Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Советского отдела Природнадзора Югры "данные изъяты" на решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2021 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 05-529/2020 старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Советского отдела в Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "данные изъяты" о назначении административного наказания от 04 февраля 2021 года муниципальное унитарное предприятие "Советский Тепловодоканал" (далее МУП "Советский Тепловодоканал") привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа, с учетом применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2021 года (N12-28/2021), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2021 года (N7-378/2021), постановление старшего государственного инспектора ХМАО-Югры в области охраны окружающей среды "данные изъяты"В. N 05-529/2020 от 04 февраля 2021 года в отношении МУП "Советский Тепловодоканал" изменено: производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылка на часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ о назначении наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей исключена. В части привлечения МУП "Советский Тепловодоканал" к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, старший государственный инспектор ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды "данные изъяты" просит об отмене судебных решений, ссылаясь на незаконность их в части прекращения производства по делу по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В отзыве на жалобу МУП "Советский Тепловодоканал", извещенное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы должностным лицом, указывает на несогласие с изложенными в ней доводами, кроме того просит об отмене судебных актов, а также постановления должностного лица в полном объеме, при этом жалобы на судебные акты от указанного лица в кассационный суд общей юрисдикции, поданной в соответствии с требованиями статьи 30.14 КоАП РФ, не поступало.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы должностного лица, и отзыва на жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При рассмотрении дела установлено, что МУП "Советский Тепловодоканал" в период с 00 часов 00 минут 01 июля 2020 года до 24 часов 00 минут 30 сентября 2020 года в географических координатах в системе WGS-84 61, 19241 с.ш, 062, 82248 в.д. в городском поселке Малиновский, Советского района ХМАО-Югры, при эксплуатации объекта - канализационно-очистные сооружения 2700 м3/сут (код объекта "данные изъяты") допустило сброс сточных вод в водный объект - болото без названия (бассейн р. Конда) на 109 км от устья реки Ейтья с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование N "данные изъяты" от 26.08.2020 года, по азоту аммонийному в 60 раз, по железу в 31, 5 раз, нефтепродуктам - в 3, 6 раз, чем нарушены требования части 4 статьи 35, части 2 статьи 39, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса Российской Федерации.
На основе установленных по делу обстоятельств должностное лицо пришло к выводу о том, что предприятие нарушило требования к охране водного объекта, что может повлечь его загрязнение, а также нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, и деяние юридического лица образует составы административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу МУП "Советский Тепловодоканал" на постановление должностного лица пришел к выводу о том, что факт нарушения предприятием правил водопользования при сбросе сточных вод в водный объект, и наличие в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, достоверно подтверждены представленными в дело доказательствами, в том числе решением о предоставлении водного объекта в пользование N "данные изъяты" от 26.08.2020 года, которым установлен нормативно-допустимый сброс загрязняющих веществ; отчетом МУП "Советский Тепловодоканал" о выполнении условий использования указанного водного объекта за 3 квартал 2020 года, где показатели по азоту аммонийному, нефтепродуктам и железу превышены.
Доводы предприятия об отсутствии состава правонарушения и недоказанности вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, являлись предметом проверки судов и были обоснованно отклонены. Оснований для прекращения производства по делу в указанной части суды не установили, а позиция лица, привлеченного к административной ответственности, связанная с его несогласием с оценкой имеющихся в деле доказательств, правомерно не принята судами в качестве основания для отмены постановления должностного лица в указанной части.
Выводы судов о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, являются правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных этим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с положениями части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации, количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае обязанность предприятия по соблюдению правил водопользования при сбросе сточных вод в предоставленный водный объект, обусловленная императивными требованиями закона, не исполнена, что подтвержденный совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену постановления должностного лица и обжалуемых судебных актов в указанной части, не установлено.
При проверке законности и обоснованности привлечения МУП "Советский Тепловодоканал" по этим же фактическим обстоятельствам к административной ответственности также по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о том, что в данном случае действия МУП "Советский Тепловодоканал", являющегося водопользователем и допустившего при сбросе сточных вод превышение разрешенных нормативов концентрации вредных веществ, не требуют дополнительной квалификации по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобам МУП "Советский Тепловодоканал" и должностного лица на решение судьи районного суда, судья суда автономного округа, согласился с этими выводами, не усмотрев оснований для отмены судебного решения.
В рассматриваемой жалобе должностное лицо приводит доводы о законности и обоснованности постановления должностного лица, о наличии в действиях МУП "Советский Тепловодоканал" составов двух административных правонарушений - предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ и частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ. Между тем эти доводы не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебных решений.
При рассмотрении дела судом установлено, что при квалификации деяния лица по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ при вынесении постановления должностное лицо не установило в чем заключается нарушение требований к охране водных объектов, которое могло бы повлечь загрязнение, в связи с чем судья районного суда не усмотрел оснований для привлечения МУП "Советский Тепловодоканал" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ и прекратил производство по делу в данной части на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, имели место в период с 01.07.2020 года по 30.09.2020 года, таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек, в связи с чем возможность правовой оценки действий юридического лица на предмет наличия состава административного правонарушения, утрачена, кроме прочего это повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
При этом из материалов дела не следует, что при рассмотрении дела судебными инстанциями были допущены существенные процессуальные нарушения, которые носили бы фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на исход дела. Несогласие с данной судьями оценкой обстоятельств дела достаточным основанием для признания судебных актов незаконными не является.
В связи с изложенным правовых оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 февраля 2021 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 мая 2021 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 8.13 и частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия "Советский Тепловодоканал", оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды "данные изъяты" - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.