Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Усманова В.В. на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 6 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 марта 2022 г.
по административному делу по административному иску Усманова В.В. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, отделу Министерства внутренних дел России по Кочубеевскому району, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю, Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю о признании действий отдела Министерства внутренних дел России по Кочубеевскому району незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав посредством видео-конференцсвязи Усманова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Игонькину О.Н, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Усманов В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД России по Ставропольскому краю), отделу Министерства внутренних дел России по Кочубеевскому району, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ставропольскому краю (далее - УФСИН России по Ставропольскому краю), Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю) о признании действий незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В обоснование требований указано, что с 28 марта 2018 г..Усманов В.В. содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, откуда для участия в судебных заседаниях и ознакомления с материалами уголовного дела доставлялся в Кочубеевский районный суд Ставропольского края через ИВС ОМВД по Кочубеевскому району Ставропольского края. С марта 2020 г..в нарушение правовой практики Европейского Суда по правам человека, в частности по делу "Власов против России", его доставляли в Кочубеевский районный суд Ставропольского края минуя ИВС ОМВД по Кочубеевскому району Ставропольского края, что нарушает его права и создает невыносимые условия содержания при этапировании. В частности, 21 июля 2020 г..утром сотрудниками конвоя ОМВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края примерно в 9 часов он был этапирован из города Ставрополя в Кочубеевский районный суд Ставропольского края, что занимает около полутора часов. При этом уже утром было жарко, в автомобиле отсутствовала вентиляция, на все времени следования он был лишен возможности сходить в туалет. С утра до 17 часов он находился в конвойном помещении за исключением времени нахождения в зале суда в наручниках и в клетке полтора на полтора метра, был лишен возможности принимать пищу. Вечером, также минуя ИВС, он был этапирован сразу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, на поездку было затрачено около полутора часов, более того, прибыв на место, он находился в конвойном автомобиле около часа в очереди, чтобы заехать на территорию. Далее 22 июля 2020 г..утром, примерно в 9 часов сотрудниками конвоя ОМВД по Кочубеевскому району Ставропольского края снова был этапирован из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю минуя ИВС в Кочубеевский районный суд Ставропольского края, где находился до 17 часов. Также по пути следования ему не предоставлялась возможность сходить в туалет, несмотря на его просьбы об этом и острую нужду.
Вентиляция в спецавтотранспорте практически отсутствовала. В конвойном помещении он находился целый день за исключением времени нахождения в зале суда, в наручниках в клетке размером полтора на полтора метра и ему не предоставлялось питание. В 17 часов из с. Кочубеевское его этапировали обратно в г..Ставрополя, куда они приехали в 18 часов 20 минут. Около здания ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю конвойный автомобиль простоял до 22 часов, фактически он в автомобиле без туалета, вентиляции и еды находился 5 часов. Вопрос о перемещении в ИВС ОМВД по Кочубеевскому району Ставропольского края не был разрешен со ссылкой на то, что ИВС закрыт в связи с угрозой распространения коронавируса, несмотря на то, что ранее, при таких же условиях он неоднократно видел, как в суд из ИВС доставлялись находящиеся там под административным арестом задержанные и бывшие сотрудники органов внутренних дел, находящиеся под арестом по коррупционным делам. Ввиду того, что он не был помещен в ИВС ОМВД по Кочубеевскому району, откуда возможна доставка ежедневно в суд, он подвергался всяческим нарушениям его прав, был лишен возможности принимать пищу, получать передачи, иметь свидание с защитником, удерживался целыми днями в наручниках без возможности пользования туалетом, без вентиляции.
Усманов В.В. просил признать незаконными действия должностных лиц ОМВД России по Кочубеевскому району при этапировании его в Кочубеевский районный суд из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю 22 апреля 2020 г, 27 апреля 2020 г, 29 апреля 2020 г, 26 мая 2020 г, 16 июня 2020 г, 18 июня 2020 г, 22 июня 2020 г, 25 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 9 июля 2020 г, 13 июля 2020 г, 21 июля 2020 г, 22 июля 2020 г. и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 100 000 рублей.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 21 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 января 2021 г, требования Усманова В.В. оставлены без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 г. вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 6 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 марта 2022 г, требования Усманова В.В. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Усманова В.В, поданной 30 мая 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 7 июня 2022 г, ставится вопрос об отмене решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 6 октября 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 марта 2022 г, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Усманов В.В. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю и принимал личное участие в судебных заседания Кочубеевского районного суда Ставропольского края, куда доставлялся нарядом конвоя.
Согласно представленным в материалы дела путевым журналам Усманов В.В. этапировался за пределы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю в Кочубеевский районный суд с возвращением обратно в день этапирования в следующие дни: 22 апреля 2020 г, 27 апреля 2020 г, 29 апреля 2020 г, 26 мая 2020 г, 16 июня 2020 г, 18 июня 2020 г, 22 июня 2020 г, 25 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 9 июля 2020 г, 13 июля 2020 г, 21 июля 2020 г, 22 июля 2020 г.
Согласно требованиям пункта 192 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N140дсп, транспортировка Усманова В.В. производилась в специализированном автомобиле 3302-АЗ, изготовленном в соответствии с Правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Специальные технические требования ПР 78.01.0024-2010).
Удовлетворительное состояние этого автомобиля констатировано актом комиссии Отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края, утвержденным врио начальника Отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края от 9 августа 2021 г, согласно которому система жизнеобеспечения кузова (подача охлажденного воздуха, система отопления, место для размещения питьевой воды, освещение) находятся в исправном состоянии. Проверка технического состояния в период этапирования Усманова В.В. осуществлялась посредством осмотра транспортного средства и подтверждена отметками в техническом журнале транспортных средств, закрепленных за ООК ИВС Отдела МВД России по Кочубеевскому району (инв. N 6129).
Согласно руководству по эксплуатации спецавтомобиля 3302-A3, специальный автомобиль имеет 7 мест для сидения в камерах: 1 в одиночной камере, 6 в общей камере; оснащен вентиляцией: естественная - через открытые окно и аварийно-вентиляционный люк в помещении конвоя, вентиляционные клапаны на крыше в одиночных камерах, принудительная - вытяжной вентилятор в общей камере.
Согласно записям путевых журналов конвойного наряда ООК ИВС Отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края (инв. N 6219, инв. N 6298) в спорный период Усманов В.В. этапировался совместно с другим спецконтингентом в количестве не более 5 лиц, в частности: 22 апреля 2020 г. - 1 лицо, 27 апреля 2020 г. - 1 лицо, 29 апреля 2020 г. - 2 лица, 26 мая 2020 г. - 5 лиц, 16 июня 2020 г. - 4 лица, 18 июня 2020 г. - 3 лица, 22 июня 2020 г. - 3 лица, 25 июня 2020 г. - 4 лица, 6 июля 2020 г. - 5 лиц, 9 июля 2020 г. - 4 лица, 13 июля 2020 г. - 4 лица, 21 июля 2020 г. - 3 лица, 22 июля 2020 г. - 3 лица.
Путевыми журналами конвойного наряда ООК ИВС Отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края (инв. N 6219, инв. N 6298) также подтвержден хронометраж несения службы с указанием времени убытия и доставления конвоируемых, время нахождения в пути, время ожидания после разрешения заезда на режимную территорию. При этом время нахождения в пути Усманова В.В. в каждый из указанных дней составил около одного часа, за исключением 20 июля 2020 г, поскольку в указанный день Усманов В.В. конвоирован не был.
Конвойное помещение Кочубеевского районного суда Ставропольского края оборудовано проводной телефонной связью, туалетом, раковиной с краном для подачи водопроводной воды, искусственным освещением, двумя решетчатыми камерами, в которых установлены лавки, жестко крепленные к полу, с деревянными сиденьями. В период нахождения в суде Усманов В.В. принимал пищу из набора продуктов питания (сухпайка) с предоставлением по требованию кипятка для заваривания чая. Выдача набора продуктов подтверждена копиями ведомостей выдачи сухих пайков, где имеется подпись Усманова В.В.
Нахождение административного истца в здании суда в защитной кабине не является безусловным основанием для признания прав истца нарушенными, поскольку размещение Усманова В.В. в защитной кабине во время проведения судебного заседания связано с тем, что ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и с обеспечением безопасности. При этом согласно письму ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю от 14 января 2020 г. N 76 и от 2 марта 2020 г. N 1103 в адрес Отдела МВД России по Кочубеевскому району Усманов В.В. включен в список подозреваемых, обвиняемых и осужденных, состоящих на профилактическом учете как склонный к совершению суицида и членовредительству, что явилось основанием для применения к нему спецсредств в виде наручников.
Посещение туалета в дни доставления Усманова В.В. осуществлялось до посадки в спецавтомобиль в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю и в конвойном помещении Кочубеевского районного суда Ставропольского края, поскольку время следования в пути составляет не более 1 часа 20 минут, в связи с чем остановка запрещена согласно пункту 246 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 г. N140дсп.
В дни конвоирования Усманова В.В. для ознакомления с материалами уголовного дела и участия в судебных заседаниях в Кочубеевском районном суде Ставропольского края 22 апреля 2020 г, 27 апреля 2020 г, 29 апреля 2020 г, 26 мая 2020 г, 16 июня 2020 г, 18 июня 2020 г, 22 июня 2020 г, 25 июня 2020 г, 6 июля 2020 г, 9 июля 2020 г, 13 июля 2020 г, 21 июля 2020 г, 22 июля 2020 г. передачи не принимались в соответствии с пунктом 68 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950. Прием посылок и передач, адресованных подозреваемым и обвиняемым, осуществляется в помещении территориального органа МВД России, выделенном для этой цели, и согласно пункту 4.3 Распоряжения ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 25 июня 2020 г. N 1/2469 "О принятии дополнительных мер, направленных на исключение случаев наличия у подозреваемых и обвиняемых предметов, запрещенных к хранению" исключены факты приема передач конвоируемым лицам в судах, производстве следственных действий, в лечебных учреждениях органов здравоохранения и маршрутах конвоирования.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 марта 2020 г. N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности" (на территории Ставропольского края с 14 часов 00 минут 18 марта 2020 г. до 00 часов 00 минут 01 июля 2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 25 июня 2020 г. N 266 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 16 марта 2020 г. N 101 "О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности" режим повышенной готовности продлен до особого распоряжения и действовал на протяжении всего периода этапирования административного истца.
В целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) на территории Ставропольского края Губернатором Ставропольского края 26 марта 2020 г. принято постановление N119 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ставропольского края", согласно которому в целях снижения рисков распространения коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края Губернатором края принят комплекс ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения коронавирусной инфекции на территории Ставропольского края, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Эти мероприятия касаются, как деятельности органов государственной власти Ставропольского края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края, организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края, так и граждан.
Согласно пункту 4 названного постановления Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2020 года N 119 органам исполнительной власти Ставропольского края в рамках своей компетенции постановлено обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных протоколами заседания рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, от 17 марта 2020 г. N 4-28-1/20 и от 20 марта 2020 г. N 4-28-3/20.
В период после 20 марта 2020 г. относительно помещения лиц, заключенных под стражу, из СИЗО в ИВС, действовали ограничения относительно посещения ИВС, регламентированные требованием начальника ГУ МВД России по СК N1/1101 от 23 марта 2020 г, установленные до особого распоряжения в целях реализации дополнительных мер по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции, профилактики заражения сотрудников ИВС, специальных учреждений полиции, а также лиц, содержащихся в указанных специальных учреждениях полиции с острыми респираторными инфекциями.
В связи с этим, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения административного иска Усманова В.В. относительно нарушения его прав при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю и Кочубеевского районного суда Ставропольского края и обратно, минуя ИВС в период с 22 апреля 2020 г. по 22 июля 2020 г, принимая во внимание, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, оспариваемые обстоятельства, временно ограничивающие посещение ИВС Ставропольского края, не нарушают права Усманова В.В, а направлены на предупреждение возникновения развития чрезвычайных ситуаций, защиту населения Ставропольского края, его здоровья и с целью защиты конституционно значимых прав граждан, прежде всего, на жизнь и здоровье.
Судебная коллегия, проверив административное дело по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Согласно пункту 4 данного постановления нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 следует, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проанализировав их применительно к вышеуказанным нормам материального права, регулирующим данные правоотношения, разъяснениям их применения, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из установленных в ходе судебного заседания следующих обстоятельств: требования к условиям размещения в спецавтотранспорте были соблюдены, нормы наполнения спецавтотранспорта и питания (выдачи набора продуктов, питьевой воды) не нарушены, время следования в пути без остановок не является чрезмерным, размещение в ИВС исключено мерами временного характера с учетом объективно сложившейся противоэпидемиологической обстановкой, каких-либо иных нарушений не установлено.
Доводы жалобы об отсутствии достаточного места в спецавтомобиле, нарушении воздухообмена, а также длительном пребывании в спецавтомобиле во время следования и ожидания после разрешения заезда на режимную территорию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, нарушения права на горячее питание, отсутствие воды и возможности помещения туалета, которые ранее были предметом оценки и исследования, мотивированно опровергнуты судами нижестоящих инстанций.
Проверяя условия этапирования в автотранспорте, судебная коллегия соглашается с нижестоящими судебными инстанциями, указавшими, что при конвоировании Усманова В.В. в специальном автомобиле каких-либо нарушений со стороны административных ответчиков не выявлено, спецавтомобили соответствовали техническим характеристикам, находились в исправном состоянии согласно положениями приказа Минюста России от 4 сентября 2006 г. N 279, которым утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы. При этом камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции, помимо того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2012 г. по делу N ГКПИ11-1774, которым подтверждено, что нормы посадки пункта 167 Инструкции по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 г. N 199дсп/369дсп, соответствуют установленным для спецавтомобилей на базе КАМАЗ-4308 и ГАЗ-3307 техническим характеристикам, приведенным в одобрениях типа транспортного средства. Указанные нормы признаны не противоречащим нормам международного права, запрещающим применение пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения, а также федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Хронометраж пути следования спецавтомобиля, зафиксированный путевых журналах конвойного наряда ООК ИВС Отдела МВД России по Кочубеевскому району Ставропольского края (инв. N 6219, инв. N 6298), признан судами достоверным и достаточным доказательством перемещения административного истца из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю в помещение суда, в то время как длительный характер заезда на территорию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю обусловлен специальным режимом учреждения.
Доводы заявителя жалобы о ненадлежащих доказательствах, положенных в основу судебного решения, подлежат отклонению, поскольку представленные административными ответчиками документы являются обязательными при осуществлении деятельности, связанной с содержанием и перемещением спецконтингента, ведение названных технического журнала транспортных средств, путевых журналов конвойного отряда и актов выдачи наборов питания (сухпайка) предусмотрено подзаконными нормативно-правовыми актами.
Довод жалобы о неполноте доказательств, не проведении допроса в качестве свидетелей лиц, этапированных с Усмановым В.В. совместно, были подлежат отклонению как не являющиеся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку согласно части 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации достаточность и допустимость доказательств по делу определяется судом, имеющиеся в материалах административного дела доказательства позволили суду объективно рассмотреть дело по существу, судом дана правильная оценка представленных доказательств с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности применительно к закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения.
Доводы о недопустимости ограничения прав Усмнова В.В. в свиданиях, в том числе с защитником, в дни, когда он был этапирован, также были предметом проверки судов и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах, поскольку каких-либо ограничений по свиданиям с защитником либо свиданиям с родственниками в установленном уголовным процессуальным законом порядке не допущено.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 6 октября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 1 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Усманова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.