомдова Ш.К, по апелляционному представлению прокурора отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с ненадлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 июня 2021 г. принят отказ от апелляционных жалоб Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан и Участковой избирательной комиссии N 1798 Цунтинского района Республики Дагестан, производство по указанным жалобам прекращено.
При новом рассмотрении дела Шамсудинов Ш.А. уточнил административные исковые требования, просил признать незаконными решение Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Шаитлинсктий" Цунтинского района Республики Дагестан от 6 ноября 2020 г. N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" и действия по проведению конкурса на должность главы администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", а также признать недействительным (незаконным) и отменить решение Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Шаитлинсктий" Цунтинского района Республики Дагестан от 10 декабря 2020 г. N 5 "Об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский".
Решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 24 августа 2021 г. уточненные требования Шамсутдинова Ш.А. о признании незаконными и отмене решений от 6 ноября 2020 г. N 3/1 и от 10 декабря 2020 г. N 5 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 30 ноября 2021 г. вышеуказанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда обшей юрисдикции от 22 февраля 2022 г. вышеуказанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г. решение Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 24 августа 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым требования Шамсутдинова Ш.А. удовлетворены, признаны незаконными и отменены решения Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" от 6 ноября 2020 г. N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан и от 10 декабря 2020 г. N 5 "Об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Абдулатипова А.А.".
В кассационной жалобе Абдулатипова А.А, поданной 25 мая 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 31 мая 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 24 августа 2021 г.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Собранием депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района от 6 ноября 2020 г. N 3 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский".
Кроме того, 6 ноября 2020 г. Собранием депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района принято решение N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", согласно которому конкурс назначен на 2 декабря 2020 г.
В данном конкурсе принимали участие наряду с другими кандидатами также Шамсутдинов Ш.А. и Абдулатипов А.А.
10 декабря 2020 г. собрание депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района принято решение N 5 об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Абдулатипова А.А. Правовым основанием для избрания главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района путем конкурсного отбора послужил Устав муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района, принятый решением собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" от 6 апреля 2015 г. N 4, и зарегистрированный Управлением Минюста России по Республике Дагестан 5 мая 2015 г. за государственным регистрационным номером N, в соответствии с которым глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на 5 лет.
Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 30 Устава муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4, глава муниципального образования сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Устав муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" в указанной редакции зарегистрирован Управлением Минюста России по Республике Дагестан 27 марта 2017 г. за государственным регистрационным номером Ru N, прошит, пронумерован и удостоверен оттисками гербовой печати Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" и круглой печатью Управления Минюста России по Республике Дагестан и подписями должностных лиц.
Суд первой инстанции отклоняя административный иск, признал несостоятельными доводы о том, что в соответствии с Уставом муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" в редакции от 3 марта 2017 г, муниципальные выборы должны проводиться на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, поскольку доказательства его официального опубликования (обнародования) отсутствуют, обязанность по направлению в регистрирующий орган сведениях об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации, не исполнена. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Собрания депутатов МО "сельсовет Шаитлинский" от 6 ноября 2020 г. N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" в связи с пропуском административным истцом 10-дневного срока обращения в суд, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не подлежащего восстановлению.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на ошибочность суждений о пропуске срока обращения в суд с административным иском, поскольку такой срок применяется в отношении требования, касающегося решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации. В данном же случае необходимо руководствоваться общим положениям о сроках подачи административных исковых заявлений о защите избирательных прав, установленными статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, он не был пропущен и составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, поскольку данный вопрос непосредственно не связан с проведением избирательной компании.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела в полном объеме и разрешении спора по существу, указано, что назначение конкурса и избрание Абдулатипова А.А. главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" путем конкурсных процедур, противоречит положениям пункта 2 статьи 30 Устава муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Шаитлинский", принятого решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4. При этом принято во внимание внесение протеста прокурора Цунтинского района Республики Дагестан от 15 января 2021 г. о незаконности избрания Абдулатипова А.А. ввиду грубого нарушения порядка назначения.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции соглашается, полагает его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и основанным на нормах материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, что предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 43 и частью 3 статьи 44 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 того же Федерального закона принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Согласно части 8 статьи 44 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент принятия решения Собрания депутатов сельского поселения "Сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района от 3 марта 2017 г. N 4) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Согласно части 6 статьи 46 Устава муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4, официальное обнародование производится путем доведения текста муниципального правового акта до сведения жителей сельского поселения. Текст муниципального правового акта размещается на информационных стендах в здании администрации сельского поселения, иных местах, определенных главой сельского поселения. Период времени, в течение которого текст муниципального правового акта содержится на информационных стендах, не должен составлять менее 10 календарных дней. По результатам официального обнародования муниципального правового акта составляется справка, в которой указываются форма и сроки обнародования. Справку об обнародовании муниципального правового акта подписывает глава сельского поселения.
Указанные требования к порядку принятия, регистрации в Управлении Минюста России по Республике Дагестан и последующему обнародованию текста данного Устава муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4, вопреки выводам суда первой инстанции, были соблюдены.
Как следует из материалов дела, справка главы сельского поселения от 7 июня 2017 г. N 23 (согласно которой Устав муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, принятый решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4, был обнародован с 1 апреля по 10 апреля 2017 г. после его официальной регистрации в Управлении Минюста России по Республике Дагестан, путем вывешивания на досках объявлений у здания администрации, в помещениях школ, ФАПов, клубов и библиотек в населенных пунктах сельсовета) направлена в установленном порядке и зарегистрирована штампом входящей корреспонденции Управления Минюста России по Республике Дагестан от 8 июня 2017 г.
Кроме того, согласно приобщенной к материалам дела распечатки сведений о муниципальных правовых актах Устав муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района Республики Дагестан, принятый решением Собрания депутатов от 3 марта 2017 г. N 4, является действующим, а также опубликован в банке нормативно-правовых актов в Российской Федерации, тогда как Устав муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" Цунтинского района, принятый решением собрания депутатов сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" от 6 апреля 2015 г. N 4, имеет отметку недействующего.
При таком положении выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права.
Доводы жалобы в части пропуска срока обращения в суд с административным иском, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и нашли надлежащую оценку с учетом предъявленных в административном иске требований, в связи с чем на основании части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм процессуального права.
Ссылка заявителя жалобы о том, что Шамсутдинов Ш.А. в качестве депутата участвовал при голосовании и принятии решения от 6 ноября 2020 г. N 3 "Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", участвовал в конкурсе, следовательно, не мог не знать о нарушении своих прав, подлежат отклонению, поскольку административный истец и суд апелляционной инстанции при разрешении вопроса о соблюдении срока обращения в суд исходили из отсутствия у заявителя сведений о надлежащей редакции Устава муниципального образования, поскольку представленная в суд первой инстанции редакция Устава с изменениями на 2019 г. (допускающими назначение главы администрации сельского поселения путем конкурса) процедуру регистрации в Управлении Минюста России по Республике Дагестан не прошла. Следовательно, срок обращения в суд был исчислен с момента, когда заявителю стало известно об этом.
Доводы жалобы о том, что административным истцом не были оспорены решение от 6 ноября 2020 г. N 3 "Об утверждении положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский", на основании которого приняты решения Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет Шаитлинский" от 6 ноября 2020 г. N 3/1 "Об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" и от 10 декабря 2020 г. N 5 "Об избрании и утверждении главой администрации сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" Абдулатипова А.А.", а также изменения, внесенные в Устав сельского поселения "сельсовет Шаитлинский" в 2019 г, подлежат отклонению, поскольку суд апелляционной инстанции при разрешении спора обоснованно руководствовался основным нормативно-правовым актом муниципального образования, зарегистрированном и обнародованном в надлежащем порядке, истинный текст которого установлен на основании информации Управления Минюста России по Республике Дагестан, являющегося полномочным органом.
В связи с этим, ссылки заявителя жалобы на письма и мнения иных органов относительно действующей редакции Устава муниципального образования подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы заявителя жалобы о наличии судебной практики по аналогичным делам подлежат отклонению, поскольку правовая оценка проведенных выборов главы администрации иного муниципального образования путем всеобщего прямого и тайного голосования при наличии Устава, содержащего способ назначения названного должностного лица путем конкурсного отбора либо избрания из числа депутатов, по другому административному делу преюдициального характера не имеет и особенностей каждого конкретного спора не учитывает.
При таком положении выводы суда второй инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований являются правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Абдулатипова А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.