Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-732/2021 по иску Цыплякова Алексея Владимировича к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделу Министерства внутренних дел России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконным решения о расчете выслуги лет, об отмене приказа об установлении стажа службы (выслуги лет) для назначения пенсии, о возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет и перерасчет пенсии по выслуге лет, по кассационной жалобе Управления Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Цыпляков А.В. обратился в суд с иском к Отделу Министерства внутренних дел России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа) о признании незаконным решения в части расчета выслуги лет за период службы в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ямало- Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УФСКН России по Ямало- Ненецкому автономному округу) с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года как один месяц службы за один месяц; отменить приказ от 01 марта 2021 года N37л/с "О частичном изменении приказа от 22 января 2021 года N8л/с"; обязать осуществить перерасчет выслуги лет, включив в стаж службы (выслугу лет) период службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с 29 января 2021 года.
В обоснование иска указал, что с августа 1999 года по ноябрь 2001 года проходил службу в Главном управлении внутренних дел по Самарской области; с ноября 2001 года по август 2007 года продолжил службу в Пуровском Районном отделе внутренних дел Управлении внутренних дел по Ямало-Ненецкому автономному округу; с мая 2011 года проходил службу в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, был уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий 31 мая 2016 года. На момент увольнения выслуга лет в льготном исчислении составляла 19 лет 04 месяца 25 дней и не подлежала перерасчету. С августа 2017 проходил службу в подразделениях Управлении министерства внутренних дел России на транспорте, в декабре 2018 года был уволен на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на пенсию, выслуга лет на день увольнения составила 15 лет 05 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 21 год 06 месяцев 02 дня. Пенсию получал до сентября 2019 года. В сентябре 2019 года вновь поступил на службу в ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа, был уволен приказом N 8л/с от 22 января 2021 года на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на пенсию. Стаж службы для назначения пенсии в календарном исчислении на момент увольнения составил 16 лет 9 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 23 года 7 месяцев 10 дней. Однако приказом начальника УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N 37л/с в приказ N 8л/с от 22 января 2021 года были внесены изменения, выслуга лет в льготном исчислении была уменьшена до 21 года 00 месяцев 28 дней.
Полагает, что Министерство внутренних дел России является правопреемником Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России, по пенсионному обеспечению сотрудников, поэтому его служба в органах наркоконтроля подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца). Считает, что право на пенсию не может ставиться в зависимость от того, из какого ведомства уволился сотрудник, он получает право на исчисление выслуги лет в льготном порядке, проходя службу в органах ФСКН, это право ранее признавалось государством и не было отменено, обратное приведет к нарушению его конституционного права на пенсионное обеспечение, так как влечет снижение размера ранее установленного пенсионного обеспечения за выслугу лет.
Определением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление министерства внутренних дел Росси по Ямало - Ненецкому автономному округу (далее по тексту - УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу).
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2021 года исковые требования Цыплякова А.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года решение Пуровского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Цыплякова А.В. к УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу о признании незаконным приказа, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет. Принято в указанной части новое решение, которым признан незаконным приказ УМВД России по Ямало - Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N37л/с о внесении изменений в приказ УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22 января 2021 года N8л/с в части продолжительности стажа службы (выслуги лет) Цыплякова А.В. в льготном исчислении. Возложена на УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу обязанность произвести перерасчет пенсии Цыплякову А.В, исходя из выслуги лет, составляющей на 28 января 2021 года в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 10 дней, с 29 января 2021 года. В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года, ссылаясь на его незаконность.
От Цыплякова А.В. поступило заявление, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в период с 09 августа 1999 года по 06 августа 2007 года Цыпляков А.В. проходил службу в органах внутренних дел.
В период с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года истец проходил службу оперуполномоченным и старшим оперуполномоченным в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу, уволен со службы в соответствии подпунктом 6 пункта 142 Положения о службе в органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2003 года N613 по собственному желанию в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
В период с 20 апреля 2017 года по 04 августа 2017 года, Цыпляков А.В. работал в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".
С 07 августа 2017 года по 28 декабря 2018 года истец проходил службу в Линейном отделе МВД России на транспорте УМВД России по Уральскому федеральному округу, уволен на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом от 18 декабря 2018 года N429 л/с Цыплякову А.В. произведен расчет выслуги в календарном исчислении по состоянию на 28 декабря 2018 года - 15 лет 04 месяца 18 дней и в льготном исчислении - 21 год 06 месяцев 02 дня.
Заключением от 21 декабря 2018 года N74/11737 определен размер пенсии Цыплякова А.В. в сумме 18 990, 89 руб, подлежащей выплате с 29 декабря 2018 года.
В период с 22 января 2019 года по 30 августа 2019 года истец, являясь получателем пенсии по выслуге лет, работал в публичном акционерном обществе "Сбербанк России".
В связи с поступлением 03 сентября 2019 года истца на службу в органы внутренних дел, выплата пенсии ему была приостановлена.
С 03 сентября 2019 года по 28 января 2021 года Цыпляков А.В. проходил службу в должности начальника отделения по контролю за оборотом наркотиков ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. Уволен со службы с 28 января 2021 года приказом от 22 января 2021 года N8л/с по выслуге лет, дающей право на получение пенсии; произведен расчет выслуги по состоянию на 28 января 2021 года в календарном исчислении - 16 лет 09 месяцев 13 дней, в льготном исчислении - 23 года 07 месяцев 10 дней.
28 января 2021 года Цыпляков А.В. обратился с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет.
На основании письма ОМВД России по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 февраля 2021 года N81/4720 о выявлении допущенной ошибкой при исчислении периода службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу издан приказ от 01 марта 2021 года N37л/с "О внесении изменений в приказ от 22 января 2021 года N8л/с" в части исчисления льготной выслуги лет Цыплякова А.В, который уменьшен до 21 года 00 месяцев 28 дней.
10 марта 2021 года произведен расчет выслуги лет, из которого следует, что период службы Цыплякова А.В. с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу исчислен календарно. С данным расчетом Цыпляков А.В. не согласился.
Заключением от 24 марта 2021 года N74/12828 Цыплякову А.В. назначена пенсия в сумме 23 725, 31 руб. с 29 января 2021 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям", Федерального закона от 03 июля 2016 года N305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", исходил из того, что применение льготного исчисления выслуги лет сотрудникам органов наркоконтроля, возможно только при их переводе в органы внутренних дел в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы
органов внутренних дел засчитывается календарно служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а поскольку Цыпляков А.В. уволился со службы в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу из-за проведения организационных мероприятий, а не в связи с переводом в органы внутренних дел, то период с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года подлежит только календарному исчислению, то пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Также судом первой инстанции в качестве дополнительного основания отказа в удовлетворении требований указано на пропуск Цыпляковым А.В. срока обращения в суд в соответствии с пунктом 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проверяя законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о том, что срок службы Цыплякова А.В. в УФСКН России по Ямало-Ненецкому автономному округу в период с 11 мая 2011 года по 31 мая 2016 года подлежит расчету в календарном, а не льготном исчислении, не согласился с выводами об отказе в признании незаконным приказа от 01 марта 2021 года N37л/с "О внесении изменений в приказ от 22 января 2021 года N8л/с" и перерасчете пенсии истцу, исходя из выслуги лет, составляющей на 28 января 2021 года в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 10 дней, с 29 января 2021 года.
Признавая незаконным приказ УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N37л/с "О внесении изменений в приказ от 22 января 2021 года N8л/с", суд апелляционной инстанции исходил из того, что приказом МВД России от 01 февраля 2018 года N50 утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым перед увольнением со службы из органов внутренних дел, в том числе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника на него оформляется представление, содержащее, в том числе, сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, наличии прав на социальные гарантии, представление доводится до сведения сотрудника под расписку, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций; с целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет; с расчетом выслуги от 10 марта 2021 года Цыпляков А.В. не согласился; Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предоставляет права представителю нанимателя вносить какие-либо изменения в приказ об увольнении сотрудника в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и законные интересы уволенного сотрудника, без его предварительного согласия после того, как контракт о прохождении службы расторгнут и служебные отношения прекращены, в связи с чем пришел к выводу о том, что выявление в приказе об увольнении сотрудника со службы ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты сотруднику, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу
лет само по себе не может служить основанием для внесения в приказ об увольнении изменений в расчет выслуги лет.
Также судом апелляционной инстанции указано, что незаконность оспариваемого приказа подтверждает и тот факт, что приказом Ново-Уренгойского Линейного отдела МВД России на транспорте от 18 декабря 2018 года N429 л/с Цыпляков А.В. был уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии и с 28 декабря 2018 года, выслуга лет в льготном исчислении на указанную дату ему была определена как 21 год 06 месяцев 02 дня. Поскольку данный приказ не был отменен, а выплата назначенной по нему пенсии была приостановлена в связи с поступлением на службу, то изменение в одностороннем порядке расчета периода пенсии Цыплякову А.В. является неправомерным.
Установив незаконность приказа об изменении расчета выслуги лет, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требования Цыплякова А.В. по возложению на УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности осуществить ему перерасчет пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 10 дней с момента ее назначения, то есть с 29 января 2021 года.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что нарушения срока обращения Цыплякова А.В. в суд не имеется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 58 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и с учетом того, что в данном случае истцом заявлен спор о защите пенсионных прав, то его право на обращение в суд не может быть ограничено каким-либо сроком.
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в органах внутренних дел для назначения пенсии за выслугу лет и ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), для выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий и зачета в стаж службы в органах внутренних дел периодов, указанных в данной статье, и иных периодов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации (статья 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регулируются положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, у которых имеется необходимая выслуга на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 названного закона установил, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, определяется Правительством Российской Федерации в постановлении от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" (далее по тексту - постановление).
Постановление устанавливает порядок исчисления выслуги лет поименованных в нем категорий граждан; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца указанные в данной правовой норме периоды.
Включение названным категориям лиц периодов службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров) осуществляется на основании пункта 1 постановления, то есть в календарном исчислении.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в частности, в определении от 28 сентября 2021 года N 1987-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 3 постановления, что специальная (более высокая) оценка при формировании выслуги лет тех или иных периодов службы, когда имели место особые обстоятельства, влияющие на условия осуществления профессиональной деятельности, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и относится к сфере усмотрения федерального законодателя, который делегирует соответствующие полномочия Правительству Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам органов наркоконтроля, в том числе на льготных условиях, регулируется пунктами 3 - 7 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N254.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 года N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" не подлежит применению при исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку действие данного постановления распространяется на сотрудников, увольняющихся из этих органов.
В целях совершенствования государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации Указом от 5 апреля 2016 года N 156 упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и передал ее функции и полномочия, а также штатную численность Министерству внутренних дел Российской Федерации, установив, что МВД России является правопреемником упраздняемой службы (пункт 1, подпункты "а", "б" пункта 2, подпункты "а", "б" пункта 6).
Частью 10 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" предписано, что стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Таким образом, названным выше федеральным законом предусмотрено сохранение стажа службы (выслуги лет) сотрудникам органов наркоконтроля, исчисленного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения, которые поступили в органы внутренних дел в порядке перевода в связи с упразднением органов Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (часть 1 статьи 33).
В отношении иных сотрудников органов наркоконтроля, поступивших на службу в органы внутренних дел (не в порядке перевода на основании указанного выше закона), а в качестве вновь принятых на службу в органы внутренних дел после увольнения из органов наркоконтроля, выслуга лет исчисляется на основании постановления, то есть в календарном исчислении.
В связи с этим различие порядка исчисления выслуги лет лицам, проходившим службу в органах наркоконтроля и по различным правовым основаниям прекратившим службу, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства при реализации сотрудниками данных органов их права на пенсионное обеспечение.
Сотрудники органов наркоконтроля, уволившиеся со службы, которым была назначена пенсия в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, при поступлении на службу в органы внутренних дел вправе выбрать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с повторным поступлением на службу (статья 6, часть вторая статьи 14 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
В соответствии с частью 3 статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части третьей статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и пункта 5 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае обнаружения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, в частности за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, устранение ошибки, допущенной при исчислении размера пенсии, в том числе при изменении законодательства, осуществляется путем перерасчета пенсии.
Учитывая, что совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий и исчислении их размеров тех или иных ошибок исключить невозможно, предусмотренная законом возможность исправления таких ошибок, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, призвана обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.
Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что обнаружение ошибки, допущенной соответствующим органом и выразившейся в назначении пенсии за большую выслугу лет, чем имеется в соответствии верно произведенным исчислением, влечет за собой безусловное произведение ее перерасчета.
Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как перерасчет пенсии, не может рассматриваться как несовместимый с требованиями Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования он является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, отсутствия виновных действий со стороны пенсионера.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной соответствующим органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 14 января 2016 года, при прекращении выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, необходимо учитывать продолжительность периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительность периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимость для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Ссылаясь на указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не учел, что в пункте 3 постановления Федеральному законодателю указано - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем постановлении, - внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
Во исполнение указаний, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 14 января 2016 года, реализуя предоставленные полномочия, законодатель Федеральным законом N 63-ФЗ от 03 апреля 2017 года внес соответствующие изменения в положения статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, предусматривающие при прекращении выплаты пенсии обязательный учет тех обстоятельств, на которые сослался Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении.
В случае утраты пенсионером права на пенсию за выслугу лет в результате устранения допущенной ошибки, обнаруженной по истечении трех лет с даты назначения пенсии, являющейся его единственным источником дохода, пенсионный орган при условии отсутствия виновных действий пенсионера, приведших к неправомерному назначению пенсии, принимает решение о выплате суммы, равной размеру пенсии, выплачиваемой на дату обнаружения ошибки.
Указанная в части четвертой данной статьи сумма выплачивается ежемесячно до возникновения у пенсионера права на получение пенсии в соответствии с указанным Законом либо права на назначение любой другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением накопительной пенсии и социальной пенсии), и подлежит ежегодному увеличению (индексации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что при произведении перерасчета пенсии, в том случае, когда после него пенсионер утрачивает право на ее получение, указанным выше нормативным регулированием возложены обязательства на орган, ее назначивший, по продолжению выплаты пенсии до возникновения у пенсионера права на ее получение по выслуге лет либо права на назначение любой другой пенсии. При этом возможность перерасчета пенсии в том случае, когда право на ее получение пенсионером не утрачивается, но снижается размер пенсии, установлена без возложения каких-либо обязательств на орган, ее назначивший.
Вместе с тем положения статьи 62 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, подлежащие применению к спорным правоотношениям, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела применены не были.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о том, что выслуга лет службы в органах наркоконтроля должна производится Цыплякову А.В. в календарном исчислении, суд апелляционной инстанции ошибочно исходил из того, что особый правовой механизм, закрепляющий правовые гарантии для получателей пенсии за выслугу лет в случае, когда в результате устранения допущенной ошибки утрачивается право на указанную пенсию, распространяется на все случаи устранения ошибок, допущенных при назначении пенсии за выслугу лет, что не соответствует приведенным нормам закона и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
Между тем данные обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения возникшего спора, поскольку лишение возможности ответчика устранить допущенную ошибку в исчислении выслуги лет для назначения пенсии не соответствует соблюдению требований социальной справедливости и формального равенства и предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, для правильного рассмотрения дела суду апелляционной инстанции следовало установить возможность ответчиками производить перерасчет пенсии Цыплякову А.В. при условии отсутствия утраты им права на ее получение и наличие или отсутствие каких-либо обязательств в силу приведенного правого регулирования.
При таких обстоятельствах, нельзя признать правомерным выводы суда апелляционной инстанций об удовлетворении требований истца о признании незаконным приказа УМВД России по Ямало- Ненецкому автономному округу от 01 марта 2021 года N37л/с и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии Цыплякову А.В, исходя из выслуги лет, составляющей на 28 января 2021 года в льготном исчислении 23 года 07 месяцев 10 дней, с 29 января 2021 года, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении настоящего дела судом допущены нарушения норм права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без нового рассмотрения дела, в связи с чем находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 15 февраля 2022 года, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Полагая возможным отмену апелляционного определения полностью, судебная коллегия учитывает взаимную обусловленность всех частей апелляционного определения и руководствуется разъяснениями, данными в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N144 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
При новом рассмотрении дела суду следует учесть все приведенное выше и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований материального права и процессуального закона.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года приостановлено исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года до принятия кассационным судом общей юрисдикции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы.
Поскольку в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы, подлежит отмене приостановление исполнения состоявшегося по делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.3, 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 февраля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.