Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ладейщикова М.В., рассмотрев жалобу защитника автономной некоммерческой организации "Центр социальной реабилитации "Тюменский" - Тарасенко Степана Анатольевича на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Нижнетавдинскому муниципальному району ОНД и ПР по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Белова Д.П. N72 от 04 августа 2021 года, решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации "Центр социальной реабилитации "Тюменский",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Нижнетавдинскому муниципальному району ОНД и ПР по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Белова Д.П. N72 от 04 августа 2021 года, оставленным без изменения решениями судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года и судьи Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года, автономная некоммерческая организация "Центр социальной реабилитации "Тюменский" (далее по тексту - АНО ЦСР "Тюменский", юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и решение судьи районного суда защитник АНО ЦСР "Тюменский" просит их отменить.
26 апреля 2022 года дело об административном правонарушении поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ предусмотрено, что судья в интересах законности вправе проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности) следует, что нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с положениями части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 27 июля 2021 года в 16.00 часов на основании распоряжения главного государственного инспектора по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам по пожарному надзору N25 от 09 июля 2021 года была проведена плановая, выездная проверка в отношении АНО ЦСР "Тюменский" в сфере соблюдения законодательства о пожарной безопасности, с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лица и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
По итогам указанной проверки в отношении юридического лица составлен акт плановой выездной проверки N25, в котором указано, что при обследовании, используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещении оборудования объекта защиты АНО ЦСР "Тюменский", расположенных по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, северо-восточнее оз. Сундукуль, урочище Гарельник, стр.4, юридическое лицо АНО "ЦСР "Тюменский" допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности:
-допущена эксплуатация административного здания после изменения класса функциональной пожарной опасности, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности (согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, данное здание является жилым домом, класс функциональной пожарной опасности Ф1.4, фактически здание используется как спальный корпус где проживают реабилитанты, класс функциональной пожарной опасности Ф1.2);
-на объекте защиты не разработана декларация пожарной безопасности;
-в полу на путях эвакуации из административного здания в северной части здания, допускаются перепады высот более 50 мм;
-в административном здании отсутствуют - с первого этажа второй эвакуационный выход; двери на первом этаже, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки с устройством самозакрывания и уплотнения в притворах;
-в административном здании: в подвале допускается хранение горючих материалов (автомобильные покрышки); ширина эвакуационного выхода со второго этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, менее 1, 2 м. (фактически составляет 0, 8 м.); ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на лестничную площадку, расположенную в центральной части здания, менее 1, 2 м. (фактически составляет 0, 8м.); ширина эвакуационного выхода с третьего этажа на наружную лестницу, расположенную в юго-западной части здания, менее 1, 2 м. (фактически составляет 0, 8 м.); на третьем этаже на лестничном марше допускается размещение подставок для обуви, препятствующих безопасной эвакуации людей; на дверях эвакуационных выходов не обеспечена возможность их свободного открывания без ключа;
-в здании столовой отсутствуют: на первом этаже в помещении кухни система АПС; второй эвакуационный выход со второго этажа, используемого в качестве гостиницы;
-в строении банно-прачечного комплекса, расположенного на территории объекта - зашиты, отступка от дымохода печи на чердачном помещении до горючих конструкций покрытия (деревянных стропил) составляет менее 500 мм;
-в здании матери и ребенка отсутствуют эвакуационные выходы с первого и второго этажей; ширина эвакуационного выхода с первого этажа непосредственно наружу, расположенного в южной части здания, менее 1, 2 м. (фактически составляет 0.9 м.);
-в здании общежития отсутствуют вторые эвакуационные выходы с первого и второго этажей;
-не обеспечено наличие у обслуживающего персонала исправных ручных электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного
Таким образом, АНО ЦСР "Тюменский" допустило нарушения положений Технического регламента N 123, а именно: части 2 статьи 1, части 1, 6 статьи 6; статьи 53; части 1 статьи 64; части 3 статьи 80; статьи 83; положения Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479, а именно: подпункты "б", "н" пункта 16; пункта 26; подпункта "б" пункта 27; пункта 77; положения СП 1.13130.2020, а именно: пункты 4.3.5; 4.2.9; 4.2.15; 5.1.4; нарушение нормативов, указанных в таблице Б. 1 п. Б. 2 приложения Б СП 7.13130.2013.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АНО ЦСР "Тюменский" должностным лицом к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Также должностным лицом административного органа представлением N72 от 04 августа 2021 года на АНО ЦСР "Тюменский" возложена обязанность предпринять меры по устранению причин административного правонарушении и условий, способствовавших его совершению.
Кроме того, 27 июля 2021 года в отношении АНО ЦСР "Тюменский" вынесено предписание N 25/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судьям районного и областного суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица и судьи, не имеется.
Доводы жалобы не содержат новых аргументов, которые бы не являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций, по существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, однако оснований для их переоценки не имеется.
Таким образом, действия АНО ЦСР "Тюменский" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание АНО ЦСР "Тюменский" назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы АНО ЦСР "Тюменский" на постановление должностного лица судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии со статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
В ходе рассмотрения дела АНО ЦСР "Тюменский" на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменского, Нижнетавдинского муниципальных районов по пожарному надзору, начальника ОНД и ПР по Нижнетавдинскому муниципальному району ОНД и ПР по Тюменскому, Нижнетавдинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС РФ по Тюменской области Белова Д.П. N 72 от 04 августа 2021 года, решение судьи Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 20 декабря 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 14 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении автономной некоммерческой организации "Центр социальной реабилитации "Тюменский" оставить без изменения, жалобу защитника автономной некоммерческой организации "Центр социальной реабилитации "Тюменский" - Тарасенко С.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции М.В. Ладейщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.