Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника администрации Каслинского муниципального района Борискина Е.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 10 марта 2021 года и решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 07 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каслинского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 10 марта 2021 года (N3-118/2021), оставленным без изменения решением судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 07 июня 2021 года, администрация Каслинского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в интересах администрации Каслинского муниципального района, защитник администрации Борискин Е.Н, действующий по доверенности, указывает на незаконность вынесенных судебных актов, просит их отменить и производство по делу прекратить.
Копия жалобы направлялась в адрес Каслинской городской прокуратуры, возражений на жалобу от прокурора в суд не поступало.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (подпункт "а"); осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (подпункт "г"); создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "д").
Исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями. Порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями. Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведенной Каслинской городской прокуратурой проверки соблюдения администрацией Каслинского муниципального района Челябинской области, расположенной по адресу: г. Касли, ул. Ленина, д.55, законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуации и их последствий, прокурором выявлено, что в нарушение требований части 2 статьи 11, статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункта 20 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794, администрацией Каслинского муниципального района не утверждены номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не разработан и не утвержден порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок их восполнения. По результатам проверки прокурором составлена справка от 28 января 2021 года.
Оснований не доверять сведениям о том, что на момент проведения проверки имелись вышеуказанные нарушения, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Таким образом деяние (бездействие) администрации Каслинского муниципального района образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные по делу обстоятельства достоверно подтверждены собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, содержание которых приведено в судебных актах нижестоящих инстанций, которые исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины администрацией Каслинского муниципального района
В жалобе защитник приводит доводы об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со ссылками на то, что администрацией Каслинского муниципального района создан резерв материальных ресурсов, а отсутствие Порядка создания резерва не образует объективную сторону данного состава административного правонарушения, поскольку это не отнесено к полномочиям администрации, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Между тем эти доводы несостоятельны и связаны с иным толкованием заявителем требований законодательства.
С учетом вышеприведенных положений части 2 статьи 11, статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, а также норм Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года N 794, которые конкретизируют требования закона и устанавливают порядок создания и использования резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств, принимая во внимание положения пунктов 8, 23 части 1 статьи 5, пунктов 9, 25 части 1 статьи 39 Устава Каслинского муниципального района, в силу которых к вопросам местного значения и непосредственным полномочиям администрации муниципального района отнесена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Каслинского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также взаимосвязанных с ними норм пункта 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Каслинском муниципальном районе, утверждённых Решением Собрания депутатов Каслинского муниципального района Челябинской области от 30.06.2016 года N 74, обязанность по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций возложена на администрацию Каслинского муниципального района. При этом, как уже указывалось выше, номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом, то есть в рассматриваемом случае администрацией Каслинского муниципального района.
Невыполнение данной обязанности, при том, что в материалах дела не имеется объективных сведений, указывающих, что администрацией предприняты все зависящие от неё меры по соблюдению установленных федеральным законодательством требований в указанной области, свидетельствует о нарушении установленных требований и предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия администрации Каслинского муниципального района правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оснований для переоценки выводов судей и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные судьями обстоятельства, не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует о наличии оснований к отмене судебных актов.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении постановления участвовал защитник администрации Никифоров Н.В, действующий по доверенности. Копия постановления вручена в установленном законом порядке.
Порядок и сроки давности привлечения администрации Каслинского муниципального района к административной ответственности соблюдены.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. При назначении администрации Каслинского муниципального района наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Административное наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела и в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N1 г. Касли и Каслинского района Челябинской области от 10 марта 2021 года и решение судьи Каслинского городского суда Челябинской области от 07 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Каслинского муниципального района, оставить без изменения, жалобу защитника администрации Каслинского муниципального района Борискина Е.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.