Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Абдрахманова Э.Г., рассмотрев жалобу главы администрации Аргаяшского муниципального района Ишимова И.В. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области N 215-м от 10 сентября 2021 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 25 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аргаяшского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области N 215-м от 10 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 25 ноября 2021 года, администрация Аргаяшского муниципального района (далее - администрация, юридическое лицо) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации Ишимов И.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу пункта 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию - Аргаяшский муниципальный район на праве собственности принадлежат канализационные сети села Кузнецкое, кадастровый N "данные изъяты", канализационная станция, расположенная в с. "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты".
В Министерство экологии Челябинской области 07 мая 2021 года вх. N 5993 поступило письмо из Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по вопросу несанкционированного сброса жидких бытовых отходов на территории Кузнецкого сельского поселения Челябинской области. Данное обращение послужило достаточным основанием для принятия решения о производстве рейдового осмотра и обследования территории в районе с. Кузнецкое Аргаяшского муниципального района.
В ходе осмотра 27 мая 2021 года территории на предмет соблюдения природоохранных требований выявлено место сброса сточных вод без очистки из канализационной станции на почву в районе села Кузнецкое Аргаяшского муниципального района - координаты "данные изъяты". Почва вокруг места сброса сточных вод заболочена, имеет стойкий характерный канализационный запах.
Согласно публичной карте земельный участок, на котором зафиксировано место сброса сточных вод, не разграничен и не имеет кадастрового номера, находится в границах Аргаяшского муниципального района.
Приведенные обстоятельства явились основанием для привлечения администрации постановлением должностного лица административного органа 10 сентября 2021 года к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Факт совершения правонарушения и вина администрации подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, а также районный суд пришли к обоснованному выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ввиду заключения с администрацией Кузнецкого сельского поселения соглашения о передачи части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления сельского поселения, а именно полномочий по организации водоотведения, были предметом исследования и оценки должностного лица, обоснованно отклонены, как несостоятельные.
Как верно установлено при рассмотрении дела должностным лицом, передача части полномочий по водоотведению администрации Кузнецкого сельского поселения не освобождало администрацию Аргаяшского муниципального района от контроля за надлежащим исполнением переданных полномочий. Также следует отметить, что земельный участок, на котором произошел выброс отходов, не разграничен и не имеет кадастрового номера, а насосная станция не была передана в собственность администрации Кузнецкого сельского поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и районный суд пришли к выводам о том, что администрация имела возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но указанным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность исследованных и оцененных доказательств является достаточной для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей районного суда обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих их выводы, в материалы дела заявителем не представлено.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Протокол об административном правонарушении в отношении администрации составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, копия протокола направлена почтой.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы администрации на постановление судьей районного суда дело проверено в полном объеме, решение судьи соответствует требованиям закона.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление старшего государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды, начальника Миасского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области N 215-м от 10 сентября 2021 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 25 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Аргаяшского муниципального района, оставить без изменения, жалобу главы администрации Аргаяшского муниципального района Ишимова И.В. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Э.Г. Абдрахманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.