Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Тришкиной М.А, судей Сапрыкиной Е.В, Солтыс Е.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Железновой ФИО12, Железнова ФИО13 к Брянской городской администрации, муниципальному унитарному специализированному предприятию по вопросам похоронного дела г. Брянска, Володарской районной администрации г. Брянска, комитету по жилищному-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о возмещении ущерба, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Володарской районной администрации г. Брянска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 февраля 2022 года, заслушав доклад судьи Сапрыкиной Е.В,
УСТАНОВИЛА:
Железнова В.Н. и Железнов А.А. обратились в суд с иском к Брянской городской администрации, муниципальному унитарному специализированному предприятию по вопросам похоронного дела г. Брянска, Володарской районной администрации г. Брянска, комитету по жилищному-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, о взыскании с надлежащего ответчика ущерба в размере 30 500 руб, компенсации морального вреда в размере 15 000 руб, расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 250 руб, почтовых расходов в размере 315 руб.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 16 сентября 2021 года иск удовлетворен частично, с муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела г. Брянска в пользу Железнова А.А. и Железновой В.Н. взысканы в качестве возмещения ущерба 30 500 руб, в качестве компенсации морального вреда 1 000 руб, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 250 руб, почтовые расходы в размере 315 руб, в остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 февраля 2022 года решение Советского районного суда г. Брянска от 16 сентября 2021 года отменено, принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Железновой В.Н, с Володарской районной администрации г. Брянска в пользу Железновой В.Н. взысканы: в счет возмещения ущерба денежные средства в размере 30 500 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 250 руб, почтовые расходы в размере 315 руб, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к кассационной жалобе представитель Володарской районной администрации г. Брянска оспаривает законность и обоснованность апелляционного определения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, поскольку администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судебной корреспонденцией, информация о слушании дела была размещена на официальном сайте Первого кассационного суда общей юрисдикции 13 мая 2022 года, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью 38024 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", имеет вид разрешенного использования: захоронения, колумбарии, кладбища, крематории; относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Землепользователем территории кладбища по "адрес" является муниципальное унитарное специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска.
Железнов А.А. является ответственным лицом за захоронение родственников - Саутиных на кладбище в Володарском районе, расположенном по адресу: "адрес".
6 августа 2020 года Железнова В.Н, прибыв на кладбище к могиле покойных родственников, обнаружила, что вследствие падения дерева повреждена ограда, стол и скамейка.
О наличии указанных повреждений, Железновы обратились к администрации кладбища, но просьба об оказании содействия в восстановлении захоронения была оставлена без удовлетворения.
Допрошенная судом первой инстанции свидетель Фролова Т.А. пояснила, что 2 августа 2020 года находилась на кладбище, посещала захоронение, которое расположено рядом с захоронением Саутиных. Был ветер, в результате которого ветхое дерево, произрастающее около ограды, упало и повредило ограду, стол и скамейку.
Факт падения дерева породы береза и повреждения захоронения зафиксирован фототаблицей на бумажном носителе и стороной ответчиков не оспаривался.
16 июля 2021 года с целью восстановления ограды, стола и скамейки, Железнов А.А. заключил с ИП Гапеевым М.В. договор подряда N169 на изготовление ритуальных изделий, по которому заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить изготовление ритуальной ограды в срок, порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором и Приложениями к нему, являющимися его неотъемлемой частью. Стоимость работ составила 30 500 руб.
Согласно статьи 44 Устава городского округа г. Брянск, принятого Брянским городским Советом народных депутатов 30 ноября 2005 года, городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.
В соответствии с положением о Володарской районной администрации г. Брянска, утвержденным решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2007 года N816, районная администрация является территориальным органом Брянской городской администрации, образованным для управленческих функций, осуществляющим свои полномочия на территории Володарского внутригородского административного района г. Брянска.
Пунктом 2.2.28. Положения предусмотрено, что Володарская районная администрация г. Брянска принимает заявки граждан, должностных и юридических лиц для выполнения разовых работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений. Принимает решения о возможности и условиях выполнения работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений.
Володарская районная администрация г. Брянска осуществляет контроль за соблюдением гражданами, юридическими, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории города Брянска, за исключением территории, выделенной под строительство объектов и благоустройство территории (2.2.50 Положения).
В соответствии с Положением о комиссии по обследованию зеленых насаждений на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 20 марта 2014 года N691-п, комиссия по обследованию зеленых насаждений на территории г. Брянска создается при Бежицкой, Советской, Володарской, Фокинской районных администрациях города Брянска (далее по тексту - Комиссия), является постоянным действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного обследования зеленых насаждений на территории г. Брянска.
С соответствии с пунктом 4 Положения персональный и численный состав Комиссии утверждается распоряжением главы соответствующей районной администрации г. Брянска.
В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, секретарь Комиссии, члены Комиссии.
Председателем Комиссии является глава соответствующей районной администрации г. Брянска, заместителем председателя Комиссии является заместитель главы соответствующей районной администрации г. Брянска, курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства, секретарем Комиссии - специалист отдела жилищно-коммунального хозяйства и учета жилья соответствующей районной администрации г. Брянска.
Членами Комиссии являются: представители управления по строительству и развитию территории г. Брянска; представитель соответствующей районной администрации г. Брянска; представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации; представители иных органов и организаций (по согласованию и на основании предложения председателя Комиссии).
Согласно пункту 2.2. Положения, комиссия, в соответствии с возложенной на нее задачей, выполняет следующие функции:
- рассматривает заявки граждан, должностных и юридических лиц (далее по тексту - заявки), поданные в соответствующие районные администрации г. Брянска, для определения возможности проведения работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений, произрастающих на территории г. Брянска;
- обследует зеленые насаждения, указанные в заявках, на территории г. Брянска;
- осуществляет приемку объектов озеленения на территории г. Брянска в порядке, установленном Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г. Брянска, принятыми Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2007 года N742 (далее - Правила);
- осуществляет оценку состояния озелененных территорий г. Брянска в порядке, установленном Правилами;
- принимает решение о возможности проведения работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений;
- производит контроль и учет за правильностью выполнения работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений и форме утилизации порубочных остатков.
Согласно пункту 6.1.1. Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений на территории г. Брянска, утвержденных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2007 года N742, установлено, что землепользователи озелененных территорий г. Брянска обязаны:
- обеспечивать сохранность зеленых насаждений;
- принимать меры борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечивать уборку сухостоя, вырезку сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях;
- в летнее время и в сухую погоду поливать газоны, цветники, деревья и кустарники;
- не допускать вытаптывания газонов и складирования на них материалов, песка, мусора, снега, сколов льда и т.д.
В соответствии с пунктом 6.2.1. Правил землепользователи озелененных территорий г. Брянска обязаны:
- проводить омолаживающую, формовочную и санитарную обрезку деревьев;
- не допускать неправильную обрезку кроны; не допускать наличия незакрашенных срезов после обрезки ветвей диаметром более 3 см, следов от ветвей, спиленных "заподлицо" со стволом;
- не допускать наличие прикорневой и стволовой поросли; своевременно проводить стрижку кустарников и обрезку деревьев, заслоняющих дорожные знаки, перекрестки, повороты улиц;
- регулярно проводить обмыв кроны деревьев и кустарников в посадках вдоль магистралей и вблизи промышленных предприятий;
- обеспечивать охрану и защиту зеленых насаждений на своих территориях и территориях, расположенных в пределах санитарно-защитной зоны;
- снос, посадку, пересадку, обрезку древесно-кустарниковой растительности осуществлять в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Согласно Уставу муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела г. Брянска (далее - Предприятие), Предприятие основано на праве хозяйственного ведения, собственником имущества Предприятия является муниципальное образование "г. Брянск", от имени которого права собственника осуществляет Брянская городская администрация и Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции; учредителем Предприятия является Брянская городская администрация; координацию деятельности Предприятия осуществляет комитет по ЖКХ Брянской городской администрации.
Целью деятельности Предприятия является оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей населения, выполнение городских социально - экономических заказов и получения прибыли.
Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: выполнение работ, оказание услуг населению, связанных погребением; изготовление и реализация товаров, связанных с погребением; текущее содержание городских кладбищ и благоустройство территорий.
Распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска от 2 декабря 2019 года N-р утвержден акт обследования зеленых насаждений от 18 ноября 2019 года N199, по которому комиссией по обследованию зеленых насаждений на территории кладбища по адресу: "адрес", установлено наличие аварийных деревьев породы сосна в количестве 80 штук. Комиссия пришла к выводу о возможности валки деревьев и ее целесообразности с целью предотвращения аварийных ситуаций ввиду их состояния в соответствии со схемой местоположения аварийных деревьев. Срок действия акта 12 месяцев с момента обследования.
Данным распоряжением разрешено муниципальному унитарному специализированному предприятии по вопросам похоронного дела г. Брянска проведение работ по валке зеленых насаждений. Контроль за исполнением распоряжения возложен на заместителя главы Володарской районной администрации г. Брянска.
Муниципальное унитарное специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска письмом от 11 февраля 2020 года N73 сообщило Володарской районной администрации г. Брянска, что в адрес предприятия поступают обращения граждан по вопросу спила аварийных деревьев, расположенных на кладбище по "адрес" и для решения вопроса по существу необходимо в рамках работы комиссии провести комплексное обследование зеленых насаждений на всей территории кладбища по "адрес".
Указанное письмо содержало просьбу составить акт обследования и распоряжение по валке деревьев и направить его в комитет по ЖКХ Брянской городской администрации для подготовки к проведению аукциона "по валке деревьев на участках мест захоронения на 2020 год".
Но в ответ на данное обращение Володарская районная администрация г. Брянска письмом от 14 февраля 2020 года сообщила, что 18 ноября 2019 года комиссией уже проведено обследование зеленых насаждений, произрастающих на территории кладбища по "адрес" и по результатам обследования составлен акт обследования зеленых насаждений от 18 ноября 2019 года N и вынесено распоряжение от 2 декабря 2019 года N-р, которые направлены также в адрес комитета по ЖКХ Брянской городской администрации (при этом в акте в наименовании аварийных деревьев указана только сосна).
В связи с изложенным, муниципальным унитарным специализированным предприятием по вопросам похоронного дела г. Брянска 27 февраля 2020 года с ИП N Е.А. заключен договор N210 на выполнение работ по удалению аварийных деревьев на кладбищах г. Брянска.
2 марта 2020 года между Комитетом по ЖКХ Брянской городской администрации (муниципальный заказчик) и муниципальным унитарным специализированным предприятием по вопросам похоронного дела г. Брянска (подрядчик) заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по содержанию мест захоронений г. Брянска на 2020 год.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 муниципального контракта, подрядчик обязуется выполнить по заданию муниципального заказчика работу по содержанию мест захоронений "адрес" (в т. ч. по административным районам: Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский) на 2020 год, именуемую в дальнейшем "работа" в объемах согласно приложению N2 (смета затрат, утвержденная приказом МКУ "УЖКХ" г. Брянска от 20 января 2020 года N1/03-27) к настоящему контракту и в соответствии с приложением N4 к постановлению Брянской городской администрации от 24 января 2019 года N-п "Об утверждении перечней объектов внешнего благоустройства г. Брянска".
Как следует из Приложения N к муниципальному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ, в смету затрат на выполнение работ по содержанию мест захоронений г. Брянска (в т.ч. по административным районам: Бежицкий, Володарский, Советский, Фокинский) на 2020 год, входило в том числе: удаление аварийный деревьев (липа, сосна, тополь) диаметром более 300 мм; удаление аварийных деревьев (дуб, клен, ясень) диаметром более 300 мм.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт падения дерева на захоронение Саутиных на кладбище в Володарском районе г. Брянска установлен. Возлагая ответственность за причиненный ущерб на муниципальное унитарное специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска, исходил из того, что падение дерева явилось следствием ненадлежащего исполнения предприятием своих обязанностей по текущему содержанию кладбищ, включая своевременное удаление аварийных деревьев.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу, что надлежащим истцом является Железнова В.Н, а надлежащим ответчиком Володарская районная администрация г. Брянска.
Как указал суд апелляционной инстанции, дерево породы береза упало на захоронение Саутиных на кладбище в Володарском районе г. Брянска, земля под которым относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а учитывая, что решение о возможности проведения работ по сносу, посадке (пересадке), кронированию и обрезке зеленых насаждений, а также контроль и учет за правильностью выполнения указанных работ принимается в рамках работы постоянно действующей комиссии по обследованию зеленых насаждений на территории г. Брянска, которая создается при районных администрациях города, а также исходя из того, что обязанность по контролю за состоянием, использованием и сохранностью зеленых насаждений на территории г. Брянска осуществляется Володарской районной администрацией г. Брянска, коллегия пришла к выводу о возложении ответственности за причиненный ущерб на районную администрацию ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию деревьев на подведомственной ей территории и контролю за их состоянием.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств как наличия обстоятельств непреодолимой силы, так и причинно-следственной связи между неблагоприятными погодными явлениями в день происшествия и наступившими последствиями в виде повреждения имущества, оснований для применения положений пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Железновым А.А. апелляционное определение не обжалуется.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции законными и обоснованными, подробно мотивированными в судебном акте.
Довод кассационной жалобы об отсутствии вины Володарской районной администрации г. Брянска является несостоятельным, поскольку, не смотря на факт обращения в феврале 2020 года муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела г. Брянска в комиссию по обследованию зеленых насаждений на территории г. Брянска для выявления аварийных деревьев, комиссия при районной администрации новое обследование не провело, сославшись на акт от ноября 2019 года, который не содержал указание на валку аварийных деревьев породы береза, в связи с чем, муниципальное унитарное специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска, провело работы по муниципальному контракту по валке аварийных деревьев, без учета деревьев породы береза, при этом, перечнем работ по муниципальному контракту самостоятельный снос деревьев не предусмотрен.
Доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами суда об обстоятельствах дела, а также направлены на переоценку доказательств, между тем, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Володарской районной администрации г. Брянска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.