Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника Шахмаровой Гюльянаг Агалар кызы - адвоката Кононовой Ю.С., действующей на основании ордера, на вступившие в законную силу постановление Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 мая 2021 года, решение Свердловского областного суда от 21 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шахмаровой Гюльянаг Агалар кызы,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 мая 2021 года (N5-1050/2021), оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 21 июля 2021 года (N71-705/2021), индивидуальный предприниматель Шахмарова Гюльянаг Агалар кызы признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Шахмаровой Г.А.к - адвокат Кононова Ю.С, действующая на основании ордера, указывает на незаконность вынесенных в отношении Шахмаровой Г.А.к судебных актов, просит их изменить, заменив назначенный административный штраф на предупреждение.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные статьями главы 18 названного Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Примечанием к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В силу статьи 2 Федерального закона патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
При рассмотрении дела установлено, что 15 апреля 2021 года в 11 часов 00 минут в ходе проведения проверочных мероприятий должностным лицом ОИК ОВМ МУ МВД России "Нижнетагильское" по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Победы, д.43 "А" выявлено, что ИП Шахмарова Г.А.к. 23 марта 2021 года в 12 часов 30 минут в кафе "Огни Востока" незаконно привлекла к трудовой деятельности в Российской Федерации по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Садовая, д.3 в качестве мойщицы посуды гражданку Республики Узбекистан "данные изъяты" года рождения, не имеющую разрешения на работу (патента). Таким образом ИП Шахмаровой Г.А.к. были нарушены требования, установленные частью 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 года N115-ФЗ, и ее действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе N0985726/309 об административном правонарушении от 15.04.2021 года (л.д. 4), рапортом старшего инспектора ОИК ОВМ МУ МВД от 15 апреля 2021 года (л.д.5), объяснениями Шахмаровой Г.А.к. (л.д.6-7), показаниями гражданки Республики Узбекистан "данные изъяты" (л.д.32), копией постановления от 23.03.2021 года о назначении "данные изъяты". административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.38), сведениями базы СПО "Мигрант-1" ФМС России АС ЦБДУИГ в отношении гражданки Республики Узбекистан "данные изъяты", согласно которым у последней отсутствует патент (л.д.34-36), копией договора N "данные изъяты" от "данные изъяты" аренды нежилого помещения по адресу: г. Н.Тагил, ул. Садовая, д. 3/ул. Ленина, д.66, заключенного между ИП "данные изъяты" и Шахмаровой Г.А.к. (л.д.18-24), выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Шахмаровой Г.А.к, согласно которой в соответствующем статусе последняя зарегистрирована с 05.09.2019 года, основным видом деятельности является деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, статус Шахмаровой Г.А.к. как индивидуального предпринимателя актуален (л.д.14-17), и иными материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Собранная по делу совокупность доказательств позволила судебным инстанциям прийти к выводу о том, что ИП Шахмаровой Г.А.к. не приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок привлечения ИП Шахмаровой Г.А.к. к административной ответственности соблюден.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Шахмаровой Г.А.к. в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При определении вида и размера административного наказания судья руководствовался положениями статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание назначено ИП Шахмаровой Г.А.к. с учетом требований статей 4.1 - 4.3 и применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса, в виде штрафа в размере менее, предусмотренного санкцией статьи, при этом судьей приняты во внимание характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение Шахмаровой Г.А.к, наличие у нее тяжелого заболевания и расходы на приобретение лекарственных средств.
Доводы жалобы о том, что судьей не учтено наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, которые позволили бы заменить административный штраф на предупреждение, несостоятельны.
Вопросы возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду затруднительного материального положения привлекаемого к административной ответственности лица, признания вины в совершении правонарушения, являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций. Оснований для замены наказания на предупреждение, судьи обоснованно не усмотрели.
В данном случае с учетом характера правонарушения, объекта посягательства, создаваемой совершенным правонарушением угрозы правоотношениям, возникающим в связи осуществлением иностранными гражданами на территории Российской Федерации регулируемой законом трудовой деятельности, необходимая совокупность условий, которая могла бы указывать на возможность замены наказания ИП Шахмаровой Г.А.к. административного штрафа на предупреждение, отсутствует, обстоятельства отнесения индивидуального предпринимателя к субъектом малого предпринимательства достаточным основанием для этого не являются.
Несогласие Шахмаровой Г.А.к. с судебными постановлениями в части назначенного ей наказания правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Судьей областного суда дело проверено в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. В решении судьей дана объективная оценка всем доводам жалобы.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. При рассмотрении дела судьей районного суда Шахмарова Г.А.к. принимала участие, а также воспользовалась юридической помощью защитника; при пересмотре дела судьей областного суда указанные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, участия не принимали.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление Тагилстроевского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 14 мая 2021 года, решение Свердловского областного суда от 21 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Шахмаровой Гюльянаг Агалар кызы, оставить без изменения, жалобу защитника Шахмаровой Гюльянаг Агалар кызы - Кононовой Ю.С. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.