Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шибанова Н.И. на решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Шибанова Н.И. к окружной избирательной комиссии по одномандатному округу N 14 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области, территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, участковой избирательной комиссии N 692, участковой избирательной комиссии N 693, избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения о результатах выборов недействительным, признании выборов недействительными.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, объяснения Шибанова Н.И, его представителя Каконина И.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области Полозовой Е.П, Агеевой С.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области от 26 июня 2021 года N на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва.
В соответствии с постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" голосование на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва проводилось 17, 18, 19 сентября 2021 года.
Выборы депутата Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 14 проходили на избирательных участках N 692 и N 693.
Постановлением окружной избирательной комиссии N 14 от 5 августа 2021 года N 7/81 Шибанов Н.И. был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 14, являлся выдвиженцем Нижегородского регионального объединения Политическая партия КПРФ.
Постановлением окружной избирательной комиссии N 14 от 2 августа 2021 года N 5/57 Махров Д.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 14, являлся выдвиженцем Местного отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" городского округа город Выкса.
По итогам голосования по одномандатному избирательному округу N 14, утвержденными протоколом N 1 окружной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, о результатах выборов от 20 сентября 2021года депутатом по данному округу избран Махров Д.В.
Шибанов Н.И. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать недействительным и отменить решение окружной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20 сентября 2021 года по избирательному округу N 14 городского округа город Выкса Нижегородской области (протокол от 20 сентября 2021 года N); признать недействительными выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области 3 созыва от 20 сентября 2021 года по избирательному округу N 14 городского округа город Выкса Нижегородской области 17 - 19 сентября 2021 года.
Требования обосновал тем, что по итогам подсчета бюллетеней на бумажных носителях с двух избирательных участков административный истец опережал Махрова Д.В. на 8 голосов, однако победу одержал Махров Д.В. на 23 голоса, но с учетом результатов электронного голосования.
По мнению административного истца, порядок электронного голосования и подсчета голосов по электронному голосованию законом не предусмотрен, истец, как кандидат, наблюдатели, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и члены УИК с правом решающего голоса были лишены возможности участвовать в подсчете голосов. Протокол составлен с нарушением требований к порядку и форме заполнения, поскольку в итоговых бюллетенях отсутствуют сведения о количестве проголосовавших электронно и о выдаче им бюллетеней. Порядок электронного голосования и подсчета голосов по электронному голосованию Законом Нижегородской области "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" не предусмотрен. Допущенные нарушения норм избирательного законодательства не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей.
Решением Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2021 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной почтовым отправлением через Выксунский городской суд Нижегородской области 22 апреля 2022 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 6 мая 2022 года, Шибанов Н.И. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального права. Указывает, что правовые основы проведения процедуры дистанционного голосования отсутствовали. Порядок дистанционного электронного голосования Законом субъекта не предусмотрен, а постановление ЦИК России от 20 июля 2021 года "О порядке дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года" не может применяться к выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области, поскльку ЦИК не уполномочена проводить эти выборы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением участковой избирательной комиссии N 692 от 19 сентября 2021 года N 4 утверждены итоги голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке N 692. Согласно протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 14 но избирательному участку N 692 установлено, что за кандидата Махрова Д.В. подано 193 голоса избирателей, за кандидата Шибанова Н.И. - 289 голосов.
Решением участковой избирательной комиссии N 693 от 19 сентября 2021 года N утверждены итоги голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке N. Из протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 14 по избирательному участку N 693 следует, что за кандидата Махрова Д.В. отдано 415 голосов, за кандидата Шибанова Н.И. - 327 голосов.
Первые экземпляры протоколов об итогах голосования на УИК N 692 и N 693 были приняты территориальной избирательной комиссией, произведено суммирование содержащихся в них данных, проведена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений. Итоги голосования установлены.
Постановлением избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от 24 сентября 2021 года N 15/223-5 "Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва" выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными.
Избранным депутатом Совета депутатов городского округа город Выкса по одномандатному избирательному округу N 14 признан Махров Д.В.
Выборы депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 14 проходили на избирательных участках N 692 и N 693, в том числе путем дистанционного электронного голосования в соответствии с постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 25 мая 2021 года N "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года".
Согласно постановлению Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 25 мая 2021 года N "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года" определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в 7 субъектах Российской Федерации, в том числе Нижегородской области.
По истечении времени голосования 19 сентября 2021 года, но не ранее чем в 20:15 по московскому времени ТИК дистанционного электронного голосования (далее - ДЭГ) в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ.
Постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 20 июля 2021года N 26/225-8 утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах 19 сентября 2021 года, который регулирует вопросы подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года.
16 сентября 2021 года УИК N 692, N 693 для работы со списками избирателей ТИК городского округа город Выкса были переданы Реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ). УИК N 692, N 693 были исключены из книги списка избирателей 79 и 88 избирателей соответственно, путем вычеркивания сведений об избирателе и внесения записи об основаниях для исключения.
Результаты дистанционного электронного голосования были переданы территориальной избирательной комиссией ДЭГ с использованием информационно - телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в окружную избирательную комиссию N 14, то есть в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу N 14.
Протокол территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования размещен на официальной сайте Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации cikrf.ru в разделе Дистанционное электронное голосование (страница 279 Протокола). Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата Махрова Д.В. - 93 голоса, за кандидата Шибанова Н.И. - 62 голоса.
Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области, проведена проверка правильности и полноты представленных избирательными комиссиями документов, а также итоговых суммарных данных об итогах голосования, в результате которой нарушений и ошибок выявлено не было.
В результате по одномандатному избирательному округу N 14 за кандидата Махрова Д.В. проголосовал 701 избиратель, за кандидата Шибанова Н.И. - 678 избирателей.
Жалобы и замечания по процедуре подведения итогов и установлении результатов в ТИК городского округа город Выкса Нижегородской области от административного истца, иных участников голосования не поступали.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушений избирательного законодательства, которые не позволили бы выявить волю избирателей и привели к искажению результатов голосования, не допущено, в связи с чем отсутствуют основания для признания итогов голосования незаконными.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Согласно пункту 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу.
Пунктом 1.2 названной нормы предусмотрено, что суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, следует, что не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования судом на соответствующей территории.
Давая оценку действиям административных ответчиков, суды нижестоящих инстанций, проверив приведенные административными истцами в обоснование своей правовой позиции доводы о допущенных стороной административных ответчиков о нарушении порядка проведения голосования, подсчета голосов, установления результатов выборов, обосновано признали такие доводы несостоятельными.
Вопреки доводам кассационной жалобы о нарушении процедуры голосования, проведения голосования, воспрепятствовании наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей суды при разрешении настоящего спора правомерно исходили из того, что в соответствии с утвержденным ЦИК России Порядком дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, подробно регулирующим порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва, наблюдением за проведением дистанционного электронного голосования существенных нарушений законодательства, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, не допущено.
Частью 14 статьи 63 Закона Нижегородской области от 6 сентября 2007 года N 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в случае и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством электронного голосования.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит приведенные выводы правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и системном анализе норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не усматривает.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся судебных актов.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Кроме того, все изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанций, обоснованно отклонены с приведением мотивов в обжалуемых судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; нормы материального права применены правильно; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Выксунского городского суда Нижегородской области от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шибанова Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 июня 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.