Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4459/2021 по иску Козочкина Александра Петровича к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Челябинской области, войсковой части N 31600 г. Москва о признании права на меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Козочкина Александра Петровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения истца Козочкина А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Козочкин А.Г. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Челябинской области о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", о признании за ним права на меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Постановление от 27 декабря 1991 года N 2123-1) на граждан из подразделений особого риска", начиная с даты выдачи удостоверения участника подразделений особого риска - 22 августа 2019 года.
В обоснование своих требований указал на то, что с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года проходил срочную военную службу в войсковой части N войсковой части N в районе г. Семипалатинска Казахской ССР, являлся непосредственным участником испытаний ядерного оружия - участником подразделений особого риска. В соответствии с выданным удостоверением имеет право на меры социальной защиты, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1, как "непосредственный участник подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ". Полагает, что имеет право на меры социальной защиты, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1, как "непосредственный участник подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ", поскольку фактически принимал участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действий других поражающих факторов ядерного оружия, являлся старшим пробоотборщиком.
Протокольным определением от 03 июня 2021 года судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть N 31600 г. Москва.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 13 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований Козочкину А.П. отказано.
В кассационной жалобе Козочкин А.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года, которым оставлено без изменения решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 октября 2021 года, принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения военного комиссариата Челябинской области, в которых указано на необоснованность доводов истца.
Представители ответчиков в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения истца, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 на граждан, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, распространяется действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел:
б) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
д) непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по отбору и захоронению радиоактивных веществ.
Согласно пункту 2 указанного Постановления меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" утверждены критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска. С учетом данных критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска.
К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся:
непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 01 января 1963 года при выполнении служебных обязанностей: в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке; в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования; в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов взрывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ; в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств;
непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе: государственных комиссий по проведению испытаний; экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений; групп съема материалов регистрации; групп обслуживания аппаратурных комплексов; групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоактивно загрязненными биообъектами; групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки; групп радиационной разведки; групп живучести; групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией; групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок, при этом выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска;
непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, при выполнении служебных обязанностей в составе: экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации; персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах; государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах;
непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 года в составе: персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, поверочные лаборатории, службы хранения); персонала хранилищ узлов ядерных зарядов; специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов;
непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей: в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва; в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни; в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне; в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.
Указанные критерии также распространяются на участников работ, осуществляемых после подземных ядерных взрывов, происшедших в условиях нештатных радиационных ситуаций.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2016 года N 590.
Указанным Порядком предусмотрено, что в целях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска создается Центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска. Председателем Центральной комиссии является командир войсковой части N
Заявления граждан об отнесении их к гражданам из подразделений особого риска подаются в произвольной форме и содержат следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии); почтовый адрес места проживания; согласие на обработку персональных данных; подробное описание личного участия в действиях подразделений особого риска.
К заявлениям прилагаются, том числе документы, подтверждающие непосредственное участие военнослужащих и работников, бывших военнослужащих и работников в действиях подразделений особого риска.
В соответствии с пунктом 8 Порядка для проверки соответствия заявителей Критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958, воинскими частями и военными комиссариатами, куда обратился заинтересованный гражданин, составляются списки, которые направляются в подчиненные Министерству обороны Российской Федерации подразделения в зависимости места, периода службы и характера выполнявшихся работ
Согласно пункту 10 Порядка воинскими частями (организациями), указанными в подпунктах 1 - 4 пункта 8 данного Порядка, на основании представленных материалов, указанных в пункте 9 Порядка, и архивных документов, находящихся у них, составляется экспертное заключение по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к Порядку, которое подписывается соответствующим командиром (начальником, руководителем), формируется в двухмесячный срок личное дело заявителя и направляется на рассмотрение в Центральную комиссию.
Если вышеуказанные материалы и архивные документы не подтверждают соответствия заявителей Критериям, дается аргументированный письменный ответ в военный комиссариат или воинскую часть, а также заявителю. Решение Центральной комиссии об оформлении и выдаче (отказе в выдаче) удостоверений по рекомендуемым образцам принимается для каждого заявителя индивидуально (пункт 16 Порядка).
Решение Центральной комиссии об оформлении и выдаче заявителю удостоверения принимается при условии соответствия его Критериям (пункт 18 Порядка).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Козочкин А.П. в период с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года проходил военную службу в войсковых частях 55760 и 08336 в должности старшего пробоотборщика, водителя-автомеханика. Войсковые части N значатся в Перечне воинских частей, входивших в состав войсковой части N и дислоцировавшихся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с 1949 года по 1989 год.
15 марта 2019 года Козочкин А.П. обратился в военный комиссариат г. Озерска с заявлением о направлении документов в Центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации для подтверждения непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.
К заявлению были приложены копия военного билета Козочкина А.П, письменное описание личного участия в действиях подразделений особого риска, архивные справки о направлении Козочкина А.П. в период службы в командировки на площадки ГСС, Б-2.
19 марта 2019 года военный комиссариат г. Озерска направил документы Козочкина А.П. командиру войсковой части N г. Сергиев- Посад для рассмотрения вопроса об отнесении Козочкина А.П. к гражданам из подразделений особого риска и выдачи удостоверения участнику испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне.
Рассмотрев представленные документы в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 590, войсковая часть N составила заключение, из которого следует, что согласно представленным документам Козочкин А.П. занимался транспортировкой взрывчатых веществ, специального оборудования, подопытных животных к местам проведения испытаний; после проведения подземных испытаний ядерного оружия занимался погрузкой, вывозом животных, специального оборудования и мусора с объекта; в период проведения испытаний участвовал в транспортировке изделий по частям на площадку ГСС на сборно-лабораторный комплекс СЛК, что следует из его личных пояснений. Представленные документы являются подтверждением непосредственного участия Козочкина А.П. в подземных испытаниях ядерного оружия в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных отходов, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, что соответствует категории "д".
22 августа 2019 года Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в подразделениях особого риска Козочкину А.П. выдано удостоверение участника подразделений особого риска ОРС N N, подтверждающее право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом "д" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1.
23 октября 2019 года Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Озерске Челябинской области Козочкину А.П. отказано в назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, поскольку граждане, предусмотренные подпунктом "д" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1 и не являющиеся инвалидами, права на досрочное назначение пенсии не имеют.
На последующие обращения истца по вопросу изменения категории истцом получены следующие ответы.
Ответ войсковой части N от 18 марта 2020 N 448/16/3657 о том, что вопрос о возможности изменения категории социальной защиты рассматривался на заседании Центральной комиссии. В связи с тем, что представленные документы, находящиеся в личном деле Козочкина А.П, не дают оснований для изменения категории непосредственного участия в подразделениях особого риска с "д" на "б", Центральная комиссия решила(протокол N 86 от 06 марта 2020 года) отказать Козочкину А.П. в изменении категории социальной защиты. Копия указанного протокола представлена в материалы дела.
Ответ Министерства обороны Российской Федерации от 20 августа 2020 N 448/16, из которого следует, что вопрос о возможности изменения категории социальной защиты рассматривался на заседании Центральной комиссии, и было принято решение (протокол от 22 марта 2020 года N 86) отказать Козочкину А.П. в изменении категории социальной защиты с "д" на "б". Оснований для повторного рассмотрения вопроса об изменения категории непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, указанной в выданном истцу удостоверении, не имеется. Кроме того, указано, что приложенная к обращению Козочкина А.П. копия отчета о цитогенетическом исследовании была составлена без учета особенностей прохождения военной службы. Доза облучения, указанная в данном отчете, отражает радиационное воздействие на организм человека за всю его жизнь, поэтому заключение по цитогенетическому исследованию только констатирует наличие дозы облучения на момент проведения исследования, при этом не указывается, где и когда была получена данная доза облучения. Иных доводов и документов, подтверждающих непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и других поражающих факторов ядерного оружия, в материалах обращения не содержится. В связи с изложенным оснований для повторного рассмотрения вопроса об изменении категории не имеется.
Согласно ответу ФГКУ "12 ЦНИИ" Министерства обороны Российской Федерации от 16 апреля 2020 года в журналах службы радиационной безопасности, находящихся на хранении, Козочкин А.П. не значится.
Определением Центрального районного суда г. Челябинска от 14 июля 2021 года по ходатайству истца назначена комплексная судебная радиобиологическая экспертиза.
Согласно заключению эксперта ООО "Научно-исследовательского института судебной экспертизы - СТЭЛС" N 231 рб/08/21 у Козочкина А.П. выявлена доза облучения, превышающая предельно допустимую, полученная доза облучения связана с последствиями прохождения Козочкиным А.П. воинской службы в период с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года в войсковой части N, войсковой части N в районе г. Семипалатинска Казахской ССР.
В ходе рассмотрения дела на запрос суда первой инстанции получена архивная справка ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 23 августа 2021 года, из которой следует, что в период службы Козочкин А.П. регулярно направлялся в служебные командировки на площадки ГСС, Б-2; характер выполняемой работы личным составом части, в том числе Козочкиным А.П. в документах войсковой части N не отражен.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик войсковая часть N указал на то, что в период службы истца нештатных радиационных ситуаций при испытании ядерного оружия на Семипалатинском полигоне не зарегистрировано, что подтверждается многочисленными открытыми опубликованными источниками информации. В таблице подземных ядерных взрывов, произведенных на Семипалатинском полигоне в 1961-1989 годах, приведенной в официальном издании "Бюллетень центра общественной информации по атомной энергии (ЦНИИатоминформ - 1993 год)", последний взрыв с нештатной радиационной ситуацией произошел 05 декабря 1980 года.
В письменных возражениях на исковое заявление ответчик Министерство обороны Российской Федерации со ссылкой на вышеприведенное правовое регулирование указал на то, что единственным правомочным органом, который вправе устанавливать факт непосредственного участия в действиях подразделений особого риска и разрешать вопрос о выдаче соответствующего удостоверения, является Центральная комиссия, при наличии документов, подтверждающих непосредственное участие военнослужащих и работников в действиях подразделений особого риска. Непосредственное участие военнослужащих и иных лиц при исполнении служебных обязанностей в подразделениях особого иска при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, предусмотренными в приказе Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2016 года N 590. Между тем документов о непосредственном участии Козочкина А.П. в испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и других поражающих факторов ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, в материалах дела не имеется. То обстоятельство, что Козочкин А.П. находился на территории, где проводились ядерные испытания, само по себе не может служить основанием для признания факта его участия в испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и других поражающих факторов ядерного оружия, поскольку не подтверждается доказательствами, отвечающими требованиям допустимости.
Возражая против исковых требований Козочкина А.П, военный комиссариат Челябинской области ссылался на то, что критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958, которым предусмотрены перечни работ на опытных полях, а также перечни структурных подразделений и служб ядерных полигонов Министерства обороны Российской Федерации, выполнение которых признается непосредственным участием в испытаниях ядерного оружия. Если документами не подтверждается соответствие заявителя вышеуказанным критериям, установление статуса невозможно.
Представленная в материалы дела выписка из Бюллетеня центра общественной информации по атомной энергии N 9/93 содержит информацию о ядерных взрывах, произведенных на Семипалатинском полигоне в 1961-1989 годах.
При этом взрывы с нештатной ситуацией имеют обозначения ВНК (НРС) - взрыв неполного камуфлета - взрыв полного внутреннего действия с нештатной радиационной ситуацией, сопровождающийся ранним и напорным динамическим попаданием в атмосферу продуктов взрыва в газо- и парообразной форме, обусловленных случайным нарушением нормального процесса проведения испытания или не предусмотренными проектом его последствиями, которые могли привести или приводили к облучению людей выше установленных норм или к материальному ущербу.
Согласно приведенной таблице ядерных взрывов последний взрыв с нештатной ситуацией (ВНК (НРС)) произошел 05 декабря 1980 года. Все последующий взрывы не имеют обозначения ВНК (НРС).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Козочкину А.П, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "Научно-исследовательского института судебной экспертизы - СТЭЛС" N 231 рб/08/21 не может быть положено в основу для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку в установленном законом порядке не было обжаловано решение (протокол от 22 марта 2020 года N 86) об отказе в изменении категории социальной защиты с "д" на "б".
Ввиду того, что вопрос об установлении категории находится в компетенции Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, принятое решение об установлении категории "д" незаконным не признано, то суд не вправе в рамках настоящего гражданского дела устанавливать или изменять категорию социальной защиты. При этом суд отметил, что истец не лишен права вновь обратиться с соответствующим заявлением для рассмотрения вопроса об изменении категории социальной защиты, представив в качестве доказательства заключение эксперта.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что в соответствии с пунктом 10 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 2016 года N 590, факт непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска устанавливается Центральной комиссией для каждого лица индивидуально. При этом оценка наличия у истца суммарной дозы радиации и установление связи полученной радиации с фактом проживания/прохождения службы на определенной территории должна быть осуществлена компетентным органом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в период срочной военной службы с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года в нештатных радиационных ситуациях при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, нештатных ситуаций в указанный период службы Козочкина А.П. не было зарегистрировано.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что им не представлено доказательств, подтверждающих его непосредственное участие в период срочной военной службы с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года в нештатных радиационных ситуациях при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне по той причине, что самостоятельно получить такие сведения он не мог, а его ходатайства о направлении запроса о зарегистрированных внештатных ситуациях судом первой инстанции отклонялись, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку судами установлено, что в период срочной военной службы истца с 17 ноября 1981 года по 22 ноября 1983 года нештатных ситуаций при испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне не было зарегистрировано.
Ссылка истца на противоположные выводы суда апелляционной инстанции, судом принято в качестве доказательства заключение судебной экспертизы в полном объеме, в том числе о полученной им в период службы дозе облучения, превышающей предельно допустимую, однако указано, что оценка наличия у него суммарной дозы радиации и установление связи полученной радиации с фактом проживания/прохождения службы на определенной территории должна быть осуществлена компетентным органом, при этом суд не указал, какой орган является более компетентным для установления связи полученной радиации с фактом прохождения службы, судебной коллегией отклоняется, поскольку судами правильно указано, что вопрос об установлении категории находится в компетенции Центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, решение об оформлении и выдаче удостоверений принимается Центральной комиссией для каждого заявителя индивидуально на основании совокупности представленных документов.
Доводы истца о том, что Министерство обороны Российской Федерации необоснованно признало его право на льготы в меньшем объеме, чем следовало из его служебных обязанностей и фактически выполняемых функций, исполнение им обязанностей на площадке ГСС в период с 10 сентября 1983 года по 05 ноября 1983 года осуществлялось в эпицентре взрыва двух изделий, что подтверждается архивной справкой, военным билетом и полностью соответствует критериям непосредственного участия граждан в подразделениях особого риска, направлены на переоценку выводов судов нижестоящих инстанций. Между тем, суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию и переоценке доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что основанием для отнесения к категории, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1, относится не только непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций, но и действие других поражающих факторов ядерного оружия, что является самостоятельным основанием наделения его льготами; к таким факторам относится радиоактивное заражение, наличие у него облучения, полученного в период службы, составляющего 28 бэр, подтверждено экспертным заключением, в связи с чем само наличие или отсутствие нештатных радиационных ситуаций, для правильного рассмотрения дела, не имеет юридического значения, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылки истца на то, что суд неправильно указал на то, что он не представил ответчикам соответствующего удостоверения единого образца, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации (ввиду его отсутствия у него на момент обращения), подтверждающего право на отнесение к соответствующей категории лиц, поскольку удостоверение соответствующего образца было представлено в суд первой инстанции непосредственно при подаче иска; суд сослался на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, однако не указал, где выражена такая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, основанием для отмены или изменения служить не могут.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 13 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Козочкина Александра Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.