Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2022 г.
по административному делу по административному иску Безуглова Д.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Безуглов Д.С. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" (далее - ГБУ СК "Ставкрайимущество") об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Безуглову Д.С. принадлежат нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 416, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", рыночной стоимостью 3 266 000 рублей, и нежилое помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 410, 8 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", пл. Выставочная, 47г, рыночной стоимостью 2 421 000 рублей, в соответствии с отчетами об оценке независимого оценщика ФИО4 от 2 августа 2021 г. N 20-1/2021 и N 20/2021. При этом кадастровая стоимость данных объектов недвижимости соответственно по состоянию на 30 декабря 2020 г. в размере 6 515 342, 81 рублей и по состоянию на 29 марта 2019 г. в размере 6 234 468, 28 рублей существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов. В ходе разбирательства по делу требования Безуглова Д.М. уточнены исходя из заключения судебной экспертизы от 22 октября 2021 г.
Решением Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2022 г, уточненные требования Безуглова Д.С. удовлетворены; по состоянию на 30 декабря 2020 г. установлена равная рыночной кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 789 129, 05 рублей; по состоянию на 29 марта 2019 г. установлена равная рыночной кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 815 521, 30 рублей; определена дата подачи заявления - 18 августа 2021 г.
В кассационной жалобе ГБУ СК "Ставкрайимущество", поданной 26 мая 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 2 июня 2022 г, ставится вопрос об изменении в части постановленных по делу судебных актов, посредством исключения ГБУ СК "Ставкрайимущество" из числа административных ответчиков и привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Безуглов Д.С. является собственником двух нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес". Право собственности административного истца на данные объекты недвижимости зарегистрировано 3 августа 2021 г, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае утверждены по состоянию на 1 января 2019 г. приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края".
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 515 342, 81 рублей определена актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 28 января 2021 г. N АОКС-26/2020/000325 по состоянию на 30 декабря 2020 г, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 3 февраля 2021 г.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 6 234 468, 28 рублей определена актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 9 декабря 2020 г. N АОКС-26/2020/000299испр, по состоянию на 29 марта 2019 г, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 30 декабря 2020 г.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости объектов недвижимости, Безуглов Д.С. представил в суд первой инстанции отчеты об оценке рыночной стоимости спорного недвижимого имущества независимого оценщика ФИО4 от 2 августа 2021 г. N 20-1/2021 и N 20/2021, согласно которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 декабря 2020 г. составила 3 266 000 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 29 марта 2019 г. - 2 421 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанных отчетов оценщика судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" ФИО6 Согласно заключению судебной экспертизы от 22 октября 2021 г. N Т-26, подготовленному экспертом ФИО6, рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30 декабря 2020 г. составила 3 789 129, 05 рублей; нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 29 марта 2019 г. составила 3 815 521, 30 рублей
Суд первой инстанции, отклонив отчеты независимого оценщика как недопустимые доказательства, составленные с нарушением требований законодательства об оценочной деятельности, согласился с выводами судебной экспертизы и установилкадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с экспертным заключением от 22 октября 2021 г. N Т-26.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, оценив экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив административное дело по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
В силу части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости.
В силу частей 3, 5 данной статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, по правилам статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" осуществляется созданным субъектом Российской Федерации бюджетным учреждением, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Полномочиями, связанными с организацией проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Ставропольского края наделено государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество", что следует из приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Акт об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости является итоговым документом, содержащим результаты расчета их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящий инстанций были соблюдены.
Данные выводы судебных инстанций также соответствуют правовой позиции, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 10 Обзора судебной практики N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г. согласно которого в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации, что предусмотрено частью 2 статьи 6 названного Федерального закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из материалов дела, подтверждающих, что кадастровая стоимость объектов недвижимости внесена в ЕГРН на основании актов ГБУ СК "Ставкрайимущество", что сторонами не опровергалось.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений, является бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении судебная коллегия соглашается с мотивированными выводами судов первой и апелляционной инстанции, не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.